Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28309

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ЧАСТЬ 3. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Человек как субъект профессиональной деятельности, труда, составляет одну из важнейших характеристик индивидуальности. Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются включенными в ту или иную профессиональную деятельность, а значительная часть юности уходит на подготовку к ней. Представить себе современного человека вне труда крайне сложно. Не случайно на вопрос, кто вы такой, люди в большинстве случаев называют свою профессию.
Для того чтобы понять некоторые истоки современной трудовой этики, приведем краткий обзор истории развития смысла и значимости труда.
В древней Греции господствовало негативное отношение к обязательной повседневной работе, особенно физической, которая считалась работой для рабов. Только труд, в результате которого создавалось нечто «вечное», являлся социально значимым.
В Ветхом Завете труд представлен как тяжелое испытание, наложенное Богом в наказание за первородный грех. Труд — это искупление. Труд как возмездие рассматривается и в Средние века. Смысл его — переделать и усмирить естество и таким образом способствовать самореализации человека по образу и подобию Божьему.
Реформация подчеркнула и возвысила роль труда как особой формы служения. Работа была благодатью, и чем тяжелее труд, тем лучше. В своей знаменитой работе «Протестантская этика и сущность капитализма» (1920) М. Вебер показывает, что именно эти мотивы лежат в основе буржуазной трудовой этики.
Промышленная революция XVIII-XIX веков привела к необходимости повышения уровня организации труда, для чего потребовалось заменить принуждение и насилие как основные формы прежней организации, формированием нового самосознания работников. В число добродетелей стали включаться такие качества как исполнительность, дисциплина, надежность, лояльность и др.
В XX веке труд рассматривается как основной способ самовыражения и средство удовлетворения материальных и социальных потребностей. Труд — источник положительного самоутверждения, которое помогает работнику создать внутреннюю мотивацию труда, даже, несмотря на плохие условия работы.
Своеобразно происходило становление представлений о значимости труда в России. Длительный период крепостного права привел к тому, что господствующим был ветхозаветный подход к труду, а умственный труд в качестве труда не признавался. Институт холопства сформировал определенную трудовую антиэтику: редко в каких языках существуют пословицы типа «дурака работа любит». Большинство российских предпринимателей и купцов первой, петровской, и второй волны были из сибирских или уральских крестьян или казаков, которые не знали крепостного права, а самыми зажиточными крестьянами на Руси являлись сектанты — баптисты, молокане, духоборы и др.
Октябрьская революция поставила перед обществом задачи становления нового человека, прежде всего в смысле его отношений к труду. Не случайно, в первые годы советской власти на психологию возлагались особые надежды в деле формирования «нового человека» методом условных рефлексов.
В соответствии с новыми представлениями труд являлся условием удовлетворения прежде всего социальных потребностей, а награда за труд — быть уважаемым членом коллектива. Значимость труда оценивалась через результат, результатом же являлся не столько качественный продукт или прибавочная стоимость, сколько членство в коллективе, индивидуальные потребности были отставлены на далекий второй план.
В сознательных представлениях и бессознательных установках по отношению к труду современных людей присутствуют все уровни субъективной значимости. Проведенный нами опрос представлений студентов о реальном и идеальном труде показал, что около 70% студентов считают, что стоит работать, даже если есть возможность этого не делать. При этом девушки рассматривают труд либо только как способ самовыражения, либо как самовыражение и одновременно способ зарабатывания денег. Для юношей труд, — прежде всего способ зарабатывания денег. Что касается представлений об идеальном труде, то для юношей — это интересная, приносящая удовлетворение работа. Для девушек кроме интереса и удовлетворения, в представление об идеальном труде включается еще и фактор хорошей оплаты. При этом от реального труда они не ждут особых материальных вознаграждений. Таким образом, для девушек идеальное означает недостижимое, нереальное, а для юношей оно включает в себя положительные эмоциональные ценности. Возможно, что такое различие в представлениях отражает общую гендерную ситуацию на современном рынке труда.
Являясь основным по времени и, зачастую, по значимости, компонентом человеческой жизни, профессиональная деятельность может порождать множество проблем. Это выбор профессии в юности и ее смена в кризисные периоды, мотивы трудовой деятельности и нежелание работать, материальная и психологическая удовлетворенность трудом и возможности самореализации, наконец, безопасность, комфорт и сохранение здоровья в процессе трудовой деятельности. Круг этих и подобных проблем призвана решать психология труда.
По определению крупного отечественного психолога М. А. Дмитриевой, психология труда — это наука, изучающая закономерности становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек как субъект труда — профессиональная среда».
К характеристикам субъекта труда, или работника, относятся профессионально-значимые свойства — те психологические особенности, без которых невозможно достижение профессиональной успешности в том или ином виде деятельности; профессиональный опыт — знания, умения и навыки, необходимые для реализации профессиональной деятельности; профессиональная мотивация — психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека. На основе мотивов формируются отношения человека: к труду вообще, к конкретной профессиональной деятельности, к своей специальности, к себе как специалисту. Фоном для выполнения человеком профессиональных задач являются праксические состояния, которые возникают в процессе деятельности. Состояния делятся на относительно устойчивые, зависящие от отношения к труду (удовлетворенность, заинтересованность, скука); ситуативные — зависящие от взаимоотношений с партнерами и коллегами по работе и от влияния неблагоприятных факторов, неполадок; и на периодически возникающие — врабатывание, утомление, азарт.
К характеристикам профессиональной среды относятся:
объект и предмет труда — характер и система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно и/или практически оперировать;
цели и задачи труда — результат, которого требует или ожидает от человека общество;
средства труда — приспособления, оборудование и любые другие средства, которые усиливают воздействия на предмет труда;
физическая среда, включающая в себя внешние условия деятельности: микроклимат, температуру, освещенность, шум и другие специфические условия, и особенности рабочего места и помещения;
социальная среда — психологический климат и социально-психологическая структура коллектива.
Основой психологического изучения профессиональной деятельности является составление профессиограммы — описания по определенным правилам социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. В содержание профессиограммы входит следующая информация:
1. Производственная характеристика профессии и ее специализаций.
2. Указание на экономическое значение профессии.
3. Социологические и социально-психологические характеристики профессии (социальный престиж, особенности коллективной деятельности и межличностных отношений).
4. Перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство. Сроки подготовки и перспективы продвижения.
5. Гигиеническая характеристика условий труда с особым выделением профессиональных вредностей.
6. Перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинские противопоказания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • Деш Оксана Владимировна. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Лыщина Анна Евгеньевна. Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи
  • Канева Елена Васильевна. Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Сытина Елена Николаевна. «Ранний возраст: от игры к речи»
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Волосюк Равиля Саитовна. РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Люшакова Александра Михайловна. Презентация «Речевой центр комбинированной группы»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Статья 'Развитие речи детей по средствам дидактических игр и упражнений'.
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Искусство говорить
  • Накарякова Наталия Сергеевна. «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха в средней группе».
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Клименко Оксана Алексеевна. Формирование выразительной речи у детей дошкольников.
  • Гузелия Ваккасовна Волкова. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Васильева Алла Владимировна. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Звуковая культура как составная часть речевой культуры дошкольника»
  • Захарова Екатерина Алексеевна. Взаимосвязь и взаимовлияние процессов мелкой моторики и речи
  • Волкова Гузелия Ваккасовна. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Елена Куликова. Семинар — практикум для воспитателей.
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Умецкая Катерина. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА
  • Кулахметова Сания Абдряшитовна. «Особенности развития речи дошкольников в условиях национального села»
  • Деш Оксана Владимировна. «Логоритмика, как средство коррекции речи дошкольников»
  • Сухова Оксана Анатольевна. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Аксёнова Ирина Александровна. Консультация для родителей. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков.
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Шестакова Татьяна Павловна. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги»
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь