Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61439

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

удет ли он чувствовать?» — язвительно заметил Алан.
«То есть теоретически да, — уточнил Далай-Лама, — но вопрос об эмоциях остается открытым?»
«Совершенно верно».
«А как насчет интеллекта? Будет ли такой мозг мыслить? — спросил Далай-Лама и со смехом добавил: — Это было бы лучше всего — один чистый ум и никаких эмоций!»
«Я думаю, что эмоции у такого мозга сохранятся», — предположил Ричи.
Далай-Лама снова стал серьезным и согласился: «Пока существует ощущение „Я есть", оно должно сопровождаться всеми связанными с этим эмоциями».
Разделенный мозг
. Ричи перешел к описанию функций лобных долей. «Мозг у всех видов позвоночных разделен на две части, и многочисленные исследования в области функциональ
* Деннетт Д. Мозговые атаки: философские эссе о разуме и психологии (Daniel Dennert, Brainstorms: Philosophical Essays on Mind and Psycholo- gy.Cambridge: MIT Press, 1981).
ных различий между этими двумя половинами показывают, что у людей и других высших приматов левая и правая лобные доли отличаются по своим эмоциональным функциям. Найдены доказательства того, что участки левой лобной коры играют важную роль в позитивных эмоциях, в то время как правая лобная доля играет такую же роль в некоторых негативных эмоциях.
В ходе одного эксперимента мы показывали людям картинки, которые должны были вызывать позитивные или негативные эмоции. В число „позитивных картинок" входило, например, изображение матери, которая держит на руках своего ребенка. На „негативных картинках" были изображены люди, получившие травмы».
Джинпа уточнил: «Вы противопоставляете негативные картинки позитивным, чтобы определить качество впечатлений, а не для того, чтобы противопоставить деструктивные эмоции конструктивным?»
«Да. Когда мы показываем негативные картинки, которые должны вызвать такие эмоции, как страх, то наблюдаем активизацию правой лобной коры и повышение метаболизма в этой зоне. Когда мы показываем позитивные картинки, то наблюдаем другое, а именно активизацию деятельности с левой стороны в орбитальной (глазничной) и верхней частях лобной доли, а также в некоторых моторных участках. Но все эти участки находятся на левой стороне, и ни один из них не располагается справа, то есть эта модель кардинально отличается от негативных эмоций». Ричи добавил один технический нюанс: эта модель верна для всех правшей и для большей части левшей.
У Далай-Ламы явно пробудились научные инстинкты. Он спросил: «Можно ли предположить, что если провести этот эксперимент в разное время — к примеру, повторить его через пару недель, или провести один раз, когда человек здоров, а другой раз, когда он болен, ког
да он голоден и когда сыт, — то эти переменные факторы повлияют на его результаты? Или вы всегда будете наблюдать активизацию в одних и тех же зонах?»
«Очень хороший вопрос, — ответил Ричи. — Мы уже провели этот эксперимент на одних и тех же людях три раза в течение двух месяцев. Каждый раз мы делали перерыв в несколько недель, а затем проводили тесты в то же самое время суток. Испытуемые могли быть голодными или сытыми, усталыми или бодрыми, но при каждом повторе тестов мы наблюдали одну и ту же модель активизации. Она остается стабильной, несмотря на то, сколько прошло времени».
«Она остается стабильной и после того, как они испытывают другую, тоже очень сильную эмоцию?» — спросил Далай-Лама.
«Тоже хороший вопрос, — ответил Ричи. — Точно ответить на него мы пока не можем. Но мы точно знаем, что любая очень сильная эмоция в большинстве случаев влияет на эмоциональное состояние человека в последующий момент. Большинство людей не могут быстро оправиться от сильных эмоций; им требуется на это какое-то время. У одних это получается быстрее, у других — медленнее. Мы придаем этому различию между людьми очень большое значение». Этим он подчеркнул значение момента, о котором Пол говорил накануне, когда обсуждалось, сколько времени человек может находиться под властью эмоции.
Женщина, которая не знала страха
Однажды Далай-Лама со смехом признался мне, что когда он слушает технические описания функций мозга, то у него иногда появляется, как он сам выразился, «монашеская мысль»: «Зачем мне вообще нужно знать, какие части мозга активизируются при появлении пози
тивных эмоций и какие — при появлении негативных эмоций? Мне достаточно того, что моя буддийская практика способствует улучшению моего состояния».
Но сегодня он слушал очень внимательно.
Ричи продолжил свою презентацию и сфокусировал внимание на миндалине. Он начал с описания эксперимента, в котором использовались отобранные Полом Эк- маном фотографии лиц с разными выражениями — от очень радостных до очень печальных. В то время как участники просматривали фотографии, ученые измеряли у них интенсивность притока крови к мозгу.
«Миндалевидное тело активизировалось только в тот момент, когда людям показывали лицо, искаженное страхом, — сказал Ричи. — При виде счастливого лица в миндалевидном теле не наблюдалось активизации. Миндалевидное тело играет важную роль как в распознавании признаков страха, так и в возникновении самого страха».
Он продолжил: «Существует кожное заболевание, которое называется болезнью Урбаха-Вейзе и характеризуется анормальными отложениями минералов, что приводит к обесцвечиванию участков кожи. В некоторых случаях эта болезнь дает неврологическое осложнение, затрагивающее только миндалевидное тело. В миндалевидном теле откладываются минералы, которые затем вызывают гибель клеток. Нам известна одна пациентка с болезнью Урбаха-Вите, от которой мы получили удивительные данные о роли миндалевидного тела. Ее попросили нарисовать на бумаге выражения лиц, на которых отражались бы разные эмоции.
Пациентка изобразила лица с выражениями радости, печали, удивления, отвращения и гнева — все выражения были адекватными. Но на рисунке, где следовало изобразить человека, которому страшно, был нарисован ползущий ребенок».
Далай-Лама спросил: «Говорит ли это о том, что она не способна соотнести эмоцию страха с определенным выражением лица? Или дело в том, что эта женщина не способна испытывать страх? Что, если вы попробуете угрожать ей острой иглой? Она испугается?»
«Нет, — сказал Ричи. — Если вы уколете ее иглой, это вызовет у нее болевую реакцию. Но если вы станете угрожать ей какими-нибудь мерзостями — а мы пробовали делать это, — то такая угроза не вызовет у нее повышения потливости, как у большинства людей».
«То есть вы хотите сказать, что у нее больше смелости?» — спросил Далай-Лама.
«Нет, не обязательно. Ее ставили в рискованные ситуации, в которых она принимала рискованные решения, но я сомневаюсь, что это можно назвать смелостью. На мой взгляд, это скорее безответственность».
«Означает ли это, что она не побоится смерти?»
«Вполне возможно. Я не знаю».
«Этого не может быть, — сказал Далай-Лама. — Пока существует естественное ощущение „Я есть", всегда будут существовать эмоции, связанные со смертью, а также со страхом, пусть даже и не очень сильные».
Ричи согласился: «Результаты другого исследования миндалевидного тела согласуются с предположением Вашего Святейшества в том смысле, что оно может инициировать некоторые виды страха, но не все».
«Вот это



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь