|
Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27963
Автор: Коллектив авторов.
Название: Практическая психология: Учебник. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 3. Установка общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Например, работники фирмы «Макдональдс» считают главной целью своего нелегкого труда — вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества). Осознание этой «социальной миссии» сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.
4. Система поощрения. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к сотрудничеству и снижению травматизма. Работа с конфликтами, естественно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены другие эффективные структурные методы управления конфликтами. Межличностные стили разрешения конфликтов Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций. Известны 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся. Сглаживание. Этот стиль основывается на тезисах: «Не стоит раскачивать лодку», «Давайте жить дружно». «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призывая к солидарности. При этом часто забывается проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого окажутся дисфункциональными. Принуждение. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересует мнение других. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используются власть, основанная на принуждении, и традиционная власть. Этот стиль может стать эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы организации, и порой он просто обязан быть настойчивым. Главный недостаток использования руководителями этой стратегии — подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрешить конфликт. Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми» решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как осталась нерешенной породившая его проблема. Решение проблемы (сотрудничество). Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Тест Томаса Инструкция. Вам будет предложено по паре утверждений, описывающих тот или иной вариант выхода из абстрактной конфликтной ситуации. Таких пар будет 30. Ваша задача заключается в том, чтобы из каждой «пары» выбрать тот вариант поведения, который наиболее приемлем для вас. Тест следует проводить на отдельном листочке бумаги. Там вы должны зафиксировать следующее: номер «пары», а также шифр, соответствующий варианту поведения, который вы выбрали. Шифр /буква и цифра/ в каждом случае приводится в начале утверждения. Запись будет выглядеть примерно так: 1. А4. 2. В5. 3. А4 и т. д. Выбор должен быть осуществлен обязательно в каждой из 30 пар (пусть вас не смущает, что некоторые варианты поведения будут повторяться в других сочетаниях). Варианты поведения 1. А4. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей. В1. Я стараюсь добиться своего. 2. А4. Нередко я предпочитаю, чтобы ответственность за решение спорного вопроса брали на себя другие В5. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я предпочитаю обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 3. А4. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. В3. Я уступаю в одном в обмен на другое. 4. А2. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В4. Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 5. А1. Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего В2. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. 6. А1. Обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего. В2. Улаживая ситуацию, я обычно пытаюсь добиться своего. 7. А2. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В1. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. 8. A3. Я предпочитаю среднюю позицию. В1. Я отстаиваю свои желания. 9. A3. Я предпочитаю среднюю позицию. В2. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 10. А2. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В4. Нередко я предпочитаю, чтобы ответственность за решение спорного вопроса брали на себя другие. 11. А2. Я стараюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В3. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 12. А2. Я сразу же пытаюсь открыто определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. В4. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 13. А4. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В3. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 14. А4. Я считаю, что разногласия не всегда стоят того, чтобы волноваться из-за них. В1. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 15. A3. Я предпочитаю среднюю позицию. В4. Я считаю, что разногласия не всегда стоят того, чтобы волноваться из-за них. 16. А5. Я стараюсь не задеть чувств другого. В1. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17. А2. Я сразу же пытаюсь открыто определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. В5. Я больше стараюсь успокоить другого и сберечь наши отношения. 18. А5. Я стараюсь не задеть чувств другого. В2. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы совместно с другим заинтересованным лицом добиться успеха. 19. А1. Я твердо пытаюсь достичь своего. В3. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 20. А5. Я стараюсь успокоить другого и сберечь наши отношения. В4. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 21. А5. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. В3. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 22. А5. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. В3. Я стараюсь привести другого к компромиссу. 23. A3. Я стараюсь найти компромиссное решение. В5. Иногда я жертвую своими интересами ради другого человека. 24. А1. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В5. Я больше стараюсь успокоить другого. 25. А1. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В5. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. А1. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В2. Я сразу же пытаюсь открыто определить, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы. 27. A3. Я стараюсь найти компромиссное решение. В2. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных. 28. A3. Я предпочитаю среднюю позицию. В2. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 29. А5. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 30. А4. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать спор. В5. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. А теперь независимо от букв, указанных в шифре, подсчитайте количество цифр, стоящих возле букв: 1-... , 2-... , 3-... , 4-... , (общая сумма должна быть 30). Этот тест позволяет определить ведущую стратегию вашего поведения в условиях противоречия. Как ни странно, но существует всего пять способов поведения в ситуации конфликта. Если у вас оказалось больше всего 1, то вы предпочитаете стратегию поведения соперничество; 2 — сотрудничество; 3 — компромисс; 4 — избегание; 5 — уступчивость. Сообразуясь с ситуацией, руководитель должен применять различные межличностные стили управления конфликтами, однако, стиль «решение проблемы» должен быть основным, так как именно он делает конфликт функциональным. Методика разрешения конфликта через решение проблемы: 1. Определите проблему в категориях целей, а не решений, проанализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы. 2. Определите решения, приемлемые для обеих сторон. 3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны. 4. Обеспечьте атмосферу доверия, в которой возможен эффективный обмен информацией. 5. В процессе выработки совместного решения (ведения переговоров) следуйте принципам и правилам делового общения. Более успешно управляют конфликтами руководители, обладающие адекватным уровнем самоуважения. Правила разрешения конфликта: 1. Выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета в процессе конфликта. 2. Не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах отношений — надо выяснить главную, которая является стержнем конфликта: взаимная неприязнь, деловое соперничество или просто зависть. 3. Надо знать, как развивается конфликт. Он проходит три стадии: возникновение напряженности в отношениях — предвестник конфликта; взаимная неприязнь выходит наружу, начинаются стычки, прекращаются личные отношения; разрешение конфликта следующими путями: «уход» от конфликта (бегство в болезнь, увольнение и т. д.); сглаживание (примирение); конфронтация (переход в новую фазу и на новый уровень); компромисс (взаимные уступки). 4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам — «инициатору» и «обвиняемому». Надо выяснить, чего добивается инициатор конфликта — его цели: деловые, самоутверждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т. п. Инициатор конфликта должен предложить позитивное решение, а не только наказующее. 5. Нужна правильная оценка руководителем обеих сторон. Надо знать психологические механизмы оценки (о чем мы писали выше). В конфликте не должно быть победителей, чтобы конфликт не развился дальше. 6. Нельзя переоценивать заслуги одних и недооценивать других. Нельзя одних все время поощрять, других наказывать, а третьих просто не замечать. 7. Особое внимание надо проявлять к конфликтным личностям. В каждом коллективе есть своя «баба-яга», но нужно не давать расцвести пышным цветом ее злому началу. Бывает четыре типа конфликтных личностей. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|