|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58351
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Разрешение: так как проблема не разрешена, женщина ищет помощи у экстрасенсов. Возникла озлобленность на сына и его семью. Одиночество.
7. Стратегии разрешения проблемы. Принятие семьи сына. Смена стиля общения, ослабление давления, налаживание взаимоотношений. 8. Последствия неразрешения проблемы: • одиночество; • озлобленность; • неудовлетворенность жизнью. 9. Предупреждение проблемы: демократический стиль воспитания, отсутствие давления на сына, признание права сына на самостоятельный выбор. Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.) 1. Проблемная ситуация: Н., 83 года. Живет с младшей дочерью и внуком, муж умер 3,5 года назад. Ее жизненная ситуация заключается в том, что в молодости (военные годы) она была вынуждена обеспечивать свою семью, состоявшую только из женщин (больная мать, старшая сестра с грудной дочерью). Они жили все вместе, очень сплоченно. Далее муж-военный, дети и т. д. Сейчас Н. ведет себя следующим образом: постоянно что-то собирает в тюки, прячет или носит с собой, тревожится, все время переспрашивает и каждый раз записывает (телефоны, адреса), часто стремится куда-то пойти, то есть демонстрирует активность, подчиненную некой внутренней идее. Также Н. не пускает жить никого из родственников в свою пустующую квартиру, все время говорит, что она в ней живет. Квартира — единственная ее собственность теперь, к тому же очень значимая для нее, и эта значимость, видимо, переносится и на себя. 296 Н. часто кажется, что в квартиру пытаются проникнуть воры. Иногда обвиняет дочерей, что они что-то украли у нее и хотят ее смерти. 2. Проблема: страх потери опоры в жизни. 3. Внешние признаки наличия проблемы: тревожность, мнительность, навязчивые действия и речь, неадекватная активность, желание помочь — реализовать себя, свои знания и опыт. Значительные нарушения внимания и кратковременной памяти. Страх потери имущества — любого. Страх смерти. 4. Противоречие, порождающее проблему: между желанием жить и ускользающей возможностью. 5. Поэтапный анализ возникновения проблемы: Проблема является закономерной для данного возрастного периода. Зарождение: тяжелая жизненная ситуация в молодости: беспокойство, страх за своих близких, необходимость прилагать большие усилия для поддержания жизни. Развитие: страх за свою жизнь и жизнь близких пребывал в латентном состоянии, проявлялся в некотором авантюризме, желании что-то выгадать в жизни. Кульминация: сочетание предпосылок проблемы и качеств личности с возрастными физиологическими и психологическими изменениями. Разрешение: обострения снимаются лекарственными препаратами. 6. Последствия разрешения и неразрешения проблемы: Положительные последствия разрешения проблемы: спокойная старость. Отрицательные последствия: повышение тревожности, обострения болезненного состояния, уход в психосоматику и/ или психиатрию. 7. Предупреждение проблемы: поддержка и понимание близких. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ: «ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ» Направление: 521000 — «Психология» 540000 — «Педагогика» Составитель программы: доктор психологических наук, профессор Л. А. Регуш. Цель дисциплины: Формирование системы знаний, практических навыков и умений по предупреждению, анализу и разработке путей разрешения проблем психического развития человека в разные возрастные периоды. Задачи дисциплины: 1. Овладение теоретическими и методологическими подходами к анализу психологических проблем развития. 2. Освоение содержания и сущности основных понятий. 3. Изучение типичных для каждого возрастного периода проблем развития и знание их психологических характеристик. 4. Выработка алгоритма анализа проблем развития, отражающего возможности предупреждения и разрешения проблем развития. Принципы отбора содержания и организации учебного материала: 1. Соответствие содержания курса его целям и задачам. 2. Представленность в содержании взаимосвязи теоретического и практического аспектов обучения. 3. Опора на высокий уровень самостоятельности магистров в использовании разных подходов, направлений в овла- 298 дении навыками психологического анализа проблем развития. Текущая и итоговая аттестация студентов: В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения студентами содержания дисциплины. Для этого используются различные устные и письменные формы аттестации в виде: • контрольных и проверочных работ с вопросами репродуктивного, продуктивного, проблемного характера; • дискуссий; • практических и творческих заданий; • аналитических обзоров литературы по конкретным вопросам. Результаты выполненных устных и письменных работ отражаются в портфолио магистранта, являющегося основой при итоговой аттестации. Текущая аттестация предполагает организацию самоконтроля и взаимоконтроля выполняемых заданий (например, резюме, оценочные листы). Система текущей аттестации может рассматриваться как основа для построения итоговой аттестации, предполагающей использование накопительной оценки. Итоговая аттестация проводится в виде письменного или устного экзамена, на котором определяется качество усвоения: • знаний о теоретических и методологических подходах к проблемам психического развития; • знаний о классификации проблем развития в разные возрастные периоды; • знаний сущности проблем развития, характерных для каждого возрастного периода; • умений анализировать проблемные ситуации развития по отработанному алгоритму; • умения оценивать позитивные и негативные последствия разрешения / неразрешения проблем развития в тот или иной возрастной период; 299 • умений проектировать условия жизнедеятельности, обеспечивающие предупреждение и прогнозирование проблем психического развития. Экзамен по дисциплине может проводиться как традиционно (по вопросам билетов, тестам), так и в нетрадиционных формах (защита предлагаемого анализа проблемной ситуации развития и обоснование путей разрешения и предупреждения проблемы в развитии), ориентированных на использование усвоенных теоретических знаний в активном взаимодействии и диалоге с преподавателями, студентами. Дидактические единицы: Проблема психического развития, противоречия как источники проблем развития, кризисы развития, перинатальное развитие, факторы проблем развития, адаптация, возрастные страхи, идентичность, кризис идентичности, одиночество, ответственность, Я-концепция и самоотношение, социальная ситуация развития и возраст, депривация развития, профессиональное развитие, прогнозирование и предупреждение проблем развития. Основное содержание 1. Понятие о проблемах психического развития Характеристика психологической проблемы. Биологические и социальные факторы как причины проблем развития. Классификация проблем развития. Кризисы и проблемы развития. Проблемы развития и события жизни. Проблемы развития и социальная дифференциация общества. Прогнозирование и предупреждение проблем развития. Неблагоприятный старт и жизнестойкость при разрешении проблем развития. Основания для прогнозирования проблем развития. Пути разрешения проблем психического развития. Способы совладания с проблемами. Проектирование условий жизнедеятельности, предупреждающих проблемы психического развития. 300 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|