|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58345
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 2. Кризисы психического развития
Критический период как взаимодействие организма и среды в определенный отрезок времени. Критический период и психологическая готовность (Г. Крайг). Критический период как нарушение равновесия организма и среды: аккомодация и ассимиляция как процессы уравновешивания (Ж. Пиаже). Кризисы (конфликты) и особенности их разрешения как характеристика стадиальности развития (Э. Эриксон). Возрастные кризисы в периодизации Л. С. Выготского. Классификатор проблем ребенка: содержательный и возрастной подход. Психологические условия предупреждения кризиса возрастного развития. 3. Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия. Знания потенциальных родителей о наследственности и состоянии здоровья друг друга. Генные аномалии. Генетическое консультирование. Готовность к изменению образа жизни. Планирование развития своей семьи с учетом комплекса факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка: наследственность, окружающая среда и их взаимодействие. Любовь к будущему ребенку. 4. Проблемы перинатального развития и готовности к родам Материнские факторы, влияющие на развитие плода в период беременности (резус-фактор, возраст, здоровье и др.). Предупреждение проблем психического развития до родов. Дородовая диагностика. Проблемы перинатального развития, родов. Периоды перинатального развития (герминальный, эмбриональный, феталь-ный) и возможные проблемы. Тератогены (лекарства, наркотики, алкоголь, табак и марихуана) и нарушения нормального развития. Критические периоды перинатального развития. Знание закономерностей процесса родов. Выбор методики ро- 301 дов и родовспомогательного учреждения. Предлежание плода. Кесарево сечение. Психологическая подготовка к родам. Предродовые страхи и их коррекция. Проблема материнства малолетних девочек. 5. Проблемы налаживания жизнедеятельности новорожденного и его развития (от рождения до 1 месяца) Признаки жизнедеятельности новорожденного (шкала Апгар). Приспособление к новым условиям жизни (дыхание, кровообращение, питание, терморегуляция). Рефлексы новорожденного и произвольные действия как характеристики развития. Противоречие между принятыми в культуре схемами налаживания жизнедеятельности ребенка и его индивидуальностью. Привязанность ребенка к родителям (бондинг) и ее значение для последующего развития. Проблемы, связанные с пониманием: материнские инстинкты, налаживание взаимопонимания. Беспокойство ребенка (крик и плач) и понимание его причин, помощь ребенку. Изменение образа жизни семьи и возникающие при этом проблемы. Патронажная помощь и ответственность родителей в период новорожденности. Тревоги родителей и психологическая культура. Дети группы риска. Ранняя коррекция (вмешательство). 6. Проблемы в развитии преддошкольника и дошкольника Факторы, определяющие проблемы психического развития в пред дошкольный и дошкольный период. Автономия против стыда и сомнения (стремление к самостоятельности и потребность в привязанности). Трудности, переживаемые ребенком в разрешении этого конфликта. Проблемы когнитивного и речевого развития и их предупреждение. Инициатива против чувства вины (успех, компетентность, неудачи и фрустрации). Страхи и тревоги: причины, совлада-ние со страхами и тревогами, защитные механизмы: уход, 302 идентификация, проекция, смещение, отрицание, вытеснение, регрессия, реактивное образование. Агрессивное поведение. Здоровье, утомляемость и агрессия. Взаимоотношения с родителями: притязание на признание и внимание, привязанность и ее потеря. Социальная среда и ее влияние на поведение, модели поведения в различных культурах (асоциальная, просоциальная, полоролевая). Кризис 3-х лет и его обострение (капризы, упрямство, негативизм) при неправильных действиях родителей. Предупреждение проблем развития преддошкольника и дошкольника: роль игры в развитии социальных навыков, адаптивная роль когнитивной незрелости, влияние стиля родительского поведения. 7. Трудности развития в младшем школьном возрасте Факторы, определяющие проблемы психического развития в младшем школьном возрасте. Проблемы адаптации к новой социальной ситуации развития: освоение новой социальной роли, новые взаимоотношения. Выбор школы и возможности ребенка. Приучение к дисциплине и саморегуляция. Трудности освоения учебной деятельности. Обученность и общая психологическая готовность к обучению (мотивацион-ная, когнитивная, психомоторная и т. п.). Восприимчивость, трудолюбие и неполноценность. Дефекты, затрудняющие учение (дислексия, дисграфия, дискалькулия, гиперактивность, дефицит внимания). Преодоление непроизвольности. Эмоциональное неблагополучие: страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольной, тревожность, плохое настроение, физические наказания со стороны родителей, несоответствие ожиданиям родителей. Проблемы младшего школьника, подвергающегося насилию в семье. Оценочная деятельность взрослых, помощь взрослых в разрешении проблем ребенка. Создание потенциала для развития на последующих ступенях. Становление ответственности, самостоятельности, ини- 303 циативы: потребности и возрастные возможности младших школьников. 8. Проблемы развития в подростковый период Факторы, определяющие проблемы психического развития в подростковый период. Проблема адаптации и возможные пути ее разрешения: адаптация к быстро меняющемуся физическому «Я»; физическое развитие и его влияние на психическое состояние, образ «Я» и его принятие. Адаптация к новым условиям учебной деятельности, условия успешного перехода на новую ступень обучения (сформированностъ учебных навыков, стиля учебной деятельности, умственных действий, мотивов учения). Проблемы взаимоотношений: со сверстниками, сверстниками противоположного пола, родителями. Потребность занять достойное положение в группе сверстников и способы ее удовлетворения. Условия, при которых проблема разрешается и при которых она обостряется. Влечение к сверстникам противоположного пола, чувство взрослости и полоролевое поведение. Клички. Образцы поведения взрослых и выработка собственного социального поведения во взаимоотношениях с другим полом. Проблема непонимания во взаимоотношениях с родителями — социокультурное явление. Условная любовь. Развивающийся подросток и ригидная семья. Самостоятельность (эмансипация) и ответственность. Способы разрешения подростками своих жизненных проблем. Кризис идентичности и освоение социальных ролей. Представление о собственном «Я». Я—концепция подростка. Принятие себя. Наркотики, психологические предпосылки употребления. Группа сверстников и освоение новых социальных ролей. Половая идентичность. Основные истоки проблем и противоречий подросткового периода. Предупреждение проблем психического развития в подростковый период. 304 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|