|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58350
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. СПб., 2000.
Карандашев В. Н. Об искусстве жить и умирать. Опыт психологического бессмертия. Вологда, 1995. Кемпер И. Легко ли стареть? М., 1996. Кларк М., Эндерсон Б. Г. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989. Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старости. М., 2002. Краснова О. В., Лидере А. Г. Психология старости и старения: Хрестоматия. М., 2003. Лидере А. Г. Кризис пожилого возраста — гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 6-11. Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома: ключ к пробуждению. Самостоятельная работа над собой. М., 2000. Попогребский А. П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом. / Под ред Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. Радищев А. Н. О человеке, его смерти и бессмертии. СПб., 2001. Снетков В. М. Модель онтогенетического развития человека // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. СПб., 2001. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002. Сухобская Г. С, Божко Н. М. Пожилой человек в современном мире: Пособие для социальных педагогов. СПб., 1999. Трубников Н. Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. 1990. № 2. С. 104-115. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999. Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М., 1999. 292 Задания для самоконтроля Задание 1 Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для пожилого возраста, и изучить одну из рекомендованных публикаций по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы. Задание 2 Проанализировать выделенную проблему по следующему плану: 1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации; 2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода; 3) описание проблемной ситуации; 4) формулирование проблемы; 5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации; 6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения); 7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы; 8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы; 9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательных последствий. Для анализа можно воспользоваться теми проблемными ситуациями, которые приводятся в главе. 293 Задание 3 Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализировать материал исследований по следующему плану: 1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуальной в предшествующие десятилетия (см. учебник по психологии развития, соответствующий возраст)? 2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития? 3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой? 4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития? Примеры выполнения самостоятельной работы Пример 1 (по материалам магистрантки О. Г.) 1. Проблемная ситуация: Женщина (75 лет). Страдает от того, что ее сын, как ей кажется, потерянный человек, пьяница, что его супруга — стерва и мерзкая женщина. Живет одна, в коммунальной квартире. Единственный сын, которого она чрезмерно опекала и держала под неусыпным контролем, женился без ее согласия. Женщине казалось, что «сволочь»-невестка приворожила ее сына, «затащила в постель, с намерением женить его на себе». Все время пыталась вмешаться в семейную жизнь сына, что вызывало негодование. От постоянных конфликтов сын стал много выпивать. Когда родились внуки, бабушка активно взялась за их воспитание, снова проявляла властность, настраивала их против матери. Внуки выросли и дали отпор бабушке, не желая боль- 294 ше подчиняться ее требованиям. Та восприняла отдаление внуков как проявление «черной» неблагодарности и негативного влияния отца и «мамаши». После возникших проблем с сыном начала бегать по различным колдунам, экстрасенсам, которые находили у нее и сына порчу и приворот. Сейчас окружена различными амулетами, травами, зельями. 2. Проблемы: • трудности построения взаимоотношений с сыном и его семьей; • одиночество. 3. Поведенческие реакции: постоянные жалобы (женщина может постоянно разговаривать о своем «неблагодарном» сыне и «сволочи»-невестке). Походы к экстрасенсам и колдунам. 4. Противоречия, породившие проблему: • между желанием манипулировать сыном и внуками и их автономностью; • между страхом потерять контроль над жизнью сына и обстоятельствами. 5. Анализ противоречий: В данном возрастном периоде важно общение с близкими людьми. Из-за нежелания адаптироваться к новой ситуации и сменить стиль поведения возникает проблема одиночества и изоляции пожилого человека. Использование привычного стиля общения вызывает негативную реакцию окружающих, в связи с чем общение затруднено. 6. Поэтапный анализ возникновения проблемы: Зарождение: стиль общения с сыном: проявление власти и контроля, нежелание отпускать его от себя. Кульминация: непризнание своего сына самостоятельным, непонимание того, что сын имеет право на самостоятельный выбор; нежелание ослаблять власть, неприязнь к невестке. 295 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|