Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61441

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вый ответ, — сказал Далай-Лама с усмешкой. — Я пытаюсь вернуться к разговору о том, что каждый мыслительный процесс должен быть результатом мозговой активности. Сейчас я выступаю от имени не только буддистов, но и всех, кто верит в существование прошлых и будущих жизней — в существование сознания, которое не зависит от активности мозга и может переходить из одной жизни в другую». Разговор, на который он сослался, произошел на второй конференции Разума и Жизни.
«Я хочу спросить, — продолжал Далай-Лама, — может ли сознание в какой-то форме существовать после смерти без поддержки мозга?»
Ричи ответил словами одного из американских первопроходцев в области психологии и философии: «В первой главе своих „Принципов психологии", написанных в 1890 году, Уильям Джеймс сказал, что мозг — это единственный орган, напрямую поддерживающий мыслительную деятельность, и что все остальные принципы психологии не больше чем примечания к этому постулату».
Франсиско Варела тут же заметил, что в своей следующей книге «Многообразие религиозного опыта» Джеймс сам опроверг это утверждение.
«Значит, — сказал Ричи, — даже Джеймс был непоследователен в этом вопросе, а у нас тем более нет необходимых доказательств, на основании которых можно было бы сделать однозначный вывод».
Тхуптен Джинпа иронично заметил: «В тибетской литературной традиции принято считать, что поздние тексты заслуживают большего доверия», на что Ричи возразил: «В науке часто бывает наоборот».
Чему люди обязаны
своим выдающимся интеллектом?
Возвращаясь к теме своей презентации, Ричи показал слайд с изображением предлобной доли и ее важнейших участков: дорсолатеральной, орбитофронтальной и вен- тромедиальной коры. Причем последняя зона особенно важна для эмоций.
На слайде мозг был показан в двух проекциях — сбоку и снизу. «Лобная доля разделена на несколько отдельных участков. Участок, который называют вентромеди- альной корой, имеет чрезвычайно важное значение для эмоций. Для пациентов с повреждениями этого участка мозга характерно неуправляемое, неадекватное поведение, например эмоциональные вспышки.
Традиционно считалось, что самая передняя часть лобной доли играет важную роль в определенных типах ког- ниций, особенно в планировании будущего. Поскольку аспекты эмоций тоже включают в себя предчувствие будущего (например, радостное предвосхищение встречи с любимым человеком, которого вы давно не видели), то задача мысленной репрезентации этой цели требует обязательной активизации этой части мозга». В более широком смысле мотивация отчасти зависит от активности этого участка лобной доли, отвечающего за чувства, которые нам предстоит испытать после достижения наших целей*.
* Дэвидсон Дж., Джексон Д.С., Калин H.X. Эмоции, пластичность, контекст и регуляция: перспективы с точки зрения аффективной нейробиологии (J. Davidson, D.C. Jackson, N.H. Kalin, «Emotion, Plasticity, Context and Regulation: Perspectives from Affective Neuroscience». Psychological Bulletin, 126, 6 (2000): 890-906).
«Я хочу подробнее поговорить о лобной коре, потому что она чрезвычайно важна для нашей способности регулировать эмоции, в том числе и деструктивные. Процессы первоначальной активизации эмоций и управления ими проходят в разных участках мозга». Миндалина играет ключевую роль в механизме активизации эмоций, а за регуляцию эмоций ответственна главным образом лобная кора.
«В обычных обстоятельствах участки мозга, которые инициируют эмоции, и те, что отвечают за регуляцию эмоций, активизируются одновременно, поэтому в момент запуска механизма эмоции запускаются и регулирующие ее механизмы.
В этом ключ к пониманию деструктивных эмоций, поскольку мы можем исследовать те участки, которые отвечают за регуляцию эмоций, но функционируют неправильно».
«Одна из специфических особенностей человека — его высокоразвитые интеллектуальные способности, — сказал Далай-Лама. — Можете ли вы назвать одну или несколько частей мозга, которые непосредственно связаны с нашим выдающимся интеллектом — качеством, присущим исключительно' человеку?»
Ответ Ричи вернул нас к рассмотрению лобной доли: «Я уже упоминал, что любое сложное поведение предполагает взаимодействие между различными участками мозга. Интеллект — это, без сомнения, очень сложный феномен, и поэтому наверняка требуется взаимодействие между разными участками мозга. Это, так сказать, нейтральный ответ.
Но позвольте сделать более рискованное предположение. Лобные доли явно играют важную роль в уникальных аспектах человеческого интеллекта, причем я имею в виду не только то, что у нас на Западе принято называть когнитивным интеллектом, но и то, что мы называ
ем интеллектом эмоциональным. Лобные доли имеют ключевое значение для обоих видов интеллекта».
Внимание Далай-Ламы привлек тот факт, что некоторые участки мозга, инициирующие положительные эмоции, связаны одновременно и со способностью к рассуждению. Выходит, это можно рассматривать как научное подтверждение того, во что он всегда верил: что конструктивные, положительные эмоции могут одновременно основываться на здравом смысле и усиливаться им. Зная о том, что полемистам свойственна привычка использовать, казалось бы, опровергающие свидетельства, Далай-Лама задал следующий вопрос.
«Вы сказали, что мысленные образы, подобные тем, что видел Эйнштейн, скорее всего, связаны с задней частью мозга, — сказал Далай-Лама. — Значит, ментальные образы, которые возникают в процессе мышления, должны иметь корреляты в теменной доле, правильно? Если мы назовем этот процесс воображением, то получится, что сила воображения очень тесно связана с возможностями интеллекта. Следовательно, теменная доля также имеет важнейшее значение для уникальных интеллектуальных способностей человека?» Далай-Лама покачивался в кресле вперед-назад, словно погрузившись в глубокие размышления.
Ричи ответил: «Да, совершенно верно. Но в человеческом мозге существует гораздо больше связей между лобной и теменной долями, чем у других видов. Способность к воображению, применительно к творческому мышлению Эйнштейна, несомненно, основывалась на связях лобной доли, ответственной за формирование абстрактных концепций, с мысленными визуальными образами».
Я счел нужным добавить: «Эйнштейн говорил, что сначала его идеи являлись ему в виде образов, а потом он переводил их на язык слов. Первоначально он видел свои уравнения и физические законы в форме картинок».
Вентромедиальная
Вид сбоку Вид снизу
Предлобная кора, располагающаяся сразу за лобной костью, включает организационные центры мозга, отвечающие за такие функции, как планирование. Вентромедиальная зона предлобной коры имеет ключевое значение для регуляции эмоций.
«Голова в ванне»
Ричи продолжил: «Ваше Святейшество, теперь я хочу остановиться еще на двух общих моментах. Во-первых, лобные доли, миндалевидное тело и гиппокамп тесно связаны с телом, в частности, с иммунной, эндокринной и с автономной нервной системой. В этих связях, возможно, кроется ключ к разгадке того, как разум может воздействовать на тело, и к пониманию механизма воздействия эмоций не только на наше психическое, но и на физическое здоровье».
Это заявление побудило Далай-Ламу задать, казалось бы, нелепый вопрос: «Возможно ли теоретически отделить голову живого человека от тела, а затем механи
ческим способом снабжать ее кровью, кислородом и всем, что ей нужно, чтобы мозг продолжал выполнять свои мыслительные функции? Возможно ли такое в принципе?» ®
На самом деле этот вопрос уже давно серьезно обсуждается в рамках философии сознания. Ричи ответил: «Философ Дэниел Деннетт написал на эту тему целое эссе*. Он использовал метафору существования головы в ванне — именно то, о чем вы спросили. Я считаю, что осуществить такое в принципе можно. Но интересно было бы знать, сможет ли мозг, деятельность которого поддерживается подобным образом, ощущать эмоции».
«Другими словами, б



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь