Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52674

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Стратегии изучения стресса
Исследователи, анализирующие изменения деятельности при стрессе, обычно исходят из представлений о человеке как о системе по переработке информации. В ранних исследованиях такого плана человеческий организм рассматривался как совершенно пассивное устройство, эффективность работы которого существенно снижается при необычных условиях деятельности* В наиболее ясной форме этот подход был изложен Broadbent (1958), хотя и с одной оговоркой, переработка информации, по утверждению Broadbent, есть активное поведение, которое требует от человека запоминания и использования различных правил, а также определяет, какие сигналы должны быть отобраны, сохранены и пр. Broadbent полагал, что внешние стрессоры, такие, например, как шум, ухудшают избирательность когнитивной системы, отвлекая внимание от задачи. Этот эффект был сильнее всего выражен в таких экспериментах на время реакции, когда испытуемый не мог не реагировать на шум (интенсивные вы»
231
сокочастотные звуки). При этом реакция на шумовые сигналы была более быстрой, чем ответы на основные стимулы.
В рассмотренных выше исследованиях стресса испытуемым предлагалось выполнить какое-либо одно экспериментальное задание в условиях воздействия одного стрессора. Попыток сравнить результаты влияния различных стрессоров на успешность выполнения разных заданий не было. Схематически эта экспериментальная стратегия представлена на рис. 1. Существует и другая стратешя, при которой исследователи пытаются ответить на вопрос: как один и хот же стрессор (например, шум) влияет на результаты выполнения разных заданий (см. рис. 2). Обе стратегии имеют право на существование и дополняют друг друга (Hockey, 1979).
Состояние человека при воздействии шума
Шум - наиболее часто используемый внешний стрессор в исследованиях особенностей выполнения деятельности. Однако оказалось, что шум не всегда приводит к негативным результатам. Рассмотрим возможные последствия воздействия шума.
Селективность внимания
Показано, что шум имеет двоякое действие на избирательность внимания, он или увеличивает селективность, или же его эффект равен нулю. Влияние этого стрессора проявляется в направлении активности испытуемого на приоритетные источники информации и наиболее важные характеристики задачи.
Изменения скорости и точности исполнения
Нет сомнения, что шум вносит изменения в скорость и точность выполнения заданий. В наиболее обобщенном вцде это влияние сво-тится к уменьшению точности и соответственному росту количества шибок. Кроме того, испытуемые начинают выполнять все действия .ыстрее, чем обычно, особенно к концу рабочего периода. Происходит сдвиг функции "скорость/точность" в сторону более быстрых и менее точных реакций. По-видимому, стресс лишает испытуемого возможности поддерживать оптимальное соотношение мевду скоростью и точностью ответов,
232
Рис. 1. "Узкая" стратегия изучения стресса

Рис. 2, "Широкая" стратегия изучения стресса
Память
Обнаружено влияние шума как на хранение, так и на воспроизведение информации. Hamilton et aL (1977) показали, что стимулы, находящиеся в конце предъявленной последовательности, запоминались лучше, тогда как на воспроизведение более ранних элементов воздействие шума никак не сказывалось.
Некоторые авторы полагают, что при шуме может изменяться стратегия выполнения такого рода заданий, когда инструкция требует воспроизведения стимулов в порядке их предъявления, шум улучшает запоминание более ранних стимулов за счет ухудшения сохранения более поздних. В нашем исследовании было продемонстрировано ухудшение немедленного воспроизведения зрительных стимулов при шуме. Это часто сопровождалось улучшением результатов отсроченного воспроизведения.
Оказалось также, что, по крайней мере для парных ассоциаций, кратковременное запоминание не всегда страдает в условиях шума (Hockey et alv 1981). Есть основания полагать, что шум ограничивает возможности использования системы оперативной памяти. В пользу этого предположения говорят упомянутые выше эксперимен-
234

ты Hamilton и сотрудников (1977). Испытуемым предлагали запоминать последовательности букв, скорость переработки информации при этом не уменьшалась (а иногда и возрастала), но зато полностью затруднялось протекание процессов кратковременного хранения. По-видимому, это как раз тот случай, когда сложность задачи определяется необходимостью подключать какой-нибудь внутренний" процесс, например память. В данной ситуации, как и предсказывает закон Йеркса-Додсона, выполнение простых заданий облегчается, а сложных - затрудняется.
Существует и более простое объяснение полученного результата: в условиях шума информация обрабатывается быстрее, но, вместе с тем, шум отрицательно действует на эффективность оперативной памяти. Но почему? Возможно, это происходит из-за некоторых структурных изменений в системе переработки информации. Но может быть причина кроется в способах организации информации, семантического кодирования и воспроизведения?
Другие последствия
Шум влияет не только на внимание и память, но и на другие когнитивные процессы, например на процесс принятия решений. При
этом принятие решений осуществляется с большей уверенностью, причем, независимо от того, правильные они или нет. Кроме этого, испытуемые либо сразу отвечают правильно, либо предпочитают пропускать ответ и о быта о не пытаются повторить сигнал, если он был неразборчивым.
Сравнение стрессовых состояний
Проанализировав разнообразные литературные источники, мы попытались составить общую схему воздействия различных стресс-факторов и стрессогенных условий на некоторые характеристики
деятельности.
Стрессоры
Для анализа были выбраны следующие стресс-факторы: изменение внешних условий (шум, температура); условия, определяющие физиологическое состояние организма (время суток, недосыпаний усталость, рабочая смена); употребление лекарственных препаратов (амфетамин, транквилизаторы), алкоголя и никотина; общий психологический стресс (тревожность, беспокойство). Учитывался также фактор изменения мотивации при различных мотивационных установках.
В табл,2 представлено более подробное описание ехрессогенных воздействий и состояний.
235
Изменение деятельности при действии разных стрессоров
(объяснения в тексте)
Таблица 2
Стрессор или условие i Описание Уровень бодрствования Селективность Скорость реакции Точ- | Кратко-ность j. врем, па-реакции мять
Тревожность Высокие оценки по шкалам личностной и ситуативной тревожности (вызывается опасн остью/угрозой) + + 0
Шум Продолжительный шум силой 8(Ы00 дб 0 — —
Амфетамин
--г- .j ь ..и.. .......... jnpueM клинической дозы + + : (?) —
Никотин Курение Ь2 сигарет или прием никотиновых таблеток + + 0(?) —
Мотивационные установки Завышенная обратная связь, денежное вознаграждение, соревнование + + + + +
Время суток (вечер) Тестирование между 15:00 н 21:00 часами + (?) + — —
Температура Температура воздуха 30-40 ° С в течение 2-3 часов + 0 — 0
Алкоголь Прием 0.2-0.5 г/кг — — —
Транквилизаторы Прием бензодиазепина — — — 1
| Недосыпание (работа ночью) Одна ночь без сна/работа ночью без адаптации — — — — 0
Длительная нагрузка/скука Выполнение монотонного задания на протяжении 30 минут — —- 0
Время суток (утро) Тестирование в первой половине дня — + + ;
Показатели деятельности
Гораздо сложнее определить, какие изменения происходят в процессах выполнения деятельности под воздействием тех или иных стрессогенных условий. Наиболее полно изучено влияние шума, и практически невозможно найти равноценные по объему исследования воздействий других факторов на различные аспекты психических функций и исполнительных действий- Мы ограничим наш анализ рассмотрением только некоторых эффектов со стороны перечисленных выше стрессоров,



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь