Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42483

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Люди по-разному строят свои отношения с Миром, Для одних есть только «Другой», но нет «Яж Это инфантильный способ мировосприятия, он позволяет человеку быть пассивным, не нести ответственности за происходящее, оправдываясь обстоятельствами, ситуацией и т.д. В конечном итоге такая философская позиция сводится к стремлению достичь состояния полного растворения (есть Мир и нет меня), некоторые «духовные» учения построены таким образом, чтобы привести человека в это блаженное состояние растворения, когда никто ни за что не отвечает, ибо отвечать некому, «Я» растворено в бесконечном Мире,
1 Калинэускас И.Н. Жить надо! СПб.: Медуза, 1994. С.45—55 270
Другая философская концепция — агрессивная, она утверждает, что есть только Я. Другой отсутствует. Люди с такой концепцией сужают «свой круг» до предела, не желая признать реальность «Другого» и боясь реальности. Это — эгоистическая позиция. И есть «духовные» системы, которые реализуют эту философскую концепцию.
Отрицание либо своего Я, либо Другого обусловлено страхом перед противостоянием «Я—Другой»* Ведь если признать, что реально существую Я и реально существует Другой, то придется признать, что реально существует и сложность их взаимоотношений, есть напряжение в этом противостоянии.
Данная система предполагает, что есть Я и есть Другой, и предлагает Диалог в качестве способа их взаимодействия. Диалог принесет вам реальность переживаний, а переживание — это особая форма познания окружающего Мира* Об этом много говорят разного рода эзотерические школы, и, к сожалению, очень мало внимания уделяется искусству переживания как способу познания действительности в нашей культуре.
Все остальное; здоровье, внешний вид, коммуникабельность, — это побочные эффекты, но не цель. Ибо причина того, что вас беспокоит, лежит в неправильном отношении между объективной и субъективной реальностями, и нужно воздействовать на причину, а не избавляться от ее следствий.
Практическая философия для конкретного человека — это его мироотношение (что не следует путать с мировоззрением — категорией идеологического порядка). В этом смысле каждый из нас — философ и нуждается в навыках практической философии.
Вначале попытаемся выяснить содержание понятий мировоззрения и мироотношения.
Мировоззрение — это система взглядов на Мир.
Мироотношение — это система отношений с Миром (отношений субъективного с объективным).
В чем проявляется мироотношение?
Объективная реальность существует вне нашего сознания и независимо от него. Если принять это, то тогда интерес каждого из нас должен быть направлен на то, что находится вне и независимо от нас, на эту самую реальность* Куда наше внимание направлено на самом деле? На то, что зависит от нас. При этом человек совершенно избегает интересоваться тем, что от него не зависит, и потому подавляющее большинство людей в своей практической философии — идеалисты. Они утверждают, что есть только то, что они воспринимают сво-
271
им сознанием, т.е. то, что зависит от них. Остального просто нет и быть не может.
Заниматься только тем, что зависит от тебя,— удобно. Дети удобны нам, когда они зависят от нас, когда подчинены нам. Друг хорош тогда, когда он зависит от нас, любимый человек тоже хорош, когда зависим. И вообще, хороша та реальность, с которой я согласен. Руководствуясь такой философией в практике, в быту, мы собираем вокруг себя то, что от нас зависит, удобно в этом устраиваемся, а сама реальность, та, независимая, до нас уже достучаться не может. Мы, так сказать, адаптировались,
И тут происходит любопытное. Устроившись удобно, мы вдруг ощущаем внутреннюю тоску, этакое «томление духа» и начинаем искать что-то абсолютно от нас не зависящее, как в детстве. Отправившись на поиски, человек может найти некоторый замкнутый коллектив, секту, где он будет абсолютно зависим от ее правил или от того, кто является лидером. Нашел, успокоился — и снова начинается «томление духа*.
Так человек мечется между двумя крайностями, между двумя полюсами: абсолютной зависимостью и полной независимостью, В этом суть проблемы отношений Я—Другой, и это есть реальная практическая философия, в одной крайней позиции которой стоит тезис, что есть только Я и нет Другого, во второй крайней позиции — есть Другой, но нет Меня. Это проявляется во всех наших поступках, т.е. в быту и является тем, что называется практической философией.
Где же выход из наших бесконечных метаний между двумя полюсами? Выход в том, чтобы действительно стать материалистом, принять для себя действительное существование объективной и субъективной реальностей и признать их равноправие.
Каждый человек — один-единственный в своей уникальности, и в то же время вокруг него — другие такие же уникальности. И нужно мужество, чтобы принять этот факт не умозрительно, а всей своей целостностью. Тогда вы начнете смотреть не в даль (космическую, или «астральную», или еще какую-либо другую), а рядом с собой, где живут ваши дети, мужья, жены, родители — реальные, живые люди. Если вы сможете это сделать, вы откажетесь от насилия над Другим, потому что он такой же одинокий в своей уникальности. Именно тогда возможны действительно человеческие отношения, понимание и глубокое общение, к которому мы так стремимся. Отпадает сама причина насилия, когда человек не хочет при-
272
знать факт, что есть Он и есть Другой, есть субъективная и объективная реальности, и от них не нужно бежать, ибо это — человеческая судьба. Найдете в себе мужество для такого признания, — и станет легче вашим близким, вы станете источником Диалога, ваше общение будет более легким и свободным.
Но возникает и другая проблема; что делать с реально существующим, какие нужны для этого средства? Если захотите, мы сможем тут помочь вам. Это решит ваши проблемы кардинально, все же остальные решения будут частичными. Ибо беда в том, что мы кидаемся в крайности, но обе эти крайности приводят нас к насилию*
Не путайте здесь вашу зависимость с зависимостью функционального порядка — это уже ролевые механизмы, которые не затрагивают ваших глубин- В глубоком же понимании ваши проблемы решит Диалог, когда есть Вы и есть Другой, Если же двое просто говорят по очереди — Диалога еще нет.
В решении этой задачи нам может помочь осознание того, что же есть ядро личности человека?
Ядром личности является комплекс само собой разумеющихся норм. Он складывается в процессе социализации человека без контроля самого субъекта и играет большую роль в его становлении как личности. Ядро формируется к наступлению взрослости, и часто оказывается, что некоторые из составляющих его норм уже неадекватны существующей реальности и только мешают человеку. Сложность тут в том, что комплекс защищен от пересмотра, он не может быть осознан самим человеком изнутри. Здесь нужна работа другого, причем поистине ювелирная. Как помочь ему отделить нужное от ненужного? Иными словами, нужен специалист. Чем кончаются попытки пересмотреть ядро личности в самодеятельных группах — хорошо известно психиатрам.
Процесс отделения ненужных норм называется «раскруткой» ядра само собой разумеющихся норм и является глубинной психологической операцией. Возникает проблема хирурга, так как это дело уникальное. Мы не будем заниматься психохирургией, но косвенно, с помощью психокорректиру-ющих приемов, попытаемся помочь вам в выявлении самых неадекватных, само собой разумеющихся норм, что будет способствовать освобождению некоторого количества психической энергии.
Очень важным моментом является представление о здоровье, модель здоровья, которую может обнаружить в себе каж-
273
дый из вас. У некоторых признаком здоровья является максимальное функционирование (могу много сделать), у других — максимальная сохранность (хорошо сохраняюсь)* Существует огромное многообразие концепций здоровья. Модель определяет ваше практическое поведение, которое является бесконечной цепью выборов.
В моделях здоровья есть ловушка — по сути все они физиологические, т.е. вульгарно механические. Их общая концепция по сути сводится к формуле — «В здоровом теле — здоровый дух».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №2
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №1
  • Андреев Олег Андреевич, Хромов Лев Николаевич. Учись быть внимательным.
  • Олег Катюхин. Предательство в жизни и бизнесе
  • Кудрин Олег Васильевич. Конструкт организации совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми 7-го года жизни «Зимняя прогулка»
  • Бундур Олег. ДРУГ БЕЗ ДРУГА НЕ ПРОЖИТЬ
  • Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа.
  • Олег Барабанов. Джон Ди: влияние на мировую политику
  • Олег Телемский. Параллельные прямые пересекаются
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Олег Баранов. Каббалистическая доктрина "Седьмого Храма" и передача мистической традиции знания в мировой истории
  • Максим Степанов, Олег Майоров. Приобретение уверенности и устранение страха конфликта. - Психотренинг
  • Олег Рябов. Нация и гендер в военной пропаганде: визуальные репрезентации
  • Крышталь Олег. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА
  • Шустов Д.И. Биографии и сценарии
  • Как избежать посленовогоднего синдрома
  • Пучков Андрей Викторович. Сказка «Большое путешествие»
  • Покровский Олег. Наставления.
  • Никифоров Евгений Владимирович. Братья Простудные - детская сказка
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Дидактические тесты — СТУПЕНЬКИ»
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Притча «Наследник»
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Притча «Неразлучные подружки»
  • Притча «Гордый олень»
  • Психологическая сказка про Колючку-Злючку. Для работы с агрессивными проявлениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Редактор. Детское сочинение - Мои летние каникулы
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Супружеские игры
  • Притча «Притча о притче»
  • Притча «Спасение из Ада»
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Три любящих брата»
  • Притча «Богач, который хотел стать бедняком»
  • Овсянникова Светлана Викторовна. Сценарий к Дню Победы 'Мы помним-мы годимся'
  • Терехина Светлана Александровна. Экологическая сказка о временах года
  • Притча «Естественный процесс развития»
  • Соколова Наталья Владимировна. Статьи для стенда о работе детского сада летний период
  • Ида Крэддок
  • Сенецкая Светлана Игоревна. Детские игры для знакомства и активации общения
  • Притча «Притча о подвиге клея»
  • Притча «Зеркало души»
  • Притча «Кривой молочный пудинг»
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Притча «Цени, люби, живи...»
  • Притча «Зазнайка и Незнайка»
  • Притча «Замок из песка»
  • Притча «Его разбившиеся мечты»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь