|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39108
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1.3. Расстройства мышления или способности
решать проблемы: – продолжительные периоды навязчивых мыслей о переживаниях во время приема ПАВ, о новом употреблении и его положительных последствиях, о путях его приобретения; – решение проблем с помощью нового приема ПАВ. «остановка мыслей»; тренировка альтернативного поведения; анализ проблем и тренинг принятия решения; модификация ложных убеждений относительно ПАВ. 1.4. Расстройства речи: ограниченный набор выражения эмоций; словарный запас, связанный с наркотической тематикой (у молодых наркоманов еще и понятия своей субкультуры). дезактуализация понятий, связанных с потреблением ПАВ; методы самоконтроля. 1.5. Эмоциональные расстройства: – неуравновешенное и неадекватное ситуации импульсивное поведение (вербальное и физическое агрессивное поведение, склонность к отступлению, депрессивное поведение); быстрая смена настроения. самонаблюдение; коммуникативный тренинг; ролевые игры; формирование позитивной Я-концепции. 1.6. Мотивационные расстройства: низкая способность к компромиссам; низкая способность к преодолению трудных ситуаций и выполнению длительных заданий; низкая толерантность к событиям, не предвещающим быстрый успех; неспособность спокойно переносить неудачи. обзор тяжелых ситуаций; ступенчато усложняющиеся контракты; реатрибуция ответственности; проектирование; ролевые игры. 1.7. Расстройства психомоторики: сильно замедленная или ажитированная психомоторика в зависимости от фармакологического действия ПАВ. исчезновение симптоматики после длительного воздержания; упражнения по активизации; релаксационный тренинг. 2. Нарушения развития, оказывающие влияние на образ жизни (начало злоупотребления ПАВ приходится на подростковый или юношеский возраст): не соответствующее возрасту «детское» поведение (напр., неспособность взять на себя ответственность); неспособность к самостоятельному образу жизни; отсутствующее или прерванное школьное или профессиональное образование; неумение планировать свое свободное время; отсутствие друзей или наличие знакомых только среди наркоманов; отсутствие партнерских отношений (или партнеров связывают проблемы доступа к ПАВ); зачастую расстройства партнерских и сексуальных отношений. контракт (напр., принятие на себя ответственности); формирование интересов (профессиональных, досуговых); ролевой тренинг собеседования о приеме на работу, общение, уверенность в себе); поэтапное увеличение часов ежедневной работы (система баллов); тренинг решения проблем и принятия решений; планирование своего будущего; супружеская и сексуальная терапия. А.В. Ларионов предлагает следующую схему суггестивной терапии наркозависимых. 1. Выявление ключевых (пусковых) моментов принятия наркоманом решения «употребить наркотик». 2. Осознание наркоманом этих моментов. 3. Обучение наркомана самостоятельно входить в трансовое состояние при возникновении ощущений физической или психологической зависимости. 4. Встраивание в подсознание наркомана генератора «любви к себе» и «ответственности». Автор приводит методику поведенческого группового тренинга отказа от наркотика. Жесткое «нет» при продолжающихся предложениях уколоться. Отказ облачается в экзальтированную форму: повышенный тон голоса, крик и т.п. «Нет» и далее – уход. Обвинение предлагающему наркотик: «Ты что мне предлагаешь? Я же сказал "нет". Ты что, дурак?» Полное молчание, которое может сопровождаться мимикой и жестами. При этом обычное общение становится невозможным, и предложения прекращаются. «Нет» и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает наркотик. Создание образа того, что на самом деле предлагается. У одних это может быть образ потери денег, нищеты, у других – образ потери здоровья, опустившегося человека или образ тюрьмы, плачущей матери и т.д. Четкое и однозначное публичное заявление о своем выходе из игры, подкрепленное особо значимым обязательством: «Если я уколюсь, то буду…». Распространенной формой когнитивно-поведенческой терапии является антиципационый (предвосхищающий) тренинг, использующий следующие принципы: • Отказ от претензий – «Мне никто ничего не должен». • Отказ от однозначности – «Это может значить все, что угодно». • Отказ от фатальности – «Все возможно». • Выработка стратегии «предвосхищающего совладания» и «предвосхищающей печали» взамен «предвосхищающей радости». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|