|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268390
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Следствием обоснованности решений является их устойчивость. Нерешительный же человек „де уверен в правильности своего решения. Он постоянно пересматривает, откладывает, отменяет принятое решение. Необходимый признак решительности — энергичный переход к выполнению решения. Нерешительный же человек, даже приняв решение, не может заставить себя приступить к его осуществлению, цепляясь иногда за каждую возможность отложить свои действия, убеждая себя в том, что с исполнением решения можно повременить.
Решительность, наконец, предполагает способность быстро задержать или вообще прекратить выполнение принятого решения, если этого требуют новые обстоятельства. Источники различных видов нерешительности у учащихся разнообразны. Ими может быть боязнь ответственности, непредвиденных последствий, потеря веры в свои силы и возможности на основе ряда предыдущих неудач и т. д. Иногда подобная нерешительность бывает следствием недостаточной опытности. Настойчивость — это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней. При неудачах настойчивый человек не падает духом, а, наоборот, проникается еще более твердой решимостью добиться намеченного и ищет для этого новые пути и средства. Настойчивость особенно проявляется при трудной, скучной, тяжелой работе. Настойчивость — одно из необходимых условий успешной учебной деятельности учащихся, и воспитание настойчивости — одна из важнейших обязанностей учителя. Учащиеся, у которых отсутствует это качество, которые опускают руки при малейшей неудаче, стараются избегать трудностей, не прилагая сколько-нибудь серьезных усилий, чтобы преодолеть их, должны быть предметом особенного внимания со стороны учителя. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Если настойчивый человек стремится к цели, положительный характер которой ясен, то упрямый преследует неразумные цели. Упрямец часто сознает, что он не прав, понимает, что его действия нецелесообразны, но продолжает отстаивать ошибочную точку зрения, руководствуясь желанием во что бы то ни стало сделать по-своему, настоять на своем. Упрямство лишь прикрывает слабоволие, так как упрямый человек не в состоянии побороть себя, не в состоянии отказаться от действий, ошибочность которых часто понимает сам. Упрямство нередко встречается у школьников. Причины его различны. Иногда оно является своеобразной формой реакции обиженного ребенка на нечуткое, несправедливое отношение к нему. Чаще это проявление каприза избалованного ребенка, выросшего в атмосфере захваливания, обожания, отсутствия требовательности. Нередко упрямство, особенно у подростков, есть следствие неправильного понимания ими этого качества, результат оценки ими упрямства как проявления твердости, непреклонности, самостоятельности. Наконец, упрямство может быть следствием переутомления. Выдержка (самообладание) есть способность постоянно контролировать свое поведение. Это качество предполагает умение воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях, сохранять хладнокровие даже в сложных и трудных обстоятельствах. Выдержанный человек вынослив и терпелив. Он способен в случае нужды стойко переносить лишения, причиняющие ему неудобства, переносить боль, задерживать, когда это надо, удовлетворение своих потребностей (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.). Противоположное отрицательное качество — импульсивность (от латинского слова «импульсус» — толчок, побуждение) — склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков. Указанное качество нередко проявляется в поведении младших школьников. Вот, например, Слава. Он очень импульсивен. Даже подсказывает на уроках неожиданно для самого себя. Под влиянием порыва может совершить необдуманный поступок. Очень подвижен, руки не находят покоя. Говорит торопливо, глотая окончания слов. Боли не выносит: единственный в классе побледнел и заплакал, когда пришлось перенести небольшую боль от медицинского укола. На таких детей учитель должен обращать особое внимание, систематическая работа по воспитанию у них выдержки должна быть специальной целью педагога. Выдержка необходима и учителю. Спокойный, уверенный в себе учитель, без нужды не повышающий голоса, не теряющийся ни при каких обстоятельствах, умеющий владеть собой, как правило, пользуется большим авторитетом среди учащихся. Мужество и смелость — это готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Общее для этих двух качеств — готовность к выполнению опасных действии. Мужество — более сложное понятие, оно предполагает наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, хладнокровия даже перед лицом смертельной опасности, уверенности в себе, в правоте своего дела. Именно таким было мужество героев-воинов, отдавших жизнь для блага нашей Родины. Мужество может проявляться и в труде, в самоотверженной работе. Противоположное отрицательное качество — трусость. Страх за себя, за свою жизнь руководит действиями трусливого человека, который вследствие этого легко может изменить своему долгу. Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила социалистического общежития и не только выполняет правила и распоряжения, соблюдает порядок, но и борется за выполнение их другими. Дисциплинированность не оковы воли. Наоборот, соблюдение правил, выполнение распоряжений развивают волю человека, приучают его преодолевать внешние и внутренние препятствия па пути к цели, преодолевать свое «не хочется» ради «нужно». Конечно, речь идет не о дисциплине, основанной па страхе, не о слепом послушании, а о сознательной дисциплине, когда человек, подчиняясь ей, понимает необходимость такого подчинения. Недисциплинированность, непослушание нередко наблюдаются у школьников, особенно у мальчиков-подростков. Иногда это следствие невоспитанности. Однако в ряде случаев недисциплинированность объясняется тем, что подростки отличаются общим подъемом жизнедеятельности, высокой степенью энергия в активности. У них накапливаются силы, ищущие выхода. Если активность, энергия не находят разумного выхода, это часто ведет к шалостям, озорству, непослушанию. Недисциплинированность самых младших школьников можно объяснить отсутствием у них привычки подчинять свое поведение школьным правилам. § 4, Развитие и воспитание воли у детей Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребенком произвольными движениями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, когда ребенок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия. Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда приходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дисциплине игры есть важная школа волевых действий ребенка. С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность, во-первых, требует от школьника умения управлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной телепередачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в воспитании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспитанию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспитывается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стремление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, умения преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответственности, долга — важное условие воспитания воли. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|