Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27957

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ЧАСТЬ 3. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Человек как субъект профессиональной деятельности, труда, составляет одну из важнейших характеристик индивидуальности. Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются включенными в ту или иную профессиональную деятельность, а значительная часть юности уходит на подготовку к ней. Представить себе современного человека вне труда крайне сложно. Не случайно на вопрос, кто вы такой, люди в большинстве случаев называют свою профессию.
Для того чтобы понять некоторые истоки современной трудовой этики, приведем краткий обзор истории развития смысла и значимости труда.
В древней Греции господствовало негативное отношение к обязательной повседневной работе, особенно физической, которая считалась работой для рабов. Только труд, в результате которого создавалось нечто «вечное», являлся социально значимым.
В Ветхом Завете труд представлен как тяжелое испытание, наложенное Богом в наказание за первородный грех. Труд — это искупление. Труд как возмездие рассматривается и в Средние века. Смысл его — переделать и усмирить естество и таким образом способствовать самореализации человека по образу и подобию Божьему.
Реформация подчеркнула и возвысила роль труда как особой формы служения. Работа была благодатью, и чем тяжелее труд, тем лучше. В своей знаменитой работе «Протестантская этика и сущность капитализма» (1920) М. Вебер показывает, что именно эти мотивы лежат в основе буржуазной трудовой этики.
Промышленная революция XVIII-XIX веков привела к необходимости повышения уровня организации труда, для чего потребовалось заменить принуждение и насилие как основные формы прежней организации, формированием нового самосознания работников. В число добродетелей стали включаться такие качества как исполнительность, дисциплина, надежность, лояльность и др.
В XX веке труд рассматривается как основной способ самовыражения и средство удовлетворения материальных и социальных потребностей. Труд — источник положительного самоутверждения, которое помогает работнику создать внутреннюю мотивацию труда, даже, несмотря на плохие условия работы.
Своеобразно происходило становление представлений о значимости труда в России. Длительный период крепостного права привел к тому, что господствующим был ветхозаветный подход к труду, а умственный труд в качестве труда не признавался. Институт холопства сформировал определенную трудовую антиэтику: редко в каких языках существуют пословицы типа «дурака работа любит». Большинство российских предпринимателей и купцов первой, петровской, и второй волны были из сибирских или уральских крестьян или казаков, которые не знали крепостного права, а самыми зажиточными крестьянами на Руси являлись сектанты — баптисты, молокане, духоборы и др.
Октябрьская революция поставила перед обществом задачи становления нового человека, прежде всего в смысле его отношений к труду. Не случайно, в первые годы советской власти на психологию возлагались особые надежды в деле формирования «нового человека» методом условных рефлексов.
В соответствии с новыми представлениями труд являлся условием удовлетворения прежде всего социальных потребностей, а награда за труд — быть уважаемым членом коллектива. Значимость труда оценивалась через результат, результатом же являлся не столько качественный продукт или прибавочная стоимость, сколько членство в коллективе, индивидуальные потребности были отставлены на далекий второй план.
В сознательных представлениях и бессознательных установках по отношению к труду современных людей присутствуют все уровни субъективной значимости. Проведенный нами опрос представлений студентов о реальном и идеальном труде показал, что около 70% студентов считают, что стоит работать, даже если есть возможность этого не делать. При этом девушки рассматривают труд либо только как способ самовыражения, либо как самовыражение и одновременно способ зарабатывания денег. Для юношей труд, — прежде всего способ зарабатывания денег. Что касается представлений об идеальном труде, то для юношей — это интересная, приносящая удовлетворение работа. Для девушек кроме интереса и удовлетворения, в представление об идеальном труде включается еще и фактор хорошей оплаты. При этом от реального труда они не ждут особых материальных вознаграждений. Таким образом, для девушек идеальное означает недостижимое, нереальное, а для юношей оно включает в себя положительные эмоциональные ценности. Возможно, что такое различие в представлениях отражает общую гендерную ситуацию на современном рынке труда.
Являясь основным по времени и, зачастую, по значимости, компонентом человеческой жизни, профессиональная деятельность может порождать множество проблем. Это выбор профессии в юности и ее смена в кризисные периоды, мотивы трудовой деятельности и нежелание работать, материальная и психологическая удовлетворенность трудом и возможности самореализации, наконец, безопасность, комфорт и сохранение здоровья в процессе трудовой деятельности. Круг этих и подобных проблем призвана решать психология труда.
По определению крупного отечественного психолога М. А. Дмитриевой, психология труда — это наука, изучающая закономерности становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек как субъект труда — профессиональная среда».
К характеристикам субъекта труда, или работника, относятся профессионально-значимые свойства — те психологические особенности, без которых невозможно достижение профессиональной успешности в том или ином виде деятельности; профессиональный опыт — знания, умения и навыки, необходимые для реализации профессиональной деятельности; профессиональная мотивация — психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека. На основе мотивов формируются отношения человека: к труду вообще, к конкретной профессиональной деятельности, к своей специальности, к себе как специалисту. Фоном для выполнения человеком профессиональных задач являются праксические состояния, которые возникают в процессе деятельности. Состояния делятся на относительно устойчивые, зависящие от отношения к труду (удовлетворенность, заинтересованность, скука); ситуативные — зависящие от взаимоотношений с партнерами и коллегами по работе и от влияния неблагоприятных факторов, неполадок; и на периодически возникающие — врабатывание, утомление, азарт.
К характеристикам профессиональной среды относятся:
объект и предмет труда — характер и система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно и/или практически оперировать;
цели и задачи труда — результат, которого требует или ожидает от человека общество;
средства труда — приспособления, оборудование и любые другие средства, которые усиливают воздействия на предмет труда;
физическая среда, включающая в себя внешние условия деятельности: микроклимат, температуру, освещенность, шум и другие специфические условия, и особенности рабочего места и помещения;
социальная среда — психологический климат и социально-психологическая структура коллектива.
Основой психологического изучения профессиональной деятельности является составление профессиограммы — описания по определенным правилам социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. В содержание профессиограммы входит следующая информация:
1. Производственная характеристика профессии и ее специализаций.
2. Указание на экономическое значение профессии.
3. Социологические и социально-психологические характеристики профессии (социальный престиж, особенности коллективной деятельности и межличностных отношений).
4. Перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство. Сроки подготовки и перспективы продвижения.
5. Гигиеническая характеристика условий труда с особым выделением профессиональных вредностей.
6. Перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинские противопоказания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Психология успеха
  • Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Графический тест личности
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Александр Конельский. Интуиция — ваш лучший друг на пути к успеху. - Александр Конельский
  • Рамиль Гарифуллин. Вера и ответственность: психологические основы
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психологические правила общения
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Беспалов М.В., Филина Ф.Н. Схемы минимизации налогообложения
  • Гадание по дате рождения
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Эрих Фром говорил…
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Как перестать быть неудачником и стать успешным за 30 дней
  • ТРЕНИНГ: «Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию».
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Диксон Руфь. Психология современного секса.
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Что нужно делать предпринимателю, чтобы добиться успеха.
  • Путь к успеху: как расширить пределы своих возможностей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Диагностика вашего текущего состояния: ожиданий, настроения и самочувствия. Проективная методика «Готовы ли вы к жизненным сюрпризам»
  • К чему снится лифт
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребенка к неврозу (А.И. Захаров)
  • Знакомство со своей Тенью
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Золотые правила постановки и достижения целей
  • Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика – Неизвестен.
  • Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности
  • К чему снятся волки?
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Проективные методики. Тесты в картинках: Что значит для вас дружба? Умеете ли вы дружить? Умеете ли вы сопереживать?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь