|
Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67204
Автор: Клюева Н.В.. под ред
Название: Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где психолог кроме информирования по таким темам, как: особенности психического развития детей в разные возрастные периоды, специфика отношений между родителями и детьми и др., организовывает обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы и предлагает родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры. Родительское собрание обеспечивает:
- понимание психологических особенностей воспитания; - привлечение родителей к совместному планированию, определению целей работы класса и школы; - возможности для положительных изменений в семье; - привлечение родителей к активному участию в классных и школьных мероприятиях. Родительское собрание как форма организации и сотрудничества, будет эффектно, если: верить в важность и необходимость совместных действий семьи и образовательного учреждения; верить, что семья способна к позитивным изменениям; учитывать интересы и возрастные особенности и детей и родителей; не констатировать ошибки и неудачи родителей и детей, а совместно их исследовать; не обсуждать и не осуждать личность родителя и ребенка; опираться на жизненный опыт родителей; проводить собрание в активной форме: разбор ситуации, психологический практикум, исследование, решение задач, дискуссия, мини-опросы родителей и учащихся и т.д. Важным моментом является получение согласия родителя на работу с ребенком и заключение контракта на предоставление психологических услуг семье. Вопросы и задания 1. Какую помощь может оказать психолог школы родителям? 2. Назовите возможные мотивы обращения родителей за психологической помощью. 3. На прием к психологу пришла мама, одна воспитывающая двух мальчиков-близнецов восьми лет. Ее беспокоит то, что младший из близнецов находится под сильным влиянием старшего. Уроки учить садится только с ним, не идет играть на улицу без него, попросил посадить их в классе за одну парту. Кроме того, старший мальчик начал использовать зависимость младшего от себя, заставляя прибирать детскую комнату, забирая игрушки у брата. В какой дополнительной информации нуждается психолог и какие возможные стратегии разрешения этой ситуации? 4. Учительница начальной школы обратилась к психологу за помощью. Мама одного из ее учеников ходит в школу практически каждый день, обсуждает с учителем успехи сына. В том случае, если он получает тройку или двойку, начинает сильно переживать, а иногда и плакать. Учитель пытался несколько раз поговорить с ней, но мама лишь повторяет: «Он моя единственная радость, я ради него на все готова». Каковы действия психолога? 5. На прием к психологу пришла мама девочки 14 лет. Она разводится с мужем и пришла посоветоваться с психологом по поводу того, как эта ситуация может повлиять на девочку и как лучше рассказать ей об этом. 6. Классный руководитель девочки, ученицы 5-го класса, обеспокоен тем, что после гибели отца в автокатастрофе ребенка «как будто подменили». Если раньше она хорошо училась, активно участвовала в классных мероприятиях, то теперь всегда находится в подавленном настроении, без желания ходит в школу, практически не общается со сверстниками. 7. Разработайте сценарий родительского собрания для родителей учащихся начальной школы на тему «Психологические особенности адаптации детей к школе», для родителей подростков -«Трудный возраст: вопросы и ответы», для родителей старшеклассников - «Выбираем профессию». 8. Составьте генограмму своей семьи, используя рекомендации, данные в книге Р. Ричардсона «Силы семейных уз» (М.,1994). 9. Какую роль играет семья в жизни ребенка? 10. Какие стили семейного воспитания вы знаете? 11. Какое значение имеет семья для детей разного возраста? 12. Каким по порядку рождения вы были ребенком в семье и как это повлияло на ваше развитие? 13. Какова роль отца (матери) в воспитании ребенка? 14. Какие методы исследования семьи вы знаете? План семинара «Развитие Я-концепции и воспитание» 1. Понятие «Я-концепции». Структура и функции «Я-концепции». 2. Особенности формирования «Я'-концепции» на разных возрастных этапах. 3. Влияние стиля родительского воспитания на формирование «Я-концепции». План семинара «Методы и приемы работы психолога с родителями» 1. Цели работы психолога с родителями. 2. Анализ затруднений, которые испытывают родители в воспитании детей. 3. Индивидуальная работа психолога с родителями. 4. Родительский семинар как специфический коррекционный метод. Основная литература 1. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание». М., 1986. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995. 3. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985. 4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993. 5. Левкович А.К. Психология семейного воспитания // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2. С. 37-45. 6. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1999. 7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М., 1993. 8. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред и предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992. 9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. 10. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1989. 11. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. 12. Хометаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. Дополнительная литература 13. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999. 14. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993. 15. Варга АЛ. Типы неправильного родительского отношения: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. 16. ДобровичА.Б. Кто в семье психотерапевт. М., 1985. 17. Клюева Н.В. Психолог и семья (диагностика, консультирование, тренинг). Ярославль, 2001. 18. Крайг Г. Психология развития. М., 2000. 19. Кривцова С.В., Махматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999. 20. Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности // Психологическая консультация. 1998. Вып. 1. 21. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. 22. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991. 23. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. № 1. 24. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993. 25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989. 26. Ginnott H.G. Parents effectivness training. New York, 1970. Роль воспитания в моральном развитии личности Моральное развитие является одной из важных сторон становления личности. Изучение морального развития невозможно без воспроизведения феноменов морального поведения в контролируемых условиях. Специально создаются ситуации, в которых дети могут поступать честно или нечестно (подделать результат или оставить его неизменным; сказать правду или солгать; присвоить чужие вещи или отдать их по назначению и т.п.). Каждый из альтернативных поступков побуждается определенной системой мотивов. Поступок, противоречащий непосредственным интересам ребенка, побуждается одним или несколькими мотивами, которые делают его выгодным, приятным или удобным и которые иногда называют эгоистическими. Соблюдение нормы в этих условиях побуждается другими мотивами (моральными). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|