Арана Джордж, Розенбаум Джеральд. Руководство по психофармакотерапии

Категория: Медицинская психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 29594

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Механизм действия психостимуляторов при СНВГ неизвестен. В отличие от развития симпатомиметических эффектов и эйфории, резистентность к терапии при СНВГ возникает крайне редко. Ранее считалось, что психостимуляторы оказывают парадоксальный седативный эффект на детей с СНВГ. Однако это предположение не подтвердилось, поскольку эффекты амфетамина у детей с СНВГ и без него не имеют качественных различий.
Продолжительное использование высоких доз амфетамина и родственных соединений может вызывать развитие психоза с выраженными параноидными идеями и стереотипными движениями. Предполагается, что психозы, индуцированные амфетамином, вызываются преимущественно усилением дофаминергической передачи в переднем мозге.

Терапевтические показания

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью

Симптомы этого детского заболевания включают нарушение внимания, импульсивность и гиперактивность. Психостимуляторы эффективны в 70-80% случаев, но чаще всего применяются в составе комплексной терапевтической программы. Психостимуляторы улучшают внимание и снижают импульсивность и гиперактивность. Однако они не устраняют специфическую неспособность к обучению, которая часто связана с СНВГ (например, дислексию). Психостимуляторы не показаны «трудным детям», которые не соответствуют диагностическим критериям СНВГ.
Чаще всего используется метилфенидат, хотя декстроамфетамин и его аналоги столь же эффективны. Аддерал недавно был разрешен для лечения СНВГ и также показал свою эффективность. На сегодняшний день опубликовано несколько исследований, посвященных сравнительному действию аддерала и метилфенидата при СНВГ. Было показано, что аддерал и метилфенидат одинаково эффективны во время школьных занятий, но действие аддерала сохраняется и после занятий, в домашней обстановке, что свидетельствует о минимальном эффекте отдачи. Обычно родители и преподаватели предпочитают метилфенидату аддерал. Период полувыведения аддерала больше (6-10 часов), чем у метилфенидата (1-2 часа), поэтому принимать его можно реже. Пемолин также эффективен при СНВГ, хотя его применение изучено хуже. Суточную дозу декстроамфетамина и метилфенидата (0,3—1,5 мг/кг) разделяют на несколько приемов. Пемолин принимается один раз в сутки из расчета 0,5-3,0 мг/кг. Вместо психостимуляторов у детей с СНВГ применяется также трициклический антидепрессант дезипрамин. Однако при его использовании было зарегистрировано несколько случаев внезапной детской смерти, поэтому препаратами первого выбора считаются психостимуляторы. В настоящее время проводятся исследования антидепрессанта бупропиона, обладающего свойствами психостимуляторов, и клонидина.

Резидуальный синдром нарушения внимания у взрослых

Диагностика. Резидуальный синдром нарушения внимания все чаще выявляется у взрослых. Однако диагностика и терапия этого состояния затруднительны. Для постановки диагноза необходимо выявить синдром нарушения внимания с гиперактивностью или без нее в детстве и остаточные явления нарушения внимания и импульсивности в зрелом возрасте. Сложность постановки диагноза связана отчасти со сложностью проведения ретроспективной диагностики детской формы СНВГ на основе воспоминаний больного, его родителей и учителей. Когда дети с точно установленным диагнозом СНВГ достигают взрослого возраста, они должны быть обследованы с целью выявления взрослой формы этого заболевания. Другая сложность диагностики заключается в том, что у взрослых с резидуальным СНВГ часто имеются одно или несколько сопутствующих психических заболеваний, чаще всего расстройства настроения, злоупотребление психоактивными средствами и расстройства личности, симптомы которых могут в значительной степени перекрываться с симптомами СНВГ.
Сами по себе типичные симптомы СНВГ у взрослых неспецифичны и включают в себя беспокойство, трудности концентрации внимания, возбудимость, импульсивность и раздражительность. Данные симптомы часто приводят к снижению работоспособности и успеваемости, тревоге, вспыльчивости, необщительности и злоупотреблению психоактивными средствами.
Лечение. В одной из известных работ (Wender et al, 1985) исследовано 37 взрослых больных с резидуальным СНВГ. При приеме метилфенидата (средняя суточная доза 43,2 мг, разделенная на несколько приемов, диапазон доз от 10 до 80 мг) у 21 из 37 больных наблюдалось умеренное или выраженное улучшение. В то же время при приеме плацебо улучшение отмечалось только у 4 больных. В предшествующих исследованиях было показано, что пемолин менее эффективен. В другом исследовании (Mattes et al., 1984) сравнивались две группы взрослых больных с симптомами СНВГ — с диагнозом СНВГ в детском возрасте и без него. Было показано, что метилфенидат (средняя суточная доза 48,2 мг) помогает только небольшому числу пациентов (16 из 66), причем эффективность не зависит от наличия СНВГ в детском возрасте. По последним данным, суточные дозы менее 0,7 мг/кг эффективны в 25-50% случаев, в то время как при более высоких дозировках (до 1,0 мг/кг/сутки) эффект наблюдается чаще. Это подтверждает наличие дозозависимого эффекта и свидетельствует о необходимости постепенно повышать дозировку до 1,0 мг/кг/сутки, прежде чем предполагать отсутствие эффекта. Необходимо признать, что методы диагностики и лечения СНВГ у взрослых разработаны хуже, чем у детей и подростков. Эмпирическим путем установлено, что взрослым с симптомами СНВГ следует назначать метилфенидат. Лучший терапевтический ответ наблюдается у больных с диагнозом СНВГ в детском возрасте с симптомами нарушения концентрации внимания, раздражительности, импульсивности и нетерпеливости. Больным с большой депрессией, пограничным или антисоциальным расстройствами личности или злоупотреблением психоактивными средствами в анамнезе лучше применять психотропные препараты других групп. Терапию начинают с малых доз, которые постепенно увеличивают, если позволяют побочные эффекты, до достижения терапевтического эффекта (табл. 6.3). Имеются единичные данные о том, что при таком подходе резистентность к терапии не развивается.

Таблица 6.3. Дозировка психостимуляторов
Препарат Терапевтическая дозировка (мг/сутки) Диапазон допустимых доз (мг/сутки)
Аддерал 10 - 30 2,5 - 60
Декстроамфетамин 10 - 30 2,5 - 60
Метилфенидат 20 - 40 5,0 - 80
Пемолин 56,25 - 75,0 37,5 - 112,5

Нарколепсия

Нарколепсия характеризуется чрезмерной дневной сонливостью, сочетающейся с непреодолимыми, кратковременными эпизодами засыпания. Кроме того, у больных может отмечаться каталепсия — периоды частичной или полной потери двигательного тонуса (часто провоцируемые сильным эмоциональным возбуждением), сонный паралич и/или гипнагогические галлюцинации. Симптомы дневной сонливости и эпизоды засыпания наиболее эффективно купируются психостимуляторами. В отличие от больных с СНВГ, у некоторых больных нарколепсией, принимающих большие дозы психостимуляторов, может развиваться зависимость. Метилфенидат и декстроамфетамин назначаются по 20-200 мг/сутки в несколько приемов. Кроме психостимуляторов, эффективны ингибиторы МАО (например, фенелзин 30-75 мг/сут). При каталепсии ингибиторы МАО и психостимуляторы обычно неэффективны; в некоторых случаях эффективными оказываются трициклические антидепрессанты (например, имипрамин 75-150 мг/сут). Новейший препарат для лечения нарколепсии и чрезмерной дневной сонливости — модафинил. Механизм действия этого препарата еще недостаточно понятен, так как он не является психостимулятором и, как следует из экспериментов на животных, не затрагивает дофаминергическую систему. Предполагается, что он стимулирует пробуждение, действуя на гипоталамус и ствол мозга. Выпускается в таблетках по 100 и 200 мг. Рекомендуется принимать одну таблетку 200 мг утром. Возможные побочные эффекты — головная боль, тошнота, нервозность, тревога, потеря аппетита и бессонница. В целом препарат хорошо переносится. Возможно взаимодействие с другими средствами, которые индуцируют, ингибируют или являются субстратами цитохрома P450 3А4. Доза в 400 мг переносится довольно хорошо, но не более эффективна, чем доза в 200 мг. Прекращение приема не вызывает синдрома отмены, препарат включен в Класс Контролируемых Веществ Списка IV. Вероятность развития злоупотребления или зависимости меньше, чем у психостимуляторов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Горин С. А. А вы пробовали гипноз? (Практическое руководство по применению гипнотических психотехник в бизнесе и медицине, рекламе и пропаганде, торговле и повседневной жизни).
  • Мазнев Н.И. Энциклопедия лекарственных растений
  • Гриненко А.В. Руководство по расследованию преступлений
  • Коновалова С.И.. Конспект занятия на тему: «Зеленая аптека»
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Грибанова Ольга Леонидовна. НОД ознакомление с лекарственными растениями Магаданской области
  • Цитренбаум Ч., Кинг М., Коэн У. Гипнотерапия вредных привычек.
  • Горбатова Светлана Владимировна. Презентация 'Лекарственные растения'
  • Христорождественская Л.П. Фразовые глаголы в разговорном английском
  • Грибанова Ольга Леонидовна-. ООД Тема: ознакомление с лекарственными растениями Магаданской области.
  • Заздравных Инна Ивановна. НОД «Царство растений: лекарственные травы»
  • Григорий Чаусовский. Плацебо-эффект. Психотехнология усиления положительной плацебо-составляющей фармакологического действия лекарственных средств
  • Сергеенко Елена Евгеньевна. Конспект НОД для детей 5 – 6 лет «Лекарственные растения»
  • Кузьмина Марина Олеговна. НОД по экологии 'Лекарственные растения'
  • Белопольский В.И.- Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство
  • Рассказова Лариса Юрьевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗПХ+АППЛИКАЦИЯ) ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ.
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • Тепляков А.Б. 13 200 бухгалтерских проводок с комментариями
  • Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1.
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Рывкин А.А., Рывкин А.З. Математика. Справочное пособие. Для школьников старших классов и поступающих в вузы
  • Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии
  • Дафт Р.Л., Лейн П. Уроки лидерства
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Богданович В. Н. - Психокоррекция в повседневной жизни
  • Основы. Дж. Уэст. Физиология дыхания
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология
  • Лезжова Ольга Владимировна. Рекомендации по применению тактильных книг (рельефно-контурных) для детей с особыми возможностями здоровья для педагогов и родителей
  • Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов.
  • Люборски Л. Руководства по психотерапии: переворот в исследовательской и терапевтической практике
  • Феоктистов И.А. Расходы фирмы (организации). Бухгалтерский и налоговый учет. Полное практическое руководство
  • Пер. с англ. Ю.А. Банникова Радиация. Дозы, эффекты, риск.
  • Ербулатова Надежда Владимировна. Логопедический массаж
  • Ч. Пул Справочное руководство по физике. Фундаментальные концепции, основные уравнения и формулы
  • Макарова Г. А. Лекция по применению трансактного анализа в психологическом консультировании
  • Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Данииловна. Конспект НОД «Лекарственные растения»
  • Сорокина Наталия Ивановна. Материал к экологической конференции «Расширение представления у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края»
  • Физер Л., Физер М. Органическая химия. Углубленный курс. В 2 томах
  • Шалагинова Л.В. Самоменеджмент. Практическое руководство
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Моркотун В.Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах. 7-11 классы
  • Кондрашов В. В. - Все о гипнозе
  • Точилина А.К., Шинкарева О.А. Английские фразовые глаголы в примерах и упражнениях
  • Терехова В.А. Финансовый учет: Краткий курс
  • Леви В. Л. Искусство быть собой.
  • Тюкавкиной Н.А. Органическая химия. В 2 кн. Под редакцией
  • Кузьменок Г.Ф. Сочетание психотерапевтического лечения и фармакотерапии
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Горшенина Татьяна Федоровна. «ЧАЕПИТИЕ У МУХИ ЦОКОТУХИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь