Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52304

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

гда как поддержка выбранного уровня невозможна без специального усилия.
Именно эти предположения, формально не являясь единой теорией, легли в основу проведенного нами анализа разнообразных исследований стресса.
Идею о типичном или базовом состоянии (см- предположение 7) можно попытаться применить к описанию темперамента и других качеств личности. Для каждого человека можно найти конкретный набор функций, составляющий основу его поведения и соответствующий его когнитивному стилю. Приведем примеры. Один человек "настроен1* на внешние события, постоянно ищет новых впечатлений. Другой, наоборот, поглощен собой. Человек может быть предельно внимательным, собранным, готовым в любую минуту реагировать или же безразличным и отрешенным. Мыслительная деятельность может протекать пассивно, или же быть направленной на активное планирование действий. И, наконец, одни все делают, быстро, другие - медленно; у одних людей действия и реакции точные, у других наблюдается много ошибок.
Перечисленные нами качества личности характеризуют лишь видимую сторону поведения человека и являются проявлением специфического, или базового, для каждой личности психического состояния* Такие относительно постоянные и продолжительные состояния служат точкой отсчета при любых изменениях в привычных усяови-ях существования индивида, В отличие от базовых существуют более краткие по продолжительности и динамичные состояния. К ним относятся стресс, а также настроения и эмоции.
Возникает вопрос: можно ли построить классификацию темпераментов в терминах состояний когнитивных систем? Несомненно, это стало бы шагом вперед в исследованиях индивидуальных различий, причем не только в отношении анализа выполняемой деятельности, но и дай теории личности в целом,
Заключение
Итак, мы попытались нарисовать общую картину влияния стресса на деятельность. Как оказалось, интерпретация этих эффектов не укладывается в рамки традиционной активационной теории. Более адекватным объяснением, по нашему мнению, является представление о стрессе как о многомерном комплексном состоянии организма.
Мы рассмотрели две стратепш исследований стресса - ^широкую" и "узкую". В первом случае сравнивается эффективность выполнения одного и того же задания тгри действии разнообразных стрессоров. Во втором случае испытуемому предлагают выполнить несколько заданий в одинаковых стрессовых условиях- Именно та-
240
кой подход позволяет выявить различия между стрессорами, которые обычно скрыты от исследователя.
На основе анализа многочисленных экспериментальных фактов была составлена общая схема воздействия таких стрессоров, как шум, температура воздуха, недосыпание, прием лекарственных препаратов, время суток, алкоголь, длительная работа (усталость), мо-тивационные установки и тревожность. Индикаторами деятельности служили следующие показатели: уровень бодрствования, скорость и точность исполнения, селективность внимания и объем кратковременной памяти. Анализ экспериментальных данных, накопленных в литературе, показал, что действие стресса никогда не ограничивается каким- либо одним параметром деятельности, но влечет за собой целый комплекс изменений. Совокупность многомерных изменений, вызываемых определенным стрессовым воздействием, мы назвали стрессовым состоянием.
Были высказаны некоторые предположения о тех процессах, которые, возможно, лежат в основе изменения состояний.
Литература
Arbib M.A. (912The Metaphorical Brain. New York: John Wiley & Sons,
Broadbent D.H (95В)^егсерНоп and Communication. London: PergatnoiL
Broadbent DJE. (1963), Differences and interactions between stresses. Quarterly journal o/experimental psychology, 15, 205-211.
Broadbent D.E. (1981),The effects of moderate levels of noise on human performance. In J.V.Tobias and E.D.Schubert (ed,), Hearing Research and Theory. New York: Academic Press.
Cannon W.B. (95)*Bodily Changes in Pain, Hunger, Fear and Rage. New York: Appieton.
Easterbrook J.A. (1959).The effect of emotion on the utilisation and the organisation of behaviour.- Psychological Review, 66, I 83-201 >
Folkard S.> Knauth P., Monk Т.Н., and Rutenfrantz J+ (1976),The effect of memory load upon the circadian variation in performance efficiency under a rapidly-rotating shift system. Ergonomics, 19,479-488.
Hamilton P., Hockey G.RJ-> and Rejman M, (1977),The place of the concept of activation in human information processing: An tntegrative approach. In S.Dornic (ed+), Attention and Performance, VoL6. Hillsdale, N J,: Lawrence-Erl-baum.
Hockey G,RX (1979), Stress and the cognitive components of skilled performance. In V.Hamilton and D.M.Warburton (ed.) Human Stress and Cognition: An Information-Processing Approach, Chichester: John Wiley & Sons,
Hockey G.RJ., McLean A., and Hamilton P, (1981),State changes and the temporal patterning of component resources. In J.Long and AX)3addeley (ed.)» Attention and Performance, VoL9, Hillsdale, N.J.: Lawrence-Erlbaum.
Naatanen R. (1973),The inverted-U relationship between activation and performance: A critical review. In S.Kornblum (ed.) Attention and Performance, Vol.4. New York: Academic Press.
241
16-514
Prechtl H.F.R. (I974)/The behavioural states of the newborn infant (a review). Brain Research, 76, 185-212.
Sdye H. (1956), The Stress of Life. New York: McGraw-Hill.
Wilkinson R.T. (1963) Interact. Journal of Experimental Psyclwlogy, 66, 332-337.
Л, Кед вин Хамбергер Джеффри М, Лоор
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОНТРОЛЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ
Предметом настоящего обзора являются методические подходы, в рамках которых особое значение придается изменениям внешних форм поведения. Анализируются и обобщаются данные по проблеме управления стрессом в связи с вопросом о приобретении специальных навыков регулирования, а также делается попытка рассмотреть их в комплексе с проявлениями стрессовых реакций на когнитивном и физиологическом уровнях.
Релаксация как навык активного регулирования
Обычно релаксационный тренинг выступал в качестве дополни-тельной техники в составе структурированных программ по управлению уровнем тревожности, таких, например, как систематическая десенсибилизация (Wolpe, 1969). Он также применялся как один из компонентов специальной тренировки по оценке степени тревожности (Suinn & Richardson, 1971). Использование приемов релаксации как навыка активного регулирования состояния было впервые предложено Jacobson (1938). Goldfried (1971) усовершенствовал технику релаксации и предложил использовать ее в качестве активного компонента систематической десенсибилизации. Он предложил обучать пациентов активному использованию своих ощущений в состояниях возбуждения в качестве некоторых опорных признаков для сопоставления их с проявлениями расслабления (или релаксации) в самых разных ситуациях, предположив, что общий эффект снижения возбуждения в этом случае будет более выраженным, чем при пассивном реципрокном торможении (Wolpe, 1958),
Основные различия между процедурами релаксации как навыка активного регулирования и пассивной релаксации, базирующейся на процессах реципрокного торможения, описаны в инструкциях по обучению и процедурах применения этих методов (Denney & Rupert, 1977). В первом случае до начала обучения пациентам объясняют, что они будут осваивать некоторый сознательно воспроизводимый и активный навык. Сначала пациенты учатся распознавать ощущения , возникающие при возбуждении или активизации состояния. Затем проводится обучение по использованию этих ощущений в качестве опорных признаков, необходимых для того, чтобы уметь произвольно расслабиться и снизить напряжение. Подобные опорные сигналы могут быть использованы в самых разных ситуациях - как для
243
Ь*
достижения какой-либо определенной цели, так и просто для отдыха. Характерной особенностью инструкций, используемых при овладении навыками пассивного реципрокного торможения, является утверждение, согласно которому состояние релаксации автоматически замещает реакцию тревоги без какого-либо видимого усилия со стороны занимающегося.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь