Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61440

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

йственно испытывать горе в связи со смертью любимого существа. Но тот, кто находится в депрессии, испытывает горе в контекстах, которые не подходят для данного чувства. Существует гипотеза, согласно которой у такого человека гиппокамп функционирует неправильно. Гиппокамп обеспечивает нас информацией о контексте и помогает управлять эмоциональными реакциями таким образом, чтобы они соответствовали этому контексту. Поэтому одним из эмоциональных расстройств является проявление эмоций в неподходящих контекстах.
То же самое можно сказать о страхе и о фобиях, патологических крайностях страха. Людям свойственно испытывать страх в ответ на угрозу нашему физическому выживанию, но человек, подверженный фобии, демонстрирует страх в других контекстах, когда фактической угрозы не существует вообще, не говоря уже о физическом выживании. Одна из гипотез, опять же, объясняет такое состояние проблемами в гиппокампе.
Другими словами, один из тестов, позволяющих определить, страдает человек эмоциональным расстройством или нет, заключается в том, чтобы установить неадекватность эмоций человека контексту. Если такое несоответствие имеет место, то причиной такого расстройства может оказаться дисфункция гиппокампа. Пока что эта теория подтверждается исследованиями таких эмоций, как страх и горе, но, возможно, она применима и к другим эмоциям, таким как гнев и тревога».
Как опыт изменяет мозг
Затем Ричи остановился на изменениях в размерах мозга, произошедших в ходе эволюции у различных видов, от приматов до людей. «А теперь, Ваше Святейшество, если мы посмотрим на лобную долю мозга и сравним ее размер с размерами остальной части мозга, то у людей соотношение окажется выше, чем у других видов. Это говорит о том, что в лобной доле должно заключаться нечто очень важное, определяющее качества, свойственные только человеку. Одним из самых важных человеческих качеств, возможно, является наша способность управлять эмоциями — и похоже, что здесь лобная доля играет ключевую роль.
С другой стороны, лобные доли связаны с появлением различных неуправляемых эмоциональных процессов — деструктивных эмоций».
И снова Далай-Лама перенес замечание Дэвидсона на животных: «Вы ведь не хотите сказать, что у животных вообще отсутствует система управления эмоциями?»
«Такая система у них есть, но она не такая сложная, как у людей».
Далай-Лама кивнул, удовлетворенный таким ответом.
«Одно из самых удивительных открытий последних пяти лет заключается в том, что участки мозга, которые я охарактеризовал, а именно лобные доли, миндалевидное тело и гиппокамп, реагируют на новый опыт изменением своих размеров. Эти те части мозга, которые больше всего подвержены воздействию нашей эмоциональной среды и опыта повторяемых действий». Обсуждение того, как опыт изменяет мозг, — проблема пластичности мозга — станет основной темой последующих дискуссий.
«Особенно удивительным моментом этих открытий является вот что: воздействие окружающей среды на развитие мозга прослежено до уровня генной экспрессии. Пока это было сделано только в опытах на животных, но у нас есть все основания полагать, что все это применимо и к людям. Если вы растете в атмосфере заботы, то в экспрессии генов происходят очевидные и объективные изменения. Так, в некоторых молекулах содержатся гены, которые играют важную роль в управлении нашими эмоциями и реагируют на заботу».
«То есть вы хотите сказать, — уточнил Далай-Лама, — что у тех, кто воспитывается в атмосфере заботы, способность управлять эмоциями более развита?»
«Да, именно так, — ответил Ричи. — На уровне животных доказательства уже получены, а о людях Марк Гринберг будет говорить завтра, когда пойдет речь об эмоциональном обучении детей. С этими исследованиями непосредственно связана гипотеза, в которую нейрологи свято верили еще совсем недавно — год или два назад, —
считая, что мы рождаемся с определенным количеством нервных клеток и до конца жизни их не прибавляется. Они были убеждены, что изменения, происходящие в процессе развития, связаны только с перестройкой связей между этими клетками и постепенным отмиранием клеток. Но при этом новые клетки не появляются. Недавно мы обнаружили, что это не так. Теперь мы располагаем доказательствами того, что у людей новые нервные клетки растут на протяжении всей жизни*. Это самое фантастическое из всех последних открытий».
Далай-Ламу, похоже, это известие сильно заинтриговало. Он спросил: «Когда вы говорите об образовании новых нервных клеток, то имеете в виду, что одни нервные клетки прекращают существование и, по всей видимости, выводятся из организма как шлаки, а другие, совершенно новые, появляются сами по себе, а не как отростки прежних нейронов?»
Дэвидсон ответил: «Эти совершенно новые нервные клетки вырастают из клеток, которые мы называем стволовыми и которые могут давать начало клеткам любого вида. Стволовые клетки могут стать клетками почки; они же могут стать клетками сердца или нервными клетками».
«В определенном смысле их можно назвать универсальными клетками, — заметил Далай-Лама. — А когда нервные клетки просто умирают и прекращают существовать как нейроны, что с ними происходит?»
«Они исчезают, реабсорбируются другими клетками», — ответил Ричи.
Далай-Лама спросил: «Если часть нейронов в мозге умирает, часть продолжает функционировать, а часть по
* Нервные клетки растут на протяжении всей жизни. См.: Эрикссон П.С., Перфильева Е., Бьерк-Эрикссон Т., Алборн A.M., Нордборг С., Петерсон Д.А., Гэйдж Ф.Х. Нейрогенез в гиппокампе взрослого человека (P.S. Eriksson,
E. Perfilieva, Т. Bjork-Eriksson, A.M. Alborn, С. Nordborg, D.A. Peterson, and
F.H. Gage, «Neurogenesis in the Adult Human Hippocampus». Nature Medicine, 4, 11 (1998): 131-7).
является на свет, то что заставляет часть из них жить дальше? Есть ли среди них такие, которые продолжают существовать на протяжении всей нашей жизни?»
«Точного ответа на этот вопрос мы пока не знаем, — сказал ему Ричи, — но считается, что рождающиеся новые нервные клетки связаны с новыми знаниями и памятью. Эти нейроны продолжают расти даже после шестидесяти лет».
«Надо же!» — с живейшим интересом заметил Далай- Лама, которому уже перевалило за шестьдесят.
Мозг Эйнштейна
После этого Далай-Лама сменил тему. Его очень интересовали отчеты о новых исследованиях мозга Эйнштейна. Он спросил Ричи: «Ученые сообщают, что в мозге Эйнштейна было обнаружено кое-что необычное. Что именно?»
«В теменной доле есть зона, которая называется поясной извилиной, и, судя по отчетам, у Эйнштейна ее размер был больше обычного. Как я уже говорил, в этой зоне сходятся вместе сигналы от всех органов чувств».
«Это легенда, придуманная, чтобы обессмертить его имя, или научный факт?»
«Этот вопрос изучен пока недостаточно, но тема очень интересная. Сам Эйнштейн говорил, что во время интенсивной умственной нагрузки у него часто возникали зрительные образы, а также то, что называется синестезией, или соощущением. Синестезия — это слияние разных сенсорных модальностей в едином ментальном содержании. Существует мнение, что благодаря увеличенному размеру этого участка мозга Эйнштейн обладал способностью мыслить неординарно».
«Вы, возможно, не можете этого определить, — заметил Далай-Лама, — но считаете ли вы, что Эйнштейн ро
дился с такой увеличенной теменной долей? И может ли это послужить объяснением его исключительной гениальности? Или вы полагаете, что она развилась благодаря тому, как он использовал свой мозг в течение жизни, и тому, что она у него росла? Так что было раньше — курица или яйцо?»
«Возможно, и то и другое», — ответил Ричи.
«Очень уклончи



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь