Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52662

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

гда как поддержка выбранного уровня невозможна без специального усилия.
Именно эти предположения, формально не являясь единой теорией, легли в основу проведенного нами анализа разнообразных исследований стресса.
Идею о типичном или базовом состоянии (см- предположение 7) можно попытаться применить к описанию темперамента и других качеств личности. Для каждого человека можно найти конкретный набор функций, составляющий основу его поведения и соответствующий его когнитивному стилю. Приведем примеры. Один человек "настроен1* на внешние события, постоянно ищет новых впечатлений. Другой, наоборот, поглощен собой. Человек может быть предельно внимательным, собранным, готовым в любую минуту реагировать или же безразличным и отрешенным. Мыслительная деятельность может протекать пассивно, или же быть направленной на активное планирование действий. И, наконец, одни все делают, быстро, другие - медленно; у одних людей действия и реакции точные, у других наблюдается много ошибок.
Перечисленные нами качества личности характеризуют лишь видимую сторону поведения человека и являются проявлением специфического, или базового, для каждой личности психического состояния* Такие относительно постоянные и продолжительные состояния служат точкой отсчета при любых изменениях в привычных усяови-ях существования индивида, В отличие от базовых существуют более краткие по продолжительности и динамичные состояния. К ним относятся стресс, а также настроения и эмоции.
Возникает вопрос: можно ли построить классификацию темпераментов в терминах состояний когнитивных систем? Несомненно, это стало бы шагом вперед в исследованиях индивидуальных различий, причем не только в отношении анализа выполняемой деятельности, но и дай теории личности в целом,
Заключение
Итак, мы попытались нарисовать общую картину влияния стресса на деятельность. Как оказалось, интерпретация этих эффектов не укладывается в рамки традиционной активационной теории. Более адекватным объяснением, по нашему мнению, является представление о стрессе как о многомерном комплексном состоянии организма.
Мы рассмотрели две стратепш исследований стресса - ^широкую" и "узкую". В первом случае сравнивается эффективность выполнения одного и того же задания тгри действии разнообразных стрессоров. Во втором случае испытуемому предлагают выполнить несколько заданий в одинаковых стрессовых условиях- Именно та-
240
кой подход позволяет выявить различия между стрессорами, которые обычно скрыты от исследователя.
На основе анализа многочисленных экспериментальных фактов была составлена общая схема воздействия таких стрессоров, как шум, температура воздуха, недосыпание, прием лекарственных препаратов, время суток, алкоголь, длительная работа (усталость), мо-тивационные установки и тревожность. Индикаторами деятельности служили следующие показатели: уровень бодрствования, скорость и точность исполнения, селективность внимания и объем кратковременной памяти. Анализ экспериментальных данных, накопленных в литературе, показал, что действие стресса никогда не ограничивается каким- либо одним параметром деятельности, но влечет за собой целый комплекс изменений. Совокупность многомерных изменений, вызываемых определенным стрессовым воздействием, мы назвали стрессовым состоянием.
Были высказаны некоторые предположения о тех процессах, которые, возможно, лежат в основе изменения состояний.
Литература
Arbib M.A. (912The Metaphorical Brain. New York: John Wiley & Sons,
Broadbent D.H (95В)^егсерНоп and Communication. London: PergatnoiL
Broadbent DJE. (1963), Differences and interactions between stresses. Quarterly journal o/experimental psychology, 15, 205-211.
Broadbent D.E. (1981),The effects of moderate levels of noise on human performance. In J.V.Tobias and E.D.Schubert (ed,), Hearing Research and Theory. New York: Academic Press.
Cannon W.B. (95)*Bodily Changes in Pain, Hunger, Fear and Rage. New York: Appieton.
Easterbrook J.A. (1959).The effect of emotion on the utilisation and the organisation of behaviour.- Psychological Review, 66, I 83-201 >
Folkard S.> Knauth P., Monk Т.Н., and Rutenfrantz J+ (1976),The effect of memory load upon the circadian variation in performance efficiency under a rapidly-rotating shift system. Ergonomics, 19,479-488.
Hamilton P., Hockey G.RJ-> and Rejman M, (1977),The place of the concept of activation in human information processing: An tntegrative approach. In S.Dornic (ed+), Attention and Performance, VoL6. Hillsdale, N J,: Lawrence-Erl-baum.
Hockey G,RX (1979), Stress and the cognitive components of skilled performance. In V.Hamilton and D.M.Warburton (ed.) Human Stress and Cognition: An Information-Processing Approach, Chichester: John Wiley & Sons,
Hockey G.RJ., McLean A., and Hamilton P, (1981),State changes and the temporal patterning of component resources. In J.Long and AX)3addeley (ed.)» Attention and Performance, VoL9, Hillsdale, N.J.: Lawrence-Erlbaum.
Naatanen R. (1973),The inverted-U relationship between activation and performance: A critical review. In S.Kornblum (ed.) Attention and Performance, Vol.4. New York: Academic Press.
241
16-514
Prechtl H.F.R. (I974)/The behavioural states of the newborn infant (a review). Brain Research, 76, 185-212.
Sdye H. (1956), The Stress of Life. New York: McGraw-Hill.
Wilkinson R.T. (1963) Interact. Journal of Experimental Psyclwlogy, 66, 332-337.
Л, Кед вин Хамбергер Джеффри М, Лоор
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНТРОЛЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ
Предметом настоящего обзора являются методические подходы, в рамках которых особое значение придается изменениям внешних форм поведения. Анализируются и обобщаются данные по проблеме управления стрессом в связи с вопросом о приобретении специальных навыков регулирования, а также делается попытка рассмотреть их в комплексе с проявлениями стрессовых реакций на когнитивном и физиологическом уровнях.
Релаксация как навык активного регулирования
Обычно релаксационный тренинг выступал в качестве дополни-тельной техники в составе структурированных программ по управлению уровнем тревожности, таких, например, как систематическая десенсибилизация (Wolpe, 1969). Он также применялся как один из компонентов специальной тренировки по оценке степени тревожности (Suinn & Richardson, 1971). Использование приемов релаксации как навыка активного регулирования состояния было впервые предложено Jacobson (1938). Goldfried (1971) усовершенствовал технику релаксации и предложил использовать ее в качестве активного компонента систематической десенсибилизации. Он предложил обучать пациентов активному использованию своих ощущений в состояниях возбуждения в качестве некоторых опорных признаков для сопоставления их с проявлениями расслабления (или релаксации) в самых разных ситуациях, предположив, что общий эффект снижения возбуждения в этом случае будет более выраженным, чем при пассивном реципрокном торможении (Wolpe, 1958),
Основные различия между процедурами релаксации как навыка активного регулирования и пассивной релаксации, базирующейся на процессах реципрокного торможения, описаны в инструкциях по обучению и процедурах применения этих методов (Denney & Rupert, 1977). В первом случае до начала обучения пациентам объясняют, что они будут осваивать некоторый сознательно воспроизводимый и активный навык. Сначала пациенты учатся распознавать ощущения , возникающие при возбуждении или активизации состояния. Затем проводится обучение по использованию этих ощущений в качестве опорных признаков, необходимых для того, чтобы уметь произвольно расслабиться и снизить напряжение. Подобные опорные сигналы могут быть использованы в самых разных ситуациях - как для
243
Ь*
достижения какой-либо определенной цели, так и просто для отдыха. Характерной особенностью инструкций, используемых при овладении навыками пассивного реципрокного торможения, является утверждение, согласно которому состояние релаксации автоматически замещает реакцию тревоги без какого-либо видимого усилия со стороны занимающегося.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь