|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379550
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Очевидно, имеющиеся в настоящее время методы для распознавания и оценки эмоции, мягко говоря, несовершенны. Тем не менее каждый из них может помочь разобраться в эмоциональных изменениях, происходящих с людьми.
Упражнение 8.1 На примере отца, ожидающего свою дочь, опишите три метода, применяемых для определения типа эмоций, переживаемых человеком. Укажите хотя бы по одному недостатку каждого из методов. а. ___________________________________________ б. ___________________________________________ в. ___________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Описание эмоций Представьте себе, что психолог попросил описать испытываемые вами эмоции. Что вы сейчас чувствуете — радость, страх, вину, смущение, раздражение? Ни один из этих терминов, используемых для описания эмоций, не имеет точного научного определения. Все они субъективны. Ваши представления о радости могут сильно отличаться от представлений вашего соседа. Люди по-разному интерпретируют личные эмоции, и эти различия могут быть значительными. Если вы похожи на большинство людей, то вам трудно откровенно говорить с незнакомым человеком о своих эмоциях. Вероятно, вам будет проще просто рассказать психологу о последних событиях в вашей жизни и вызванных ими чувствах. Возможно, вы испытываете какие-то тонкие эмоции, которые трудно распознать. Зная, в какой ситуации находится человек, часто можно догадаться об испытываемых им эмоциях. Легко представить себе эмоции человека, получившего приятный сюрприз или высшую оценку за свою работу. Поэтому по описанию происшедших событий психологи могут догадаться об эмоциях, испытываемых человеком. Чтобы научить людей осознавать и правильно выражать свои эмоции, применяется метод, получивший название тренинг сензитивности. Обычно такой тренинг проводится в группах численностью от 10 до 20 человек. В группе работает психолог или тренер, но он не направляет людей, не учит их. Тренинг сензитивности: форма групповой психотерапии, требующая от участников полной искренности и доверия друг к другу. По данным Карла Роджерса (Carl Rogers, 1970), группы, занимающиеся по этому методу, проходят через несколько этапов. Сначала члены группы ожидают, что тренер будет ими руководить. Когда они понимают, что тренер не собирается руководить их занятиями, наступает общее замешательство. Члены группы испытывают раздражение и разочарование, но они не желают выставлять напоказ свои истинные чувства. Затем один или два человека начинают рассказывать о чувствах, испытанных в прошлом, например о давней ссоре с близкими друзьями, или делятся своими нынешними проблемами, связанными, например, с поступлением в колледж. Другие члены группы начинают выражать свое недовольство плохой организацией занятий и отсутствием руководства. Они начинают обвинять друг друга и высказывать критические замечания. Роджерс считает, что на этом этапе происходит проверка членов группы. Как только становится ясно, что люди дошли до полной откровенности, между ее членами постепенно устанавливаются доверительные отношения. В конце концов люди начинают обсуждать более глубокие эмоции. В группе устанавливается атмосфера искренности и доверительности; люди перестают скрывать свои подлинные чувства. Члены группы ожидают друг от друга только откровенного выражения своих чувств. Они критикуют тех, кто лицемерит или прячется под какой-либо маской. Понятно, что в таких группах начинает происходить интенсивный обмен эмоциями. Люди, которым занятия помогли, утверждают, что они стали лучше осознавать собственные эмоции, а также внимательнее относиться к эмоциям других людей. Хотя многим тренинг приносит пользу, есть и такие, на кого он не действует. К сожалению, некоторым он может даже повредить. Полная откровенность может причинять боль, особенно если члены группы настроены очень критически. Хартли и др. (Hartley etal., 1976) изучали статистические результаты работы групп тренинга сензитивности. Процент членов группы, получивших эмоциональные травмы, варьировался от 1 до почти 50 % группы! Упражнение 8.2 Недавно Люси исключили из колледжа за неуспеваемость. Вчера ее уволили из магазина, где она работала продавщицей, потому что покупатель пожаловался на ее грубость. Люси расстроена и не может разобраться в своих чувствах. Она собирается пойти к психологу и записаться в группу тренинга сензитивности. а. Какую пользу ей могут принести занятия? __________________ б. Почему занятия могут еще сильнее расстроить Люси? ___________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Значение мимики и жестов Исследования человеческой мимики ведутся уже более ста лет. Сначала ими занимались не психологи, а анатомы, уделявшие главное внимание изучению лицевых мышц. Анатомов интересовали скорее не эмоции, а структура и физиологические параметры лицевых движений. Психолог Пол Экман* и его коллеги провели обширные исследования (Paul Ekman, 1980, 1982, 1992, 1993; Ekman and Friesen, 1978; Ekman et al., 1980), в которых сосредоточили свое внимание на связи между испытываемыми эмоциями и мимикой человека. Экман разработал целую систему описания работы лицевых мышц, получившую название «система кодировки лицевых движений», или СКЛД, и затем использовал эту систему для распознавания различных мимических выражений, с помощью которых люди выражают эмоции. В результате этой работы ему удалось обнаружить более 7000 мимических выражений, большинство из которых не связаны с какой-либо определенной эмоцией. Экман и его коллега Фризен практиковались перед зеркалом и научились управлять своими лицевыми мышцами. Таким образом, они поняли, какие именно мышечные движения сопровождают различные эмоции. Затем они написали руководство по использованию СКЛД для распознавания каждой из эмоций. * В 1999 г. в издательстве «Питер» выходит книга П. Экмана «Психология лжи». (Прим. ред.) Рис. 8.1. (Иллюстрации подготовлены Полом Экманом) Экман подчеркивает, что между спонтанными и намеренными изменениями выражения лица существует большая разница. Спонтанные изменения происходят мгновенно, без всякого предварительного планирования. Предположим, вы слышите очень смешную шутку, и ваше лицо расплывается в широкой улыбке. С другой стороны, бывают ситуации, когда люди намеренно пользуются мимикой и жестами для выражения эмоций — например, актеры и актрисы специально этому учатся. Случалось ли вам когда-либо делать вид, что подарок, который вы на самом деле ожидали, явился для вас сюрпризом? Чтобы изобразить удивление, вы, наверное, подняли брови, сморщили лоб и широко открыли глаза и рот. Вы воспользовались именно этой мимической маской потому, что прежде видели, как другие люди выражали удивление, или вспомнили собственное выражение лица в момент встречи с действительной неожиданностью. Пол Экман (Paul Ekman) и его коллеги обнаружили тонкие различия между спонтанной и намеренной мимикой. В улыбке, которая вызвана подлинной радостью (см. рис. 8.1, вверху), участвуют мышцы, расположенные вокруг глаз. Улыбка же, с помощью которой люди пытаются скрыть отрицательные эмоции, обычно создается движениями других мышц, также расположенных вокруг губ и глаз, но участвующих в создании на лице выражения отвращения (см. рис. 8.1, внизу). Когда люди не хотят показывать свои подлинные чувства, в их мимических движениях участвуют другие группы мышц. Но можно ли по выражению лица определить, говорит человек правду или лжет? Один психолог высказал предположение, что люди, которые умеют распознавать ложь, вероятно, следят за мимикой говорящего, хотя совершенно не осознают, что пользуются подобной стратегией (см. Приложение 8.1). Несомненно, в будущем такая возможность будет исследована наукой. Психологов также интересует вопрос о том, какие способы выражения эмоций характерны для всех людей, а какие обусловлены культурой. Большинство фактов указывает на то, что мимика универсальна. В Нью-Йорке, Гонконге и Сантьяго улыбка, сжатые губы или нахмуренные брови выражают одни и те же эмоции. Тем не менее представители различных культур пользуются мимикой с различной частотой и интенсивностью. По данным Морриса и др. (Morris et al., 1979), характер жестикуляции зависит от культурной среды сильнее, чем мимика. Жесты — это способ выражения чувств без использования слов. Примерами являются потрясание кулаком, аплодисменты, поцелуи и объятия. Как правило, характер жестикуляции обусловлен культурой и в различных культурах различен. Например, хлопанье в ладоши в одной культуре означает высокую оценку и благодарность, а в другой — тревогу и беспокойство. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|