|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60969
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке удет ли он чувствовать?» — язвительно заметил Алан.
«То есть теоретически да, — уточнил Далай-Лама, — но вопрос об эмоциях остается открытым?» «Совершенно верно». «А как насчет интеллекта? Будет ли такой мозг мыслить? — спросил Далай-Лама и со смехом добавил: — Это было бы лучше всего — один чистый ум и никаких эмоций!» «Я думаю, что эмоции у такого мозга сохранятся», — предположил Ричи. Далай-Лама снова стал серьезным и согласился: «Пока существует ощущение „Я есть", оно должно сопровождаться всеми связанными с этим эмоциями». Разделенный мозг . Ричи перешел к описанию функций лобных долей. «Мозг у всех видов позвоночных разделен на две части, и многочисленные исследования в области функциональ * Деннетт Д. Мозговые атаки: философские эссе о разуме и психологии (Daniel Dennert, Brainstorms: Philosophical Essays on Mind and Psycholo- gy.Cambridge: MIT Press, 1981). ных различий между этими двумя половинами показывают, что у людей и других высших приматов левая и правая лобные доли отличаются по своим эмоциональным функциям. Найдены доказательства того, что участки левой лобной коры играют важную роль в позитивных эмоциях, в то время как правая лобная доля играет такую же роль в некоторых негативных эмоциях. В ходе одного эксперимента мы показывали людям картинки, которые должны были вызывать позитивные или негативные эмоции. В число „позитивных картинок" входило, например, изображение матери, которая держит на руках своего ребенка. На „негативных картинках" были изображены люди, получившие травмы». Джинпа уточнил: «Вы противопоставляете негативные картинки позитивным, чтобы определить качество впечатлений, а не для того, чтобы противопоставить деструктивные эмоции конструктивным?» «Да. Когда мы показываем негативные картинки, которые должны вызвать такие эмоции, как страх, то наблюдаем активизацию правой лобной коры и повышение метаболизма в этой зоне. Когда мы показываем позитивные картинки, то наблюдаем другое, а именно активизацию деятельности с левой стороны в орбитальной (глазничной) и верхней частях лобной доли, а также в некоторых моторных участках. Но все эти участки находятся на левой стороне, и ни один из них не располагается справа, то есть эта модель кардинально отличается от негативных эмоций». Ричи добавил один технический нюанс: эта модель верна для всех правшей и для большей части левшей. У Далай-Ламы явно пробудились научные инстинкты. Он спросил: «Можно ли предположить, что если провести этот эксперимент в разное время — к примеру, повторить его через пару недель, или провести один раз, когда человек здоров, а другой раз, когда он болен, ког да он голоден и когда сыт, — то эти переменные факторы повлияют на его результаты? Или вы всегда будете наблюдать активизацию в одних и тех же зонах?» «Очень хороший вопрос, — ответил Ричи. — Мы уже провели этот эксперимент на одних и тех же людях три раза в течение двух месяцев. Каждый раз мы делали перерыв в несколько недель, а затем проводили тесты в то же самое время суток. Испытуемые могли быть голодными или сытыми, усталыми или бодрыми, но при каждом повторе тестов мы наблюдали одну и ту же модель активизации. Она остается стабильной, несмотря на то, сколько прошло времени». «Она остается стабильной и после того, как они испытывают другую, тоже очень сильную эмоцию?» — спросил Далай-Лама. «Тоже хороший вопрос, — ответил Ричи. — Точно ответить на него мы пока не можем. Но мы точно знаем, что любая очень сильная эмоция в большинстве случаев влияет на эмоциональное состояние человека в последующий момент. Большинство людей не могут быстро оправиться от сильных эмоций; им требуется на это какое-то время. У одних это получается быстрее, у других — медленнее. Мы придаем этому различию между людьми очень большое значение». Этим он подчеркнул значение момента, о котором Пол говорил накануне, когда обсуждалось, сколько времени человек может находиться под властью эмоции. Женщина, которая не знала страха Однажды Далай-Лама со смехом признался мне, что когда он слушает технические описания функций мозга, то у него иногда появляется, как он сам выразился, «монашеская мысль»: «Зачем мне вообще нужно знать, какие части мозга активизируются при появлении пози тивных эмоций и какие — при появлении негативных эмоций? Мне достаточно того, что моя буддийская практика способствует улучшению моего состояния». Но сегодня он слушал очень внимательно. Ричи продолжил свою презентацию и сфокусировал внимание на миндалине. Он начал с описания эксперимента, в котором использовались отобранные Полом Эк- маном фотографии лиц с разными выражениями — от очень радостных до очень печальных. В то время как участники просматривали фотографии, ученые измеряли у них интенсивность притока крови к мозгу. «Миндалевидное тело активизировалось только в тот момент, когда людям показывали лицо, искаженное страхом, — сказал Ричи. — При виде счастливого лица в миндалевидном теле не наблюдалось активизации. Миндалевидное тело играет важную роль как в распознавании признаков страха, так и в возникновении самого страха». Он продолжил: «Существует кожное заболевание, которое называется болезнью Урбаха-Вейзе и характеризуется анормальными отложениями минералов, что приводит к обесцвечиванию участков кожи. В некоторых случаях эта болезнь дает неврологическое осложнение, затрагивающее только миндалевидное тело. В миндалевидном теле откладываются минералы, которые затем вызывают гибель клеток. Нам известна одна пациентка с болезнью Урбаха-Вите, от которой мы получили удивительные данные о роли миндалевидного тела. Ее попросили нарисовать на бумаге выражения лиц, на которых отражались бы разные эмоции. Пациентка изобразила лица с выражениями радости, печали, удивления, отвращения и гнева — все выражения были адекватными. Но на рисунке, где следовало изобразить человека, которому страшно, был нарисован ползущий ребенок». Далай-Лама спросил: «Говорит ли это о том, что она не способна соотнести эмоцию страха с определенным выражением лица? Или дело в том, что эта женщина не способна испытывать страх? Что, если вы попробуете угрожать ей острой иглой? Она испугается?» «Нет, — сказал Ричи. — Если вы уколете ее иглой, это вызовет у нее болевую реакцию. Но если вы станете угрожать ей какими-нибудь мерзостями — а мы пробовали делать это, — то такая угроза не вызовет у нее повышения потливости, как у большинства людей». «То есть вы хотите сказать, что у нее больше смелости?» — спросил Далай-Лама. «Нет, не обязательно. Ее ставили в рискованные ситуации, в которых она принимала рискованные решения, но я сомневаюсь, что это можно назвать смелостью. На мой взгляд, это скорее безответственность». «Означает ли это, что она не побоится смерти?» «Вполне возможно. Я не знаю». «Этого не может быть, — сказал Далай-Лама. — Пока существует естественное ощущение „Я есть", всегда будут существовать эмоции, связанные со смертью, а также со страхом, пусть даже и не очень сильные». Ричи согласился: «Результаты другого исследования миндалевидного тела согласуются с предположением Вашего Святейшества в том смысле, что оно может инициировать некоторые виды страха, но не все». «Вот это Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|