Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52675

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Эффекты стресса бывают двух видов - стратегические (они определяются задачей или экспериментальной ситуацией) и структурные (зависят от параметров работы системы). К первым - относятся показатели распределения внимания, организации внутреннего мыслительного процесса, соотношения скорости и точности ответов и критерии принятия решения. Структурные эффекты проявляются в скорости переработки информации, характеристиках процесса затухания следа в сенсорном хранилище, объеме кратковременной памяти и уровне мышечной активности (т.е. показателя готовности к реагированию),
Такое разведение эффектов стресса достаточно условно. Но в то же время динамика по четырем показателям (селективность внимания, соотношение скорости и точности ответов, скорость переработки информации и объем кратковременной памяти) довольно точно отражает изменения в выполнении деятельности при стрессе. Из теории активаций нами был взят пятый показатель - уровень бодрствования.
(1) Уровень бодрствования. Этот термин описывает общее состояние человека и уровень активации.
(2) Селективность внимания - один из основных параметров когнитивной деятельности, определяющий отношения между испытуемым и внешней средой. Испытуемый может быть, например, полностью поглощен заданием шш, напротив, казаться абсолютно "выключенным" из экспериментальной ситуации.
(3) и (4) Скорость и точность ответов. Когда необходимо быстро принимать решения, изменяются как скорость, так и точность ответов. Изменение стратегии принятия решения сказывается на этих двух показателях прямо противоположным образом; реакции становятся либо быстрыми, но менее точными, либо же медленными, но более правильными,
(5) Объем кратковременной памяти. Нам известно крайне мало исследований об изменениях памяти при стрессе. Но все же мы сочли
237
возможным включить эту функцию в перечень показателей деятельности, так или иначе меняющихся при стрессе.
В табл.2 подобрана информация об изменениях в деятельности под воздействием различных стрессоров. Относительное увеличение того или иного показателя отмечено знаком 'Ч11, уменьшение - знаком "-", "О" означает отсутствие эффекта, "?" соответствует отсутствию точных данных.
По характеру общего влияния все стрессоры можно условно разделить на две группы. Первые пять - приводят к повышению уровня активации, последние пять - к ее снижению.
(1) Тревожность (а также шум и амфетамин). Эти стрессоры действуют одинаково: на фоне повышенного уровня бодрствования растет скорость реакций и возрастает избирательность внимания; точность ответов падает; уменьшается объем кратковременного
запоминания.
(2) Никотин, Те же последствия, но с одним исключением - при увеличении скорости точность ответов не снижается.
(3) Мотивационные установки. Этот стрессор по своему действию очень близок к никотану. Основное его отличие состоит в увеличении объема кратковременной памяти.
(4) Вторая половина дня. Чем позднее, тем более выражено изменение в соотношении скорости и точности реакций. Показатель селективности внимания остается без изменений.
(5) Утренние часы. Все эффекты прямо противоположны наблюдаемым во второй половине дня. Кратковременное запоминание улучшается, тогда как общая эффективность деятельности снижена.
(6) Недосыпание (ночная смена). Внимание менее избирательно. Уменьшается как скорость, так и точность ответов. Затягивается процесс затухания следов в кратковременной памяти.
(7) Скука (длительная однообразная работа). Снижается скорость. Объем памяти не изменяется. В некоторых ситуациях возрастает селективность.
(8) Алкоголь, При небольших дозах, за счет компенсации подавленности или депрессивное™, несколько возрастает избирательность внимания. Реакции замедляются, сокращаются возможности запоминания. Наблюдается общее снижение эффективности деятельности.
(9) Транквилизаторы. Картина изменений в когнитивных процессах очень печальна - все показатели снижаются, никаких проявлений компенсации не обнаруживается. Отметим, кстати, что большие дозы алкоголя приводят к аналогичным результатам.
Сведения, содержащиеся в табл,2, дают лишь общее представления об эффектах стресса. Во-первых, сюда не были включены результаты многочисленных исследований, в которых несколько стрессоров применялись в сочетании с различными методиками оценки вы-
238
полнения деятельности. Во-вторых, мы почти не касались эффектов того или иного стрессора в зависимости от его количественных характеристик. Таблица может дополняться и расширяться по мере появления новых данных. Вот несколько примеров, При специальном анализе воздействия стрессоров на процессы хранения информации и поиска в памяти оказалось, что шум затрудняет семантическое структурирование и обобщение информации (Broadbent,1981). Время суток имеет противоположный эффект при сравнении результатов утренних и вечерних замеров. Шум ускоряет процесс преобразования информации и в то же время растягивает фазу хранения (Hockey et alM 1981). В этой же работе было показано, что алкоголь увеличивает дгштельность обеих фаз.
Психические состояния
Прежде чем перейти к выводам, давайте обратимся к более высокому уровню психической активности по сравнению с тем, что обычно можно наблюдать в лабораторных условиях* Исходными при этом являлись следующие посылки.
Предположение L Когнитивная система обладает определенными возможностями по переработке информации, или ресурсами. Прямое соответствие этих ресурсов структурам ЦНС не обязательно.
Предположение 2. Ресурсы определяют скоростные характеристики системы, а так же возможность доступа к тем или иным стимулам.
Предположение 5, Система имеет также некоторый высший орган управления общими ресурсами.
Предположение 4. Этот орган контролирует и управляет ресурсами, перераспределяя их между отдельными частями системы.
Предположение 5. Процесс "подключения*1 необходимых ресурсов к выполнению деятельности может осуществляться автоматически.
Предположение 6. Система может характеризоваться одним или несколькими состояниями*
Предположение 7. У каждого человека есть определенное "базовое" состояние. Его можно считать типичным дня данной личности. Все фоновые показатели, характеризующие это состояние, остаются достаточно стабильными на протяжении длительного времени.
Предположение & Состояния меняются под воздействием внешних условий или стрессоров.
Предположение 9. При стрессе не происходит серьезных нарушений в работе всей системы в целом. Однако некоторые процессы протекают легче, другие - затруднены.
Предположение J0. Существует механизм "настройки" на оптимальное для выполнения того или иного задания состояние. Выбор оптимального состояния может осуществляться автоматически, то-
239



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь