|
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172869
Автор: Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Название: Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке О противоречивости личности в этот период, пожалуй, лучше всего сказала А. Фрейд: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения — только для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны».
С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, его зависимостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастной период серьезных социальных проблем, часто называемых подростковыми. Это ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, делинквентное (противоправное) поведение, суициды (самоубийства). К ним приводят обычно особые обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт. Приведем в качестве примера рассказы о себе нескольких польских подростков. Здислав: «Друзья во дворе подбадривали, они только и понимали меня. Некоторые из них уже сидели в тюрьме или в колонии. Они рассказывали об этом, показывали наколки, говорили на своем жаргоне и на все плевали. Все они были старше меня и кое-что повидали в жизни. Мне было 13 лет и хотелось жить. Хотелось сильных ощущений. Меня тянули к ним их сила и независимость, среди них я был своим, чувствовал себя взрослым, да и они относились ко мне как к равному. Мы вместе ходили с девчонками на речку, в парк. Тогда я еще ничего не понимал в их прошлом, но доверял им, потому что только они понимали и принимали меня. Школу, само собой, я запустил. Учителя видели во мне хулигана и старались от меня избавиться. Пошли двойки. Мне говорили, что я плохо кончу, пугали милицией и колонией. Относились так, будто я и не человек вовсе. Дома - то же самое, постоянная ругань, угрозы сдать в колонию, вопли, что ничего путного из меня не выйдет, что я позор всей семьи. Ну, я и убегал на волю, из дома и из школы, туда, где меня ждали: в парк, на дискотеку. В школе дела шли все хуже, меня оставляли на второй год, но мне казалось, что я сильный и крутой парень, что меня должны уважать, что я не какой-нибудь там молокосос, которому можно лапшу на уши вешать. Я думал, выкручусь, но это было нелегко. Раз пришили тебе ярлык хулигана, так ты как ни бейся, а все равно ничего не изменишь. В школе мне не хотелось быть хуже других. Но мои одноклассники, эта шобла подлиз и зубрил, чуралась меня, я их шокировал. Было страшно хреново. Первый раз я напился в седьмом классе. Мать орала на меня, крыла на чем свет стоит. Я выбежал из квартиры на улицу, сел на мопед соседа и поехал куда глаза глядят. Соседи заявили, что я украл мопед. Меня доставили в детскую комнату милиции. И первый раз судили». Ядя: «Мать как поддаст, так меня обзывает шлюхой, наркоманкой и воровкой. Я не наркоманка. Как-то пробовала, но меня вырвало. А мать все-таки долдонит, что я испорченная, что сдохну под забором, что она мне никогда не поможет и т.д. ... Дома родители все время лаются. Я этого слышать не хочу. Как-то раз я пригрозила, что, если этот бардак не прекратится, я домой не вернусь. Тогда мать меня ударила и велела убираться, если мне дома плохо, может, в колонии лучше будет. Я знаю, если б я из дома удрала, отец искал бы меня, а мать...» Подростки, попадающие в милицию или наркологический диспансер, не обязательно из неблагополучных семей. Бывает, что «трудными» становятся и любимые дети, не обделенные заботой дома, но неудовлетворенные отношениями со взрослыми или сверстниками, недостаточно загруженные реальными делами и скучающие, чувствующие себя неудачниками и т.д. Причины подростковых проблем разнообразны. Одна из них - желание утвердиться и выделиться, сочетающееся с протестом против существующих в обществе норм и правил, против, как объясняет такой «трудный» подросток, «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь. Ты ноль, ничтожный винтик во всем этом механизме. Ты для них дерьмо, и твой бунт ничего не значит». Протест приводит некоторых подростков в особые неформальные группы или движения со своими знаками отличия и идеологией. Очень давно возникшее движение хиппи стало малопопулярным. Сейчас больше панков, рокеров, скинов (скинхедов), есть репперы, металлисты, фашисты и представители других подростково-молодежных объединений. Панки (от староанглийского — мусор, дрянь), например, сооружают на своих головах гребешки из крашеных разноцветных волос, одеваются подчеркнуто небрежно, предпочитают вульгарные ансамбли, примитивную, монотонную музыку, полную диссонансов. Скины — бритоголовые, агрессивные подростки, признающие только культ силы. Отличительными чертами группы наряду с прической и одеждой (черные кожаные куртки с заклепками, цепи и т.д.) могут быть определенная музыка, которую слушают, увлечения (скажем, мотоциклами). Все подростки, влившиеся в подобные течения, социально дезадаптированы, даже если не проявляют прямой агрессивности. Протест приводит и к побегам из дома, бродяжничеству. Некоторые подростки видят своеобразную романтику в поисках ночлега и пропитания, стычках с милицией. Следует отметить, что часть ушедших из дома свою «вольную» жизнь не идеализируют, их удерживает на чердаках и в подвалах страх перед наказанием за совершенные проступки, перед побоями, домашними скандалами и т.п. В особо тяжелых ситуациях у подростков может появиться суицидальное поведение — мысли о смерти, соответствующие высказывания, угрозы, попытки самоубийства. Суицид редко бывает результатом сознательного выбора, чаще — отчаянным шагом при полной невозможности разрешить свои проблемы. По данным А.Е. Личко, только 10% подростков действительно хотят уйти из жизни, в 90% случаев суицидальное поведение — это «крик о помощи». § 6. Линии развития жизненного мира Линии развития жизненного мира, дифференцировавшись в дошкольном детстве, закрепились, как было показано в предыдущей главе, в младшем школьном возрасте. Главным фактором формирования жизненного мира младших школьников были мотивы, связанные с учебой. В подростковом возрасте главной стороной жизни становится общение. В первую очередь для подростка важно общение со сверстниками, но весьма значимо также и общение со взрослыми. Помимо мотивов общения большое значение приобретает реакция увлечения; кроме того, по-прежнему велика роль мотивов учения. Продолжают также развиваться такие сущностные мотивы, как привязанности, любовь к природе, чувство родины и др. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира в подростковом возрасте в основных своих чертах оформляются как сложившиеся, развитые типы. Этому способствуют развитие личностной рефлексии (связанный с потребностью подростка разобраться в самом себе более детальный анализ своих мотивов, переживаний и черт), новый уровень развития мышления и окончательное становление типов характера*. Можно сказать, что основные черты того или иного типа жизненного мира окончательно развиваются феноменологически: во всей полноте переживаются свои связи с окружающим миром, в том числе сущностные, а также сложность внутреннего мира, внутренние конфликты и противоречия; развитие высших форм теоретического мышления позволяет осознать нравственные и духовно-нравственные ценности; становление типов характера способствует осознанию направленности личности. * Сколько-нибудь существенные изменения типа характера в будущем связаны обычно с исключительными событиями в личной или общественной жизни (потеря близкого человека, война, стихийное бедствие и т.д.) или с переживанием критических ситуаций. Соответствующая линия онтогенеза жизненного мира проявляется как в подростковых реакциях (в общении и увлечениях), так и в других сторонах жизни. Подростки с формирующимися духовно-нравственной и сущностной направленностями личности, соответствующими сложному и «как бы легкому» и сущностному жизненному миру, отличаются преданностью в дружбе со сверстниками. Их отношения с родителями не сопровождаются острыми конфликтами, оставаясь в целом спокойными. Эмоциональные контакты со значимыми взрослыми сохраняются. Реакция эмансипации обычно выражена весьма умеренно. Из увлечений наиболее часты интеллектуально-эстетические; в других видах увлечений также привлекает сам процесс, содержание занятий. В учебе, как и в младшем школьном возрасте, преобладают мотивация достижения успеха и познавательные мотивы. Таким образом, и в общении, и в увлечениях, и в учебе этим подросткам свойственно развитие сущностных связей с миром. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|