Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60368

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вый ответ, — сказал Далай-Лама с усмешкой. — Я пытаюсь вернуться к разговору о том, что каждый мыслительный процесс должен быть результатом мозговой активности. Сейчас я выступаю от имени не только буддистов, но и всех, кто верит в существование прошлых и будущих жизней — в существование сознания, которое не зависит от активности мозга и может переходить из одной жизни в другую». Разговор, на который он сослался, произошел на второй конференции Разума и Жизни.
«Я хочу спросить, — продолжал Далай-Лама, — может ли сознание в какой-то форме существовать после смерти без поддержки мозга?»
Ричи ответил словами одного из американских первопроходцев в области психологии и философии: «В первой главе своих „Принципов психологии", написанных в 1890 году, Уильям Джеймс сказал, что мозг — это единственный орган, напрямую поддерживающий мыслительную деятельность, и что все остальные принципы психологии не больше чем примечания к этому постулату».
Франсиско Варела тут же заметил, что в своей следующей книге «Многообразие религиозного опыта» Джеймс сам опроверг это утверждение.
«Значит, — сказал Ричи, — даже Джеймс был непоследователен в этом вопросе, а у нас тем более нет необходимых доказательств, на основании которых можно было бы сделать однозначный вывод».
Тхуптен Джинпа иронично заметил: «В тибетской литературной традиции принято считать, что поздние тексты заслуживают большего доверия», на что Ричи возразил: «В науке часто бывает наоборот».
Чему люди обязаны
своим выдающимся интеллектом?
Возвращаясь к теме своей презентации, Ричи показал слайд с изображением предлобной доли и ее важнейших участков: дорсолатеральной, орбитофронтальной и вен- тромедиальной коры. Причем последняя зона особенно важна для эмоций.
На слайде мозг был показан в двух проекциях — сбоку и снизу. «Лобная доля разделена на несколько отдельных участков. Участок, который называют вентромеди- альной корой, имеет чрезвычайно важное значение для эмоций. Для пациентов с повреждениями этого участка мозга характерно неуправляемое, неадекватное поведение, например эмоциональные вспышки.
Традиционно считалось, что самая передняя часть лобной доли играет важную роль в определенных типах ког- ниций, особенно в планировании будущего. Поскольку аспекты эмоций тоже включают в себя предчувствие будущего (например, радостное предвосхищение встречи с любимым человеком, которого вы давно не видели), то задача мысленной репрезентации этой цели требует обязательной активизации этой части мозга». В более широком смысле мотивация отчасти зависит от активности этого участка лобной доли, отвечающего за чувства, которые нам предстоит испытать после достижения наших целей*.
* Дэвидсон Дж., Джексон Д.С., Калин H.X. Эмоции, пластичность, контекст и регуляция: перспективы с точки зрения аффективной нейробиологии (J. Davidson, D.C. Jackson, N.H. Kalin, «Emotion, Plasticity, Context and Regulation: Perspectives from Affective Neuroscience». Psychological Bulletin, 126, 6 (2000): 890-906).
«Я хочу подробнее поговорить о лобной коре, потому что она чрезвычайно важна для нашей способности регулировать эмоции, в том числе и деструктивные. Процессы первоначальной активизации эмоций и управления ими проходят в разных участках мозга». Миндалина играет ключевую роль в механизме активизации эмоций, а за регуляцию эмоций ответственна главным образом лобная кора.
«В обычных обстоятельствах участки мозга, которые инициируют эмоции, и те, что отвечают за регуляцию эмоций, активизируются одновременно, поэтому в момент запуска механизма эмоции запускаются и регулирующие ее механизмы.
В этом ключ к пониманию деструктивных эмоций, поскольку мы можем исследовать те участки, которые отвечают за регуляцию эмоций, но функционируют неправильно».
«Одна из специфических особенностей человека — его высокоразвитые интеллектуальные способности, — сказал Далай-Лама. — Можете ли вы назвать одну или несколько частей мозга, которые непосредственно связаны с нашим выдающимся интеллектом — качеством, присущим исключительно' человеку?»
Ответ Ричи вернул нас к рассмотрению лобной доли: «Я уже упоминал, что любое сложное поведение предполагает взаимодействие между различными участками мозга. Интеллект — это, без сомнения, очень сложный феномен, и поэтому наверняка требуется взаимодействие между разными участками мозга. Это, так сказать, нейтральный ответ.
Но позвольте сделать более рискованное предположение. Лобные доли явно играют важную роль в уникальных аспектах человеческого интеллекта, причем я имею в виду не только то, что у нас на Западе принято называть когнитивным интеллектом, но и то, что мы называ
ем интеллектом эмоциональным. Лобные доли имеют ключевое значение для обоих видов интеллекта».
Внимание Далай-Ламы привлек тот факт, что некоторые участки мозга, инициирующие положительные эмоции, связаны одновременно и со способностью к рассуждению. Выходит, это можно рассматривать как научное подтверждение того, во что он всегда верил: что конструктивные, положительные эмоции могут одновременно основываться на здравом смысле и усиливаться им. Зная о том, что полемистам свойственна привычка использовать, казалось бы, опровергающие свидетельства, Далай-Лама задал следующий вопрос.
«Вы сказали, что мысленные образы, подобные тем, что видел Эйнштейн, скорее всего, связаны с задней частью мозга, — сказал Далай-Лама. — Значит, ментальные образы, которые возникают в процессе мышления, должны иметь корреляты в теменной доле, правильно? Если мы назовем этот процесс воображением, то получится, что сила воображения очень тесно связана с возможностями интеллекта. Следовательно, теменная доля также имеет важнейшее значение для уникальных интеллектуальных способностей человека?» Далай-Лама покачивался в кресле вперед-назад, словно погрузившись в глубокие размышления.
Ричи ответил: «Да, совершенно верно. Но в человеческом мозге существует гораздо больше связей между лобной и теменной долями, чем у других видов. Способность к воображению, применительно к творческому мышлению Эйнштейна, несомненно, основывалась на связях лобной доли, ответственной за формирование абстрактных концепций, с мысленными визуальными образами».
Я счел нужным добавить: «Эйнштейн говорил, что сначала его идеи являлись ему в виде образов, а потом он переводил их на язык слов. Первоначально он видел свои уравнения и физические законы в форме картинок».
Вентромедиальная
Вид сбоку Вид снизу
Предлобная кора, располагающаяся сразу за лобной костью, включает организационные центры мозга, отвечающие за такие функции, как планирование. Вентромедиальная зона предлобной коры имеет ключевое значение для регуляции эмоций.
«Голова в ванне»
Ричи продолжил: «Ваше Святейшество, теперь я хочу остановиться еще на двух общих моментах. Во-первых, лобные доли, миндалевидное тело и гиппокамп тесно связаны с телом, в частности, с иммунной, эндокринной и с автономной нервной системой. В этих связях, возможно, кроется ключ к разгадке того, как разум может воздействовать на тело, и к пониманию механизма воздействия эмоций не только на наше психическое, но и на физическое здоровье».
Это заявление побудило Далай-Ламу задать, казалось бы, нелепый вопрос: «Возможно ли теоретически отделить голову живого человека от тела, а затем механи
ческим способом снабжать ее кровью, кислородом и всем, что ей нужно, чтобы мозг продолжал выполнять свои мыслительные функции? Возможно ли такое в принципе?» ®
На самом деле этот вопрос уже давно серьезно обсуждается в рамках философии сознания. Ричи ответил: «Философ Дэниел Деннетт написал на эту тему целое эссе*. Он использовал метафору существования головы в ванне — именно то, о чем вы спросили. Я считаю, что осуществить такое в принципе можно. Но интересно было бы знать, сможет ли мозг, деятельность которого поддерживается подобным образом, ощущать эмоции».
«Другими словами, б



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь