Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122025

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

270 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
таться только то действие, которое направлено на интересы другого человека, без ожидания своей выгоды (Underwood В., Moore B. S., 1982).
Альтруизм (от лат. alter — другой) — система ценностных ори ентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной сообщности.
Большинство психологов как в рамках психоаналитической, так и когнитивной традиций рассматривают альтруизм как достаточно позднее образование, возникающее у ребенка примерно в 6—7 лет. Пиаже датировал появление настоящей кооперации как просоциального поведения примерно в возрасте 7 лет и утверждал, что оно возникает вследствие развития способности ребенка видеть мир с позиции другого человека. Многочисленные эксперименты также обнаружили, что именно в этот период большинство детей способно демонстрировать просоциальное поведение.
Исследования
Так, например, исследования Wright показали, что дети 8 лет более щедры, чем дети 5 лет, когда их просили позволить другу поиграть с более привлекательной из двух игрушек. В экспериментах Ugurel-Semin только 33% детей 4-6-летнего возраста поделились лишним орешком с другом, в то время как из 7-10-летних — 77% и из 11-16-летних —100% (J. Ph. Rushton, 1982). Дж. Найт вместе со своими коллегами из университета Аризона обнаружил, что 6-9-летние дети чаще других огорчаются, когда кто-то опечален или подвергается издевательствам. После просмотра видеофильма о сгоревшей девочке эти дети проявляли наибольшее великодушие и сочувствие, когда им предлагали внести часть заработанных ими в ходе исследований средств в фонд детей, пострадавших от пожаров (Д. Майерс, 1997).
На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что просоциальное поведение не является врожденным качеством ребенка, а приобретается им в ходе возрастного развития, и именно период среднего детства становится определяющим для полноценного формирования данного компонента мотивационной сферы ребенка.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА
По мнению Л. И. Божович, возникновение у ребенка к 6-7 годам так называемых «моральных инстанций» влечет за собой те существенные изменения в структуре его мотивационной сферы, которые способствуют формированию у него чувства долга — основного морального мотива, уже непосредственно побуждающего ребенка на конкретное поведение.
При этом на первом этапе овладения моральными нормами мотивом, по-
_________^^ буждающим ребенка к определен-
«Моральные инстанции» — ступени поэтапного принятия индивидом системы моральных, нравственных норм и ценностей общества.
ному поведению, является одобрение взрослых.
Стремление следовать требованиям взрослых, а также усвоенным правилам и нормам начинает выс-

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 271
тупать для ребенка в форме некоторой обобщенной категории, которую можно обозначить словом «надо». Это и есть та первая моральная инстанция, которой начинает руководствоваться ребенок и которая становится для него не только соответствующим знанием (надо поступать так-то), но и непосредственным переживанием необходимости поступать именно так, а не иначе. В этом переживании, по мнению автора, и представлено в своей первой зачаточной форме чувство долга (Божович Л. И., 1968).
ЭМПАТИЯ
Эмпатия — (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека.
Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является ее способность к сопереживанию, эмпатии. Эмпатия, по мнению некоторых психологов, и является источником истинного альтруизма (Майерс Д., 1997). По мнению Т. П. Гавриловой и других психологов, эмпатия может проявляться в двух формах — сопереживания и сочувствия.
Т. П. Гаврилова изучила возрастно-половые проявления той и другой формы эмпатии и обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания,— для подростков.
Кроме того, выявилось, что сопереживание взрослым и животным чаще было выражено у мальчиков, а сочувствие тем же — у девочек. Сопереживание сверстникам, наоборот, чаще выражалось девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом и мальчики и девочки чаще выражали сочувствие, чем сопереживание (Ильин Е. П., 2000).
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса учения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
Как показывают исследования, при традиционной системе обучения существенных изменений в мотивации учения школьников от первого класса к третьему без специального вмешательства со стороны педагогов и родителей не происходит (Матюхина М. В., 1984).
Ребенка периода среднего детства характеризует большая возбудимость, неразвитость способности к произвольному управлению своими желаниями, потребностями, и в этой связи проблема формирования учебно-познавательных мотивов приобретает особую значимость.
В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необ-

272 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет)
|
ходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация мо-жет играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно вы-
соких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999).
В обратном направлении, по утверждению А. А. Реана, компенсаторный механизм не срабатывает, то есть даже высокий уровень способностей ребенка не способен компенсировать его низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности школьника.
Л. И. Божович установила, что учебная деятельность ребенка побуждается двумя видами мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них порождаются преимущественно самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения — познавательные мотивы. Другие «лежат как бы за пределами учебного процесса». Эти мотивы,—«порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью» (Божович Л. И., 1968). Это в большей степени социальные мотивы.
Большинство последующих исследователей рассматривают все многообразие существующих у ребенка мотивов, как правило, с этих же позиций. В соответствии с этой, наиболее общей классификацией мы и рассмотрим мотивы учения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ
Существующие на сегодняшний день исследования познавательных мотивов учения обнаруживают их низкую побудительную силу на протяжении практически всего рассматриваемого периода детства.
Данные исследований
Так, по данным В. М. Матюхиной, у первоклассников и второклассников познавательные мотивы занимают 3-е место после широких социальных и узколичностных мотивов. Третьеклассники еще реже указывают на эти мотивы (19,8% всех учащихся в 3-м классе и 22,7-22, 8% в 1-м и 2-м классах).
Та же тенденция обнаружена и в исследовании Н. П. Моряновой: рост уровня учебно-познавательной мотивации у ребенка от 1-го ко 2-му классу, а затем некоторое снижение к 3-му (Моря-нова Н. П., 1{
Низкий уровень действия познавательных мотивов на учебную деятельность ребенка в первый и во второй год его учебы в школе закономерен. Подобные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей.
При этом познавательные мотивы требуют специальных действий для своего формирования, иначе с насыщением какой-нибудь потребности, например потребности в позиции школьника, успешность учения ребенка резко снижается. Наблюдаемое падение интереса к учению в 3-м классе, по всей видимости, и есть следствие угасания первоначальных социальных мотивов школьника и несформированности новых, как правило, познава-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь