|
Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 265006
Автор: Шейнов В. П.
Название: Искусство управлять людьми. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Счастлив тот, кто, слыша хулу себе, может ею воспользоваться для исправления.
У. Шекспир Обоюдоострое оружие Критика является острым оружием во взаимоотношениях людей. При всей ее необходимости не следует забывать, что критика, особенно «без церемоний», больно ранит самолюбие критикуемого. При этом человек может быть настолько выбит из колеи, что становится неработоспособным. Это тот случай, о котором говорят: «Благими намерениями вымощен путь в ад». И неудивительно: любая критика, относится к числу конфликтогенов, способных привести к конфликту. Римский император Адриан построил в Риме по разработанным им самим планам храм Венеры и Ромы. Архитектор Аполлодор из Дамаска, человек почитаемый, указал на определенные недостатки сооружения. В частности, на несоответствие между высотой постамента и величиной изваяний богов. Его слава не избавила императора от жажды мести. За эту критику архитектор поплатился жизнью. Для того чтобы защититься от эмоциональной раны, первая мысль многих в ответ на критику — найти мишень критики не в себе, а в критикующем: в его предвзятом отношении, плохом настроении, в попытке найти «козла отпущения» и т.п. Издержки несозидательной критики Ощущение фатальности. Критическое замечание может создать у критикуемого ощущение безысходности, невозможности исправить положение, изменить что-либо лучшему. Излюбленная фраза критика: «Вам нужно было поступить вот так». Но поскольку события ушли в прошлое и «поступить так» уже нельзя, то человек попадает в тупиковую ситуацию: он не видит выхода, и ему ничего не остается, как только сопротивляться. Критика не достигает цели. Ощущение фатальности при" восприятии критики нередко бывает причиной неурядиц в семьях. Критические замечания делают в адрес друг друга оба — и муж, и жена, но чаще именно женщина. Немало, конечно, ворчунов и среди мужчин. В семейной обстановке они критикуют беззлобно, ощущения фатальности свой критикой не создают. Таким «искусством» наделены женщины с невротическими склонностями. В своих словесных упражнениях они любят изречения типа: «Зачем ты это сделал?», «Ты потерял?!», «Ты не мог это сделать раньше?» и т.п. Поправить сделанное уже нельзя, нередко вспыхивает гнев, муж сам переходит в наступление. Ссора неизбежна, атои конфликт. Назидательность. Критикующий сам вызываету критикуемого негативное отношение к своей персоне. Причины? Назидательный тон, поза превосходства, нравоучения типа: «Вы поняли, как надо поступать?», «Почаще надо прислушиваться к советам», «Не высовывайтесь со своей инициативой!» и т.п. У критикуемого может сформироваться мнение: к нему просто придираются. Такого не произойдет, если он услышит, например: «Я говорю вам это, потому что хочу, чтобы наши отношения оставались по-прежнему хорошими». У критикуемого скорее всего будет складываться впечатление, что ему хотят помочь. Излишняя эмоциональность. Критика «идет в одни ворота», когда критикующий дает волю чувствам. Не встречая противодействия, по крайней мере, на первых порах, он распаляется, втягивается в водоворот словесных тирад и часто не способен вовремя остановиться. Лица с ярко выраженным авторизмом при этом добавляют «металла» в голосе и говорят чересчур громко. Слабые натуры такая критика подавляет, а у сильных вызывает протест. Коэффициент полезного действия от такой критики ничтожен. Негативные обобщения. Они вызывают сопротивление того, к кому обращены. На работе: «Вы всегда опаздываете!», «От вас никогда вовремя не получишь нужных сведений». Или дома: «Ты всегда так!», «Ты никогда не...», «Экий ты вообще бестолковый». Вторжение в чужую «территорию». Люди, подвергшиеся критике, действуют под влиянием социально- психологического закона охраны «своей территории», они всегда стараются оградить ее от вторжения со стороны. Под территорией понимается широкий спектр объективной реальности — от физического окружения до собственного мироощущения. «Охрана территории» тесно связана с важнейшей человеческой потребностью — потребностью в уважении, признании. Она и проявляется в отстаивании своего «Я», в попытке оградить себя от критики. Виды созидательной критики Очень легко похвалить кого-то. Гораздо труднее сделать корректное, необидное замечание по делу. Некоторые конструктивные варианты критических оценок приведены ниже. Из их числа нетрудно выбрать тот, который наилучшим образом подходит к конкретной ситуации. Подбадривающая критика («Ничего. В следующий раз сделаете лучше»). Критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете такое же задание лучше»). Критика-аналогия («Как-то раз я, как и вы, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»). Критика-похвала («Работа сделана в целом хорошо. Но для такого ответственного случая надо бы лучше»). Безличная критика («В нашем коллективе есть, к сожалению, еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»). Критика-озабоченность («Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших коллег, как...»). Критика-сопереживание («Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано»). Критика-сожаление («Очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»). Критика-удивление («Как? Вы не смогли сделать эту работу?»). Критика-ирония («Делали, делали и... сделали. Работка — что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?»). Критика-упрек («Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал!»). Критика-намек («Я знал одного человека, который поступил, как и вы. Но плохо ему потом пришлось...»). Критика-замечание («Не так сделали. В следующий раз лучше посоветуйтесь»). Критика-предупреждение («Если вы еще раз допустите подобное...»). Критика-требование («Работу надо переделать»). Критика-вызов («Допустили столько ошибок — сами и решайте, как выходить из положения»). Конструктивная критика («Работа выполнена не на должном уровне. Что собираетесь предпринять?»). Критика-опасение («Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена так же»). Искусство критики: десять основных правил Выше мы говорили об отрицательных моментах, сопровождающих критику. Каждому из нас приходилось остро почувствовать их на себе. Чтобы избежать этих отрицательных моментов, необходимо выполнять определенные правила. О трех из них — см. в параграфе 5.2. Там мы говорили о необходимости 1) выслушать объяснение критикуемого, 2) сохранения ровного тона, 3) сначала похвалить, прежде чем критиковать. Дополним их еще некоторыми. Критикуйте поступки человека, а не его самого. Естественно спросить: «Чем вы объясните ваш промах?». И, наоборот, грубой ошибкой являются обобщения с переходом на личность и навешивание ярлыков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.). Каждый может согласиться, что он ошибся, особенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее исправлению. Не ищите «козла отпущения». Обвиняемые всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда говорят об этом, чтобы не обострять отношения. Однако если вы поступите так, за вашей спиной они выскажут все, что думают о вас. Не обвиняйте, а ищите решение вместе. Обвинительное жало не способствует конструктивному решению. Чтобы настроить критикуемого на поиск решения, а не на оправдания, помогите ему «сохранить лицо», не у Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|