|
Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42484
Автор: Айламазьян А.М.
Название: Метод наблюдения и беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Если сущность является слабой, не обеспечивает жизнь достаточным количеством энергии, человек становится пси-
277 хологически навязчивым для окружающих, иными словами, начинает навязывать свою жизнь другим (чаще всего своим детям). Зная, что в человеке есть слой, называемый сущностным, вы можете проделать для себя работу по определению момента остановки вашей сущности: «прокрутите* свою жизнь, найдите момент, когда было нарушено целокупное восприятие, проследите влияние этого события на всю вашу жизнь. Такое внутреннее действие имеет большой корректирующий эффект. Можно надеяться, что интерес к практической конструктивной психологии будет возрастать, и эта информация станет более доступной широким слоям населения. В нашей культуре появится такая плюс-ценность, как жизнь, появится и знание, и техника в искусстве жизни. Некоторые этапы обучения Работа только начинается, и впереди немало сложностей различного типа. И первая из них, которая встанет на вашем пути, — это барьер восприятия, иначе — неумение учиться. Критерий нашего отношения к любой новой информации — понимаю—не понимаю. Если не понимаю, то стараюсь понять. Но каким образом? Как правило, пытаюсь объяснить новое старым. И таким образом искажаю новое. С какого-то определенного момента, когда пространство сознания уже заполнено и становится достаточно жестким, мы вообще перестаем воспринимать принципиально новое. Мы говорим: «Не понимаю!» — и это часто равнозначно тому, что того, о чем мы так говорим, не существует. В эзотерических учениях этот барьер преодолевался за счет жестко зафиксированной системы отношений между учителем и учеником. Принцип состоял в следующем: ученик должен был Слушать, Думать, Делать. Ему запрещалось, порой в течение долгого времени, говорить. Это подобно обучению иностранному языку методом полного погружения. Через барьер «понимаю — не понимаю». Методt как вы знаете, дающий положительные результаты. Практически во всех эзотерических системах можно выделить четко зафиксированные этапы обучения, которые одинаковы, несмотря на различия в технических приемах. Первый — послушничество (подготовка к ученичеству). Здесь порой даже понятное излагается в непонятных формах, разрушая 278 всякое оценочное деление новой информации. Идет удар по фиксированным точкам, давление на то, что s социальной психологии называется «само собой разумеющиеся нормы». Следующий этап — непосредственное обучение. Это в первую очередь «раскрутка», т.е. отделение ложной личности и перестройка ценностной структуры. Далее — практические навыки. Здесь перестраивается картина мира и Я-концепция за счет практических действий, в результате чего человек обладает новым знанием уже как умением. Во всех этих системах есть закон: человек может сказать «Я это знаю» только тогда, когда он это умеет, когда может сделать. Понятно, что прямое перенесение законов этих учений в нашу жизнь просто не реально. Там обучение проходило в монастырях, закрытых школах. Не зря же эти учения называются эзотерическими. Задача, стоящая сегодня перед нами, чисто практическая — овладение своим психоэнергетическим инструментом. Поэтому мы будем использовать знания этих учений с учетом сегодняшнего времени и этой нашей задачи. Как, скажем, К.Станиславский, Е.Вахтангов, А.Чехов в поиске способов профессионального овладения эмоциональной сферой в театральной деятельности использовали йогические и суфийские методики. Современный человек, как правило, в большей или меньшей степени энергетически истощен. Мы даже знаем, что есть люди, рядом с которыми возникает чувство энергетического опустошения, условно говоря, «энергетические вампиры», В чем причина этого истощения? Тут, пожалуй, можно привести такой пример. Столетиями в Рейн люди сбрасывали различные отходы, И река сама справлялась с собственным очищением, ведь еще лет 25 назад она была сравнительно чистой. Теперь* говорят, течет река яда. Система не выдержала и разрушается катастрофически. Примерно то же самое происходит и с человеком. Если раньше он, даже «ничего не зная» про психоэнергетику, естественным образом восстанавливал затраты энергии* то теперь затраты значительно превышают возможности восстановления, Дело в том, что человечество перешагнуло из мира вещей в мир процессов. Если раньше, даже еще сто лет назад, человек рождался и умирал примерно в одном и том же мире, то теперь все изменилось — процессы, сменявшие друг друга раньше раз в сто- 279 летие, а то и реже, сегодня сменяются в течение нескольких лет. Мир вокруг нас постоянно меняется; если человек не будет меняться вместе с ним, он безнадежно отстанет от своего времени и будет жить в прошлом. «Чтобы стоять на одном месте, надо бежать изо всех сил» {Лбу Силе). Заметим, что для того, чтобы меняться адекватно меняющемуся миру, необходимо определенное качество инструментов, которого у нас, к сожалению, нет. Если говорить конкретно о состоянии психоэнергетики, то проблема в том, что требуются определенные затраты энергии, которых мы себе позволить не можем по причине того, что для многих это «нездорово», а те, для кого «здорово», не в состоянии управлять этим процессом. Что же необходимо осознать, принять в сознание, чтобы приступить к конкретным практическим занятиям и иметь в дальнейшем конкретный практический результат? Прежде всего то, что наше сознание является раздробленным, множественным. Для одной сферы жизни у нас одна система критериев, т.е. одно сознание, и нами руководит одна совокупность принципов, в другой сфере — уже совсем другая система критериев, другое сознание, и выборы совершаются по абсолютно иным, чем в первом случае, принципам, И таких сфер у нас не две и не три, ат как правило, намного больше. Это не хорошо и не плохо. Это просто есть. Решение проблемы целостности сознания непосредственно связано с проблемой Диалога, с противостоянием Я— Другой. (Помните, об этом уже было сказано в первой части книги? Повторим?) Существуют три способа решения проблемы. Первый — есть только Я и нет Другого. Это, своего рода, вульгарный идеализм. Второй способ — есть только Другой и нет Меня — «детский» вариант, отказ от субъективной реальности. Его можно назвать вульгарным материализмом, И тот, и другой способы противоречат принципам диалектики и несут в себе страх перед объективной реальностью. Способ «только Я* снимает этот страх методом ее отрицания, способ «только Другой» — методом растворения в объективной реальности. Диалектическое же решение этой проблемы только одно: есть Я и есть Другой, Для такого общения с Миром, для таких практических отношений, осуществляя их в каждом поступке 280 и выборе, необходимо определенное мужество, так как это всегда напряженная ситуация и не всякий в состоянии выдержать ее до конца. Люди, как правило, выбирают или первый, или второй вариант. Опять же это не плохо и не хорошо* это есть и с этим надо работать. Для сохранения такого напряженного состояния в Диалоге должно появиться нечто третье, одинаково объективное и для Меня и для Другого: так называемый «третий голос», который будет служить перекодирующим устройством между Мною и Другим, Третий голос здесь не является для вас чем-то новым — вы им пользовались и пользуетесь. Им может быть какой-либо объективный факт, скажем, время года; авторитет или цитата; какой-либо общий интерес, скажем, хобби; какой-либо одинаково для двух сторон значимый человек или даже идеальный субъект (к примеру, Бог — на исповеди). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|