Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52296

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Син.: диасхиз, феномен Монакова.
Дида—Боткассо синдром [Dide M., Botcazo, 1902]. Характеризуется фиксационной амнезией, конфабуляциями, потерей способности ориентироваться во времени и пространстве, афатическими расстройствами. Наблюдается при двусторонних очагах поражения в затылочных долях головного мозга.
Дидактогения (греч. didasko — учить, genesis — происхождение). Разновидность психогении, при которой травмирующим психику учащихся фактором является поведение педагога. Это может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т.д.). Важное значение имеют и особенности личности учащегося, его повышенная сенситивность, незрелость суждений, их несамостоятельность.
Понятие введено К.И. Платоновым [1937, 1946].
Син.: дидаскогения [Катков Е.С., 1938].
Диетотерапия (греч. diaiata — режим питания, therapeia — лечение). Назначение с лечебной целью специально подбираемой диеты, учитывающей патогенез заболевания и характер обменных процессов при нем. В психиатрии назначается при дисметаболических олигофрениях, например при фенилпировиноградной олигофрении, эпилепсии, соматогенных нервно-психических заболеваниях, церебральном атеросклерозе.
Дизартрия (греч. dys — приставка, обозначающая разделение, отделение, отрицание, arthroo — членораздельно произносить). Нарушение речи, ее артикуляции, проявляющееся в затруднении произношения, особенно согласных звуков, брадифазии, прерывистости речи. Обнаруживается часто в спонтанной речи, иногда с помощью специальных приемов (повторение за врачом труднопроизносимых слов и скороговорок). По характеру Д. можно судить о локализации поражения. Так, при поражении мозжечка речь носит скандированный характер, нарушена ее модуляция, меняется громкость; при паркинсонизме речь замедлена, монотонна, нарушены модуляции голоса и т.д.
Дизафия (диз + греч. haphe — чувство, осязание). Расстройство тактильной чувствительности, нарушение восприятия наносимых на кожу раздражений.
Дизергазия (диз + греч. ergon — работа, действие) [Meyer A., 1908]. Нарушения поведения, психической деятельности вследствие органических поражений головного мозга. См. Майера эргазиология.
Дизлексия (диз + греч. lexis — слово, выражение, оборот речи) [Morgan W.P., 1896]. Синдром, характеризующийся избирательным нарушением письменной речи и обнаруживающийся в виде затруднений при обучении чтению и письму, часто приводящих к школьной дезадаптации. Понятие недостаточно однородное. Выделены синдромы Д. на оптическом гностико-праксическом уровне и в связи с расстройством звуковых символов языка при своеобразных нарушениях понятийного мышления [Глезерман Т.Б., Дмитриева Е.Д., 1989]. В первом случае мышление совершенно интактно. Происхождение генетическое или обусловлено экзогенно-органической патологией.
Дизнойя (диз + греч. noeo — воспринимать, мыслить) [Корсаков С.С., 1891]. Острый психоз, характеризующийся нарушением единства психических функций. Описание С.С. Корсаковым дизнойи предшествовало выделению E. Kraepelin раннего слабоумия. Большинством исследователей рассматривается как шизофрения с острым течением.
Син.: Корсакова дизнойя.
Дизонтогенез психический (диз + греч. on — сущее, существо, genesis — происхождение). См. Ковалева концепция психического дизонтогенеза.
Дизорексия (диз + греч. orexis — аппетит). Нарушение аппетита.
Дизосмия (диз + греч. osme — обоняние). Нарушение обоняния, извращенное восприятие запахов. Вместо одного запаха воспринимается другой.
Син.: дизосфрезия (греч. osphresis — запах).
Динамическое опустошение. Син.: редукция энергетического потенциала.
Динофобия (греч. dine — круговое движение, водоворот, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь головокружения. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний, психастении, часто сочетаясь с агорафобией.
Диогена синдром. Описан M. McMillan [1966] у лиц старческого возраста. Речь идет об одиноких, чрезвычайно неряшливых стариках, обитающих в грязном, запущенном жилище и ведущих нищенский образ жизни, несмотря на то, что впоследствии у них нередко находят припрятанными большие суммы денег. Часто эти больные собирают всякий ненужный хлам, мусор (силлогомания). Для больных с Д.с. характерны подозрительность, эмоциональная лабильность, даже агрессивность, отказ от какой бы то ни было помощи. Больные не открывают двери посетителям. Питаются чаем, хлебом (нередко заплесневелыми объедками), консервами. При соматических заболеваниях в остром периоде у них отмечается особенно высокая смертность [Clark A.N.G., Manicar G.D., Grau G., 1975].
Назван по имени древнегреческого философа Диогена (404-323 гг. до н.э.), ученика Антисфена, который был основателем школы киников. Диоген отличался крайней неприхотливостью в быту и устроил себе жилье в глиняной бочке при храме.
Диппольдизм. Разновидность садизма, наблюдающаяся у учителей и воспитателей и проявляющаяся в истязании ими учеников. Назван по имени студента-юриста, выполнявшего обязанности домашнего учителя, Андреаса Диппольда, от истязаний которого, совершаемых с целью получения сексуального наслаждения, умер его ученик Хайнц Кох. В художественной литературе описан Ф. Сологубом (Передонов в романе «Мелкий бес»).
Дипсомания (греч. dipsa — жажда, mania — страсть, безумие). Периодически возникающие состояния запойного пьянства. В продроме — пониженное настроение, тревожность, дисфорические проявления, нарушения сна, потеря аппетита, головные боли. Влечение к алкоголю носит импульсивный характер. Продолжительность Д. — до 2-3 недель. Во время Д. могут отмечаться явления дромомании. Окончание запоя внезапное, часто с абсолютным исчезновением влечения к алкоголю или даже с чувством отвращения к нему. В этиопатогенезе придается значение преморбидным конституциональным особенностям, часто Д. наблюдается у психопатических личностей эпилептоидного круга [Ганнушкин П.Б., 1933]. Нередко дипсоманические состояния вызваны аффективными колебаниями у больных МДП и циклотимией, скрытой эпилепсией [Kraepelin E., 1912; Осипов В.П., 1931], реже они наблюдаются при эндокринном психосиндроме [Bleuler M., 1955]. От истинной Д. отличается ложная — запойные состояния, возникающие только на заключительных этапах алкоголизма. Их важное различие и в том, что при истинной Д. происходит прогрессирующее снижение толерантности к алкоголю, тогда как при ложной толерантность сохраняется, а сама периодичность запоев связана с внешними причинами. Истинная Д. заканчивается палимпсестами, амнезией.
По современным представлениям применение термина «дипсомания» в качестве самостоятельного понятия не оправдано [Кондрашенко В.Т., Скугаревский А.Ф., 1983], употребление алкоголя при других психических заболеваниях рассматривается как симптоматический алкоголизм [Портнов А.А., Пятницкая И.Н., 1973].
Дисамнезия (дис + а + греч. mnesis — память). Отсутствие амнезии. Неприятное переживание долго хранится в памяти, легко воспроизводится.
Дисанагнозия (греч. dys — нарушение функции, рассогласование, а (an) — не, gnosis — познание). Разновидность дислексии. Нарушено чтение и понимание отдельных фраз, которые больные замещают выдуманными.
Дисантиграфия (дис + греч. antigrapho — копирую). Проявление аграфии — нарушение копирования, переписывания текста.
Дисбазия (дис + греч. basis — ходьба, шаг). Нарушения ходьбы, походки.
Дисбулия (дис + греч. bule — воля). Неспецифический симптом расстройств воли, в основе которых лежат нарушения мотивации, когнитивной деятельности, дистимии, патология сознания. В дисбулию включается гипер-, гипо-, пара- и абулия.
Дисгамия (дис + греч. gamete — супруга) [Свядощ A.M., 1984]. Дисгармония половых отношений между супругами, вызванная тем, что половой акт совершается не в связи с потребностью женщины, порождая половую неудовлетворенность. Д. тяжело переживается женщиной, часто ведет к семейному разладу и может явиться причиной невроза.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь