Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60969

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

удет ли он чувствовать?» — язвительно заметил Алан.
«То есть теоретически да, — уточнил Далай-Лама, — но вопрос об эмоциях остается открытым?»
«Совершенно верно».
«А как насчет интеллекта? Будет ли такой мозг мыслить? — спросил Далай-Лама и со смехом добавил: — Это было бы лучше всего — один чистый ум и никаких эмоций!»
«Я думаю, что эмоции у такого мозга сохранятся», — предположил Ричи.
Далай-Лама снова стал серьезным и согласился: «Пока существует ощущение „Я есть", оно должно сопровождаться всеми связанными с этим эмоциями».
Разделенный мозг
. Ричи перешел к описанию функций лобных долей. «Мозг у всех видов позвоночных разделен на две части, и многочисленные исследования в области функциональ
* Деннетт Д. Мозговые атаки: философские эссе о разуме и психологии (Daniel Dennert, Brainstorms: Philosophical Essays on Mind and Psycholo- gy.Cambridge: MIT Press, 1981).
ных различий между этими двумя половинами показывают, что у людей и других высших приматов левая и правая лобные доли отличаются по своим эмоциональным функциям. Найдены доказательства того, что участки левой лобной коры играют важную роль в позитивных эмоциях, в то время как правая лобная доля играет такую же роль в некоторых негативных эмоциях.
В ходе одного эксперимента мы показывали людям картинки, которые должны были вызывать позитивные или негативные эмоции. В число „позитивных картинок" входило, например, изображение матери, которая держит на руках своего ребенка. На „негативных картинках" были изображены люди, получившие травмы».
Джинпа уточнил: «Вы противопоставляете негативные картинки позитивным, чтобы определить качество впечатлений, а не для того, чтобы противопоставить деструктивные эмоции конструктивным?»
«Да. Когда мы показываем негативные картинки, которые должны вызвать такие эмоции, как страх, то наблюдаем активизацию правой лобной коры и повышение метаболизма в этой зоне. Когда мы показываем позитивные картинки, то наблюдаем другое, а именно активизацию деятельности с левой стороны в орбитальной (глазничной) и верхней частях лобной доли, а также в некоторых моторных участках. Но все эти участки находятся на левой стороне, и ни один из них не располагается справа, то есть эта модель кардинально отличается от негативных эмоций». Ричи добавил один технический нюанс: эта модель верна для всех правшей и для большей части левшей.
У Далай-Ламы явно пробудились научные инстинкты. Он спросил: «Можно ли предположить, что если провести этот эксперимент в разное время — к примеру, повторить его через пару недель, или провести один раз, когда человек здоров, а другой раз, когда он болен, ког
да он голоден и когда сыт, — то эти переменные факторы повлияют на его результаты? Или вы всегда будете наблюдать активизацию в одних и тех же зонах?»
«Очень хороший вопрос, — ответил Ричи. — Мы уже провели этот эксперимент на одних и тех же людях три раза в течение двух месяцев. Каждый раз мы делали перерыв в несколько недель, а затем проводили тесты в то же самое время суток. Испытуемые могли быть голодными или сытыми, усталыми или бодрыми, но при каждом повторе тестов мы наблюдали одну и ту же модель активизации. Она остается стабильной, несмотря на то, сколько прошло времени».
«Она остается стабильной и после того, как они испытывают другую, тоже очень сильную эмоцию?» — спросил Далай-Лама.
«Тоже хороший вопрос, — ответил Ричи. — Точно ответить на него мы пока не можем. Но мы точно знаем, что любая очень сильная эмоция в большинстве случаев влияет на эмоциональное состояние человека в последующий момент. Большинство людей не могут быстро оправиться от сильных эмоций; им требуется на это какое-то время. У одних это получается быстрее, у других — медленнее. Мы придаем этому различию между людьми очень большое значение». Этим он подчеркнул значение момента, о котором Пол говорил накануне, когда обсуждалось, сколько времени человек может находиться под властью эмоции.
Женщина, которая не знала страха
Однажды Далай-Лама со смехом признался мне, что когда он слушает технические описания функций мозга, то у него иногда появляется, как он сам выразился, «монашеская мысль»: «Зачем мне вообще нужно знать, какие части мозга активизируются при появлении пози
тивных эмоций и какие — при появлении негативных эмоций? Мне достаточно того, что моя буддийская практика способствует улучшению моего состояния».
Но сегодня он слушал очень внимательно.
Ричи продолжил свою презентацию и сфокусировал внимание на миндалине. Он начал с описания эксперимента, в котором использовались отобранные Полом Эк- маном фотографии лиц с разными выражениями — от очень радостных до очень печальных. В то время как участники просматривали фотографии, ученые измеряли у них интенсивность притока крови к мозгу.
«Миндалевидное тело активизировалось только в тот момент, когда людям показывали лицо, искаженное страхом, — сказал Ричи. — При виде счастливого лица в миндалевидном теле не наблюдалось активизации. Миндалевидное тело играет важную роль как в распознавании признаков страха, так и в возникновении самого страха».
Он продолжил: «Существует кожное заболевание, которое называется болезнью Урбаха-Вейзе и характеризуется анормальными отложениями минералов, что приводит к обесцвечиванию участков кожи. В некоторых случаях эта болезнь дает неврологическое осложнение, затрагивающее только миндалевидное тело. В миндалевидном теле откладываются минералы, которые затем вызывают гибель клеток. Нам известна одна пациентка с болезнью Урбаха-Вите, от которой мы получили удивительные данные о роли миндалевидного тела. Ее попросили нарисовать на бумаге выражения лиц, на которых отражались бы разные эмоции.
Пациентка изобразила лица с выражениями радости, печали, удивления, отвращения и гнева — все выражения были адекватными. Но на рисунке, где следовало изобразить человека, которому страшно, был нарисован ползущий ребенок».
Далай-Лама спросил: «Говорит ли это о том, что она не способна соотнести эмоцию страха с определенным выражением лица? Или дело в том, что эта женщина не способна испытывать страх? Что, если вы попробуете угрожать ей острой иглой? Она испугается?»
«Нет, — сказал Ричи. — Если вы уколете ее иглой, это вызовет у нее болевую реакцию. Но если вы станете угрожать ей какими-нибудь мерзостями — а мы пробовали делать это, — то такая угроза не вызовет у нее повышения потливости, как у большинства людей».
«То есть вы хотите сказать, что у нее больше смелости?» — спросил Далай-Лама.
«Нет, не обязательно. Ее ставили в рискованные ситуации, в которых она принимала рискованные решения, но я сомневаюсь, что это можно назвать смелостью. На мой взгляд, это скорее безответственность».
«Означает ли это, что она не побоится смерти?»
«Вполне возможно. Я не знаю».
«Этого не может быть, — сказал Далай-Лама. — Пока существует естественное ощущение „Я есть", всегда будут существовать эмоции, связанные со смертью, а также со страхом, пусть даже и не очень сильные».
Ричи согласился: «Результаты другого исследования миндалевидного тела согласуются с предположением Вашего Святейшества в том смысле, что оно может инициировать некоторые виды страха, но не все».
«Вот это



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь