Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52298

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Дисгармония психическая (дис + греч. harmonia — согласованность, соразмерность, psyche — душа). Отсутствие соразмерности между различными сторонами личности — способностями, влечениями, аффектами и др. Наличие внутренних противоречий лишает личность ее цельности, единства и препятствует полноценному развитию, адаптации к окружающей действительности. Нередко преувеличенное развитие одних сторон личности сочетается с недоразвитием других (например, феноменальная память, способности к счету, частичная одаренность могут наблюдаться у олигофренов-дебилов). Иногда Д.п., характеризующаяся частичными задержками моральных чувств и волевых качеств, создает картину психического инфантилизма, являющегося условием некоторых болезненных формирований личности [Kraepelin E.]. Примерами Д.п. являются описанные E. Kretschmer [1927] ее экспансивные (стеническое жало астенических психопатов) и сенситивные (стенические компоненты будоражат астеническую личность) формы.
Дисгевзия (дис + греч. geusis — вкус). Нарушение вкуса, его полная утрата или искажение вкусовых восприятий.
Дисдипсия (дис + греч. dipsa — жажда). Нарушение питьевого режима вследствие усиления или отсутствия жажды. Наблюдается при заболеваниях, протекающих с нарушением водно-солевого обмена (некоторые болезни желез внутренней секреции, лихорадочные состояния, органические поражения ЦНС), при истерии.
Дискинезии поздние (дис + греч. kinesis — движение). Дискинезии — расстройства координированных двигательных актов. Д.п. — форма нейролептических экстрапирамидных нарушений. Возникают как осложнение через несколько месяцев после отмены нейролептиков, как правило, у больных, годами получавших эти препараты. Чаще всего носят характер оральных Д., реже — гиперкинезов в виде хореоатетоза, миоклонии, тиков, спастической кривошеи, блефароспазма и др.
Дискоимезия (дис + греч. coimao — засыпать). Нарушение засыпания, тяжело наступающего после многих часов мучительного возбуждения. Наблюдается при гиперстенической форме неврастении.
Дискордантное помешательство (лат. discordare — не соответствовать) [Chaslin P.H., 1912]. Понятие, соответствующее расщеплению E. Bleuler и интрапсихической атаксии E. Stransky.
Понятие P.H. Chaslin «словесное дискордантное помешательство» соответствует понятию шизофрении.
Дискурия (дис + лат. curiose — заботливо) [Conrad К., 1949]. Чувство беззаботности, самоуверенности, отсутствия сомнения. Один из симптомов мании.
Дисмегалопсия (дис + греч. megas — большой, opsis — зрение). Разновидность метаморфопсии, при которой искаженно воспринимается величина предметов.
Дисметрия (дис + греч. metron — мера, размер). Нарушение координации движений вследствие утраты чувства расстояния, соразмерности и точности двигательных актов. Движения больных становятся размашистыми, увеличиваются в объеме, недостаточно точны, появляются промахивания, нарушается почерк. Наблюдается при поражениях мозжечка.
Дисмнезия (дис + греч. mnesis — память). Нарушение памяти, отличающееся от гипомнезии некоторой диспропорциональностью в степени выраженности отдельных проявлений ее механизмов либо колебаниями в глубине мнестических расстройств в сравнительно небольшом промежутке времени.
Дисморфомания (дис + греч. morphe — форма, mania — страсть, безумие, помешательство). Дисморфофобия на уровне бреда. См. Дисморфофобия.
Дисморфопсия (дис + греч. morphe — форма, opsis — зрение). [Schneider C., 1931]. Обманы зрения (нарушения зрительного восприятия), при которых искаженными оказываются форма, размеры или отдельные детали предметов. Наблюдается при патологии зрения (аномалия рефракции глаза) или ЦНС.
Дисморфофобия (дис + греч. morphe — форма, phobos — страх) [Morselli E., 1886]. Представления о мнимом внешнем уродстве, страх телесных изменений. Первоначально рассматривалась как специфическая форма нозофобии с наличием навязчивых идей телесной деформации в рамках рудиментарной паранойи. Типичны частое сочетание идей физического недостатка с идеями отношения и депримированностью (вплоть до суицидальных идей и попыток), а также тенденции к диссимуляции, стремление к «исправлению», «коррекции» своего мнимого недостатка [Коркина М.В., 1959, 1961].
По современным представлениям, Д. может носить характер навязчивых, сверхценных и бредовых идей. В последнем случае говорят о дисморфомании [Коркина М.В., 1965]. Чаще всего наблюдается в пубертатном возрасте, сочетаясь с преморбидно обнаруживаемыми патологическими чертами характера, явлениями деперсонализации и дереализации, нервной анорексией [Коркина М.В., Цивилько М.А., Карева М.А., 1969]. В.П. Морозовым [1976, 1977] выделены основные формы синдромогенеза Д. при юношеской шизофрении и отмечено их катамнестическое значение.
См. Симптом зеркала. Симптом фотографии, Бред физического недостатка, неприятного для окружающих.
Диснистаксия (дис + греч. nystaxis — сон) [Lechner K., 1909]. Состояния полусна, неполного, неглубокого сна. У больного, слышащего в таком неглубоком сне различные звуки (например, бой часов), создается впечатление, что он вовсе не спал, хотя в действительности продолжительность его сна была удовлетворительной. Ср.: гипнагнозия.
Диспансер психоневрологический. Основная форма внебольничной психиатрической службы в районе, городе, области. В структуру Д.п. входят поликлиническое отделение, стационар для лечения пограничных нервно-психических расстройств, дневные и ночные стационары, лечебно-трудовые мастерские. На базе Д.п. осуществляется деятельность врачебно-консультативной комиссии (ВКК), кабинетов психогигиены, психопрофилактики, психотерапии, социальной помощи больным. Выделяются специальные кабинеты для оказания психоневрологической помощи детям и подросткам.
Диспареуния (дис + греч. pareunos — спящий с кем-либо на одной постели, сожитель). Нарушение полового влечения у женщин или отвращение к половому акту с аноргазмией. Иногда употребляется как син. фригидности.
Диспинксия (дис + греч. рinах — картина) [Kielak L., 1960]. Особенности рисунков при психических заболеваниях органического генеза, истерии и т.д. Оценивается как качественно измененный, патологический способ творчества. Истерическая Д. отличается от органической большой оригинальностью средств экспрессии и многообразием замыслов.
Дисплазия (дис + греч. plasis — формирование, образование). Неправильное развитие органов и тканей. Д. включает в себя врожденные уродства и случаи неправильного роста и развития в постэмбриональном периоде. В некоторых случаях Д. обусловлены лишь проявлением действия внутриутробных диспластически действующих факторов в постэмбриональной жизни, в других — эти патогенетические моменты возникают только в послеутробной жизни, влияя на рост и развитие уже сформировавшегося организма. Д., проявляющиеся в неправильном строении органов и систем, часты при олигофрении, эпилепсии. В ряде случаев они определяют телесную конституцию (диспластическая конституция).
Син.: дисгенезия.
Диспраксия амнестическая (дис + греч. praxis — деятельность, а — не, mnesis — память) [Domarus E., 1923]. Расстройство праксиса при сенильной деменции, протекающей без грубоочаговой симптоматики. Внешне напоминает идеаторную апраксию, но отличается тем, что больной не делает неправильных движений.
Диспросодия (дис + греч. prosodia — тонический акцент, система произношения ударных и неударных долгих и кратких слогов речи). [Monrad-Krohn G.H., 1947]. Нарушение мелодии речи, ее ритмики и акцентов у афатиков при относительно сохранном запасе слов. В связи с изменившейся манерой произношения больной напоминает иностранца, говорящего на чужом языке. Чаще всего наблюдается при патологии лобных отделов головного мозга.
Диссолюция (дис + лат. solutio — разложение, ослабление). Понятие, введенное J.H. Jackson (см. Джексона теория) для обозначения идущего в последовательности, обратной развитию в онто- и филогенезе, распада психических функций. Это приводит к образованию негативных симптомов («минус-симптомов»), рассматривающихся как признаки выпадения более высоко расположенных в иерархии мозга его отделов.
Диссомния (дис + греч. somnos — сон). Нарушение сна, бессонница. См. Бессонница.
Дистимия (дис + греч. thymos — настроение, чувство). 1. Кратковременные, длящиеся несколько часов, иногда дней расстройства настроения (гневливость, недовольство, анксиозно-депрессивное или тревожно-гневливое настроение). Наблюдается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга [Fleming К., 1814]. 2. Термин H.J. Eysenck для обозначения личностного синдрома, характеризующегося высокими показателями нейротизма и интроверсии. См. Айзенка личностный опросник.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь