|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50917
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 5. Формирование программы, ориентировочной основы действий. Уже при выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения, но после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируются развернутая программа действия, внутренний план действия, его ориентировочная основа.
Ориентировочная основа действия – система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает. Прежде чем осуществить физическое действие с материальным объектом, человек совершает эти действия в уме с идеальными образами вещей. Всякое действие выполняется в результате знания принципа действия, установления связи между целью и способами ее достижения. Это знание становится регуляционной, ориентировочной основой действия; формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели. 6. Исполнение действий и его текущая корректировка. Действия исполняются определенным способом – системой операций, обобщенных действий. В трудовых процессах способы действия в известной мере предопределяются орудиями труда, правилами их применения (молоток – для внедрения одного объекта в другой, клещи – для изъятия объекта и т. п.). Но в зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами. Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой действия. У каждого человека вырабатываются стереотипы, привычные способы выполнения действий: характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты, ложки, ножа и т. п.), своеобразная манера их использования. Исполнительские действия – это система простых действий, реализуемая комплексом движений. Физические действия – движения– имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакций (скорости ответа на внешний сигнал). Так, от скорости реакции на сигналы опасности зависит безопасность дорожного движения, от скорости реакции вратаря – исход хоккейного матча, от скорости реакции оператора пульта управления – безаварийность работы. Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его психического состояния. Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной ситуации. Словесно-ассоциативная реакция отличается по времени от сенсомоторных. Реагировать словом труднее, чем движением, словесные реакции замедлены (на 0,3–0,5 сек). Внешнее действие исполняется системой движений, которые контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств, находятся под сенсорным контролем. Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному контролю и выполнению поправочных движений. (С закрытыми глазами действия совершаются неточно, а если надеть на глаза призматические очки, то многие действия вообще невозможно выполнить.) Коррекция действия производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней обстановке. Так, тормозя автомобиль нажатием ноги на педаль тормоза, водитель соотносит свое движение с состоянием дороги, опасностью сложившейся ситуации, весом машины, качеством покрышек и т. д. Цель действия определяет те ориентиры, по которым корректируются действия. Так, выполняя торможение с целью обеспечить наибольшую его безопасность, водитель будет соотносить свои действия уже с другими чувственными ориентирами. Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее заданной динамической моделью действия. Неточные действия исправляются в результате анализа причин недостижения цели. При этом иногда может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно. В этих ситуациях проявляется уровень критичности мышления личности. Система приемов, обусловленная целью, мотивами, условиями действия и психическими особенностями действующего лица, называется способом действия. Он определяется ориентировочными, психическими и сенсорно-моторными особенностями субъекта и указывает на меру психических возможностей индивида. В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания и умения, навыки и привычки, нейрофизиологической основой которых служит динамический стереотип. Индивидуализированная стереотипность действий и дает возможность идентифицировать личность по способу действия. Способ совершения действий нельзя сводить только к автоматизмам двигательных навыков. Особенности психомоторики сочетаются в способе с особенностями мышления, памяти, жизненным опытом, общими способностями и темпераментом индивида. Такое сложное сочетание многообразных факторов дает неповторимую индивидуализацию поведенческого акта, проявляющуюся, в частности, и в преступлении. Рассмотрим в связи с этим совершение и расследование "преступления века" – ограбление в 1963 году в Англии почтового поезда и похищение свыше 2,5 млн. фунтов стерлингов. ...Было около трех часов утра, когда ночной почтовый поезд Глазго – Лондон, следовавший со скоростью 75 миль в час, на одном из пустынных перегонов остановился из-за красного сигнала светофора. Помощник машиниста Дэвид Уитби спрыгнул с подножки, чтобы по аварийному телефону позвонить в сигнальное помещение и узнать о причинах остановки. Телефон не работал: провод был перерезан. Когда Уитби возвращался к дизелю, его остановили трое неизвестных и пригрозили, что убьют, если он закричит. В это время машинист Джек Миллис лежал на полу кабины дизеля – его оглушили ударом железного прута. К тому времени, когда он пришел в себя, гангстеры отцепили от состава десять вагонов и заставили Миллиса отогнать два оставшихся, среди которых находился вагон с деньгами, на четверть мили вперед, к двум кольям с белой тряпкой. Поезд остановился на мосту через шоссе. Миллиса и Уитби ссадили с дизеля, сцепили друг с другом наручниками и оставили на обочине шоссе. Вагон с деньгами был взломан, троим сопровождавшим деньги почтовым работникам приказали лечь на пол. Гангстеры выгрузили содержимое вагона -– 120 мешков с деньгами общим весом в 3,5 т – на грузовики, стоявшие наготове у моста, и скрылись. Розыск гангстеров предпринимался в нескольких направлениях. Анализировался способ совершения преступления. Полицейские, занимавшиеся этим делом, подняли архивы, чтобы сравнить "механизм" ограбления почтового поезда с обстоятельствами совершения аналогичных преступлений. Изучались ограбления почтового вагона на вокзале в Брайтоне в апреле 1962 года, когда было похищено 15 тыс. фунтов стерлингов, покушение на кражу сейфов с 10 тыс. фунтов в ноябре того же года и ограбление ирландского экспресса в феврале 1963 года. Однако сравнение показало различия в способах совершения всех этих преступлений. Тогда выделили те элементы способа совершения ограбления поезда, которые содержали косвенные указания на навыки и степень различных познаний преступников и тем самым могли бы в известной степени ориентировать полицию. Такими элементами явились: знание системы сцепки вагонов и профессиональные навыки в отцеплении вагонов; знание системы сигнализации, принятой на дорогах Англии, и Средств сигнализации; получение сведений о перевозках денег и о средствах перевозки; использование грузовиков военного образца и пр. В дальнейшем, когда личности преступников были установлены, эти элементы способа ограбления сыграли решающую роль при доказывании их вины. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|