Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58345

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Кризисы психического развития
Критический период как взаимодействие организма и среды в определенный отрезок времени. Критический период и психологическая готовность (Г. Крайг). Критический период как нарушение равновесия организма и среды: аккомодация и ассимиляция как процессы уравновешивания (Ж. Пиаже). Кризисы (конфликты) и особенности их разрешения как характеристика стадиальности развития (Э. Эриксон).
Возрастные кризисы в периодизации Л. С. Выготского. Классификатор проблем ребенка: содержательный и возрастной подход. Психологические условия предупреждения кризиса возрастного развития.
3. Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка
Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия.
Знания потенциальных родителей о наследственности и состоянии здоровья друг друга. Генные аномалии. Генетическое консультирование. Готовность к изменению образа жизни. Планирование развития своей семьи с учетом комплекса факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка: наследственность, окружающая среда и их взаимодействие. Любовь к будущему ребенку.
4. Проблемы перинатального развития и готовности к родам Материнские факторы, влияющие на развитие плода в период беременности (резус-фактор, возраст, здоровье и др.).
Предупреждение проблем психического развития до родов. Дородовая диагностика.
Проблемы перинатального развития, родов. Периоды перинатального развития (герминальный, эмбриональный, феталь-ный) и возможные проблемы. Тератогены (лекарства, наркотики, алкоголь, табак и марихуана) и нарушения нормального развития. Критические периоды перинатального развития. Знание закономерностей процесса родов. Выбор методики ро-
301
дов и родовспомогательного учреждения. Предлежание плода. Кесарево сечение. Психологическая подготовка к родам. Предродовые страхи и их коррекция. Проблема материнства малолетних девочек.
5. Проблемы налаживания жизнедеятельности новорожденного и его развития (от рождения до 1 месяца)
Признаки жизнедеятельности новорожденного (шкала Апгар).
Приспособление к новым условиям жизни (дыхание, кровообращение, питание, терморегуляция). Рефлексы новорожденного и произвольные действия как характеристики развития. Противоречие между принятыми в культуре схемами налаживания жизнедеятельности ребенка и его индивидуальностью. Привязанность ребенка к родителям (бондинг) и ее значение для последующего развития. Проблемы, связанные с пониманием: материнские инстинкты, налаживание взаимопонимания. Беспокойство ребенка (крик и плач) и понимание его причин, помощь ребенку.
Изменение образа жизни семьи и возникающие при этом проблемы. Патронажная помощь и ответственность родителей в период новорожденности. Тревоги родителей и психологическая культура. Дети группы риска. Ранняя коррекция (вмешательство).
6. Проблемы в развитии преддошкольника и дошкольника Факторы, определяющие проблемы психического развития
в пред дошкольный и дошкольный период. Автономия против стыда и сомнения (стремление к самостоятельности и потребность в привязанности). Трудности, переживаемые ребенком в разрешении этого конфликта.
Проблемы когнитивного и речевого развития и их предупреждение.
Инициатива против чувства вины (успех, компетентность, неудачи и фрустрации). Страхи и тревоги: причины, совлада-ние со страхами и тревогами, защитные механизмы: уход,
302
идентификация, проекция, смещение, отрицание, вытеснение, регрессия, реактивное образование.
Агрессивное поведение. Здоровье, утомляемость и агрессия.
Взаимоотношения с родителями: притязание на признание и внимание, привязанность и ее потеря. Социальная среда и ее влияние на поведение, модели поведения в различных культурах (асоциальная, просоциальная, полоролевая).
Кризис 3-х лет и его обострение (капризы, упрямство, негативизм) при неправильных действиях родителей.
Предупреждение проблем развития преддошкольника и дошкольника: роль игры в развитии социальных навыков, адаптивная роль когнитивной незрелости, влияние стиля родительского поведения.
7. Трудности развития в младшем школьном возрасте
Факторы, определяющие проблемы психического развития в младшем школьном возрасте.
Проблемы адаптации к новой социальной ситуации развития: освоение новой социальной роли, новые взаимоотношения. Выбор школы и возможности ребенка. Приучение к дисциплине и саморегуляция.
Трудности освоения учебной деятельности. Обученность и общая психологическая готовность к обучению (мотивацион-ная, когнитивная, психомоторная и т. п.). Восприимчивость, трудолюбие и неполноценность. Дефекты, затрудняющие учение (дислексия, дисграфия, дискалькулия, гиперактивность, дефицит внимания). Преодоление непроизвольности.
Эмоциональное неблагополучие: страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольной, тревожность, плохое настроение, физические наказания со стороны родителей, несоответствие ожиданиям родителей. Проблемы младшего школьника, подвергающегося насилию в семье. Оценочная деятельность взрослых, помощь взрослых в разрешении проблем ребенка.
Создание потенциала для развития на последующих ступенях. Становление ответственности, самостоятельности, ини-
303
циативы: потребности и возрастные возможности младших школьников.
8. Проблемы развития в подростковый период
Факторы, определяющие проблемы психического развития в подростковый период.
Проблема адаптации и возможные пути ее разрешения: адаптация к быстро меняющемуся физическому «Я»; физическое развитие и его влияние на психическое состояние, образ «Я» и его принятие. Адаптация к новым условиям учебной деятельности, условия успешного перехода на новую ступень обучения (сформированностъ учебных навыков, стиля учебной деятельности, умственных действий, мотивов учения).
Проблемы взаимоотношений: со сверстниками, сверстниками противоположного пола, родителями. Потребность занять достойное положение в группе сверстников и способы ее удовлетворения. Условия, при которых проблема разрешается и при которых она обостряется. Влечение к сверстникам противоположного пола, чувство взрослости и полоролевое поведение. Клички. Образцы поведения взрослых и выработка собственного социального поведения во взаимоотношениях с другим полом.
Проблема непонимания во взаимоотношениях с родителями — социокультурное явление. Условная любовь. Развивающийся подросток и ригидная семья. Самостоятельность (эмансипация) и ответственность. Способы разрешения подростками своих жизненных проблем.
Кризис идентичности и освоение социальных ролей. Представление о собственном «Я». Я—концепция подростка. Принятие себя. Наркотики, психологические предпосылки употребления. Группа сверстников и освоение новых социальных ролей. Половая идентичность. Основные истоки проблем и противоречий подросткового периода. Предупреждение проблем психического развития в подростковый период.
304



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь