Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61438

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Выступления и дискуссии этого дня стали ярким подтверждением этих слов.
«Сегодня утром, — продолжил он, — я хотел бы рассмотреть три основных пункта. Во-первых, я хотел бы рассказать о некоторых механизмах мозговой деятельности, лежащих в основе эмоций и регуляции эмоций, а также об эволюционных корнях этих механизмов. Затем я хотел бы перейти к некоторым определениям, на которых основана точка зрения нейронауки на неблагоприятные эмоциональные состояния. Третьим пунктом станет рассмотрение некоторых фактов и теорий, имеющих отношение к трем основным загрязняющим эмоциональным состояниям: гневу, агрессии и страху
* Представления о сострадании: исследование человеческой природы западными учеными и тибетскими буддистами: Сборник / Под ред. Ричарда Дж. Дэвидсона и Энн Харрингтон (Richard J. Davidson and Anne Harrington, eds., Visions of Compassion: Western Scientists and Tibetan Buddhists Examine Human Nature. New York: Oxford University Press. 2001).
как представителям одной группы, пристрастиям — как второй, заблуждению и неведению — третьей».
Ричи приступил к объяснениям: «Одно из наиболее важных открытий, сделанных нейронаукой, заключается в том, что любой вид сложного поведения, такого как эмоция, не базируется в какой-либо одной области мозга. Сложное поведение является, скорее, результатом совместной деятельности многих участков мозга. Единого центра эмоций не существует, так же как не существует единого центра для игры в теннис или любого другого сложного действия. Каждое действие предполагает взаимодействие различных участков мозга».
В числе важных участков коры головного мозга он назвал лобную долю, которая располагается сразу за лобной костью и является ключевой зоной для регуляции эмоций. О ней он собирался рассказать подробнее немного позже. Затем он назвал теменную долю большого мозга — область, где сходятся воедино сигналы, поступающие от органов чувств — зрения, слуха, осязания и так далее. Кроме того, теменная доля играет заметную роль в процессах ментальных представлений, например, в случае, когда мы составляем картину чего-либо с помощью «глаза разума».
Как только Ричи начал показывать слайды, Далай- Лама, как обычно, повел себя как внимательный хозяин и сделал знак прислуживавшему монаху приглушить свет в зале, после чего поинтересовался у оператора, снимавшего встречу на видео, устраивает ли его уровень освещенности.
Затем Ричи сосредоточил внимание на областях мозга, имеющих отношение к деструктивным эмоциям и их регуляции. Он показал слайд с изображением мозга, будто бы разрезанного пополам от лба до затылка.
Ричи указал на лобные доли, которые выполняют функцию организационного центра и играют важную роль в
регуляции эмоций. Затем он обратил наше внимание на другой ключевой для эмоций участок — миндалевидное тело, спрятанное в самой середине мозга в районе так называемой лимбической системы. У взрослого человека объем миндалевидного тела составляет около 1,5 см3 — примерно с грецкий орех. К тому же таких тел в мозге два: это парный орган, половинки которого расположены симметрично в полушариях мозга.
«Миндалевидное тело, — сказал Ричи, — играет ключевую роль в возникновении некоторых видов негативных эмоций, в частности страха». В оставшиеся дни нам предстояло услышать еще очень много о миндалевидном теле как о главном центре деструктивных эмоций.
Далай-Лама задал вопрос о применимости такой схемы по отношению к животным. Его сострадание ко всем живым существам включало и животный мир, и в течение всего диалога — так же как и всех остальных — он всегда старался расширить границы дискуссии и включить в нее животных. В данный момент он счел нужным отметить, что животные выказывают признаки страха, сравнимые с такими же признаками у людей, и захотел уточнить, существуют ли в их мозге такие же структуры. Ричи ответил, что они есть у всех млекопитающих, причем самые значительные различия наблюдаются в лобных долях, которые у людей развиты больше.
Эмоции не на месте
Дэвидсон продолжил свой нейроанатомический обзор, перейдя к гиппокампу — удлиненному образованию, расположенному сразу за миндалевидным телом и ответственному за работу памяти. Он отметил, что гиппокамп играет важную роль в формировании эмоций, поскольку отвечает за то, как мы оцениваем контекст событий. «Я могу-оказаться в ситуации, когда со мной происхо-
Свод Поясная извилина
Височная доля Гиппокамп
Эмоции являются результатом согласованной деятельности многочисленных нервных цепочек, расположенных в разных частях мозга, большей частью в лобной доле, где находятся центры организационных функций (таких, как планирование); в миндалевидном теле, активность которого резко возрастает при появлении негативных эмоций, таких как страх; и в гиппокампе, который приводит поступки в соответствие с их контекстом. Все обозначенные на этой схеме области мозга активизируются в момент переживания эмоций.
дит что-то хорошее — например, в собственном доме я чувствую себя в безопасности и ощущаю любовь членов моей семьи, — и тогда сам акт моего появления в этом физическом окружении доставляет мне удовольствие. Без участия гиппокампа провести оценку такого физического окружения как контекста просто невозможно. Аномалии в гиппокампе способны вызывать некоторые эмоциональные расстройства, в частности депрессию и посттравматические стрессовые расстройства».
«Я слышал, — сказал Далай-Лама, — что при повреждении какого-либо участка мозга иногда бывает, что после временного нарушения ментальных связей функцию этого участка берут на себя другие части мозга. Что вы можете сказать об этом в свете упомянутых вами случаев? Через какое время происходит такая замена и когда повреждение какой-то части мозга оказывается необратимым?»
«Это очень важный вопрос, — ответил Ричи. — Нами было установлено, что как при депрессии, так и при посттравматическом стрессовом расстройстве гиппокамп уменьшается в размерах. Это уменьшение поддается объективному измерению. Но новые открытия, сделанные за последний год, свидетельствуют о том, что если лечить депрессию антидепрессантами, то эти лекарства предотвращают атрофию гиппокампа, которая обычно наблюдается в случаях, когда депрессию не лечат вообще*. Следовательно, эта структура обладает значительной пластичностью. До определенной степени функции гиппокампа и других структур могут брать на себя другие час
* Чех Б., Михаэлис Т., Ватанабе Т., Фрам Дж., Бьюррун Г. де, Ван Кам- пен M., Бартоломуччи А., Фухс Э. Антидепрессант тианептин предотвращает вызываемые стрессом изменения в церебральных метаболитах, объеме гиппокампа и пролиферации клеток (В. Czeh, Т. Michaelis, J. Frahm, G. De Biurrun, M. Wan Kampen, A. Bartolomucci, and E. Fuchs, «Stress-Induced Changes in Cerebral Metabolites, Hippocampal Volume, and Cell Proliferation Are Prevented by Antidepressant Tianeptine», Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 98, 22 (2001): 12796-801).
ти мозга, хотя эта степень, насколько нам известно, сильно ограничена. Но здесь нужно отметить, что таких детальных исследований в данной области пока еще не проводилось».
«Если я правильно понял, — сказал Далай-Лама, — когда человек не находится в депрессии, первоочередными функциями гиппокампа являются обеспечение памяти и распознавание контекста? Следует ли из этого, что когда человек пребывает в депрессии, то функции гиппокампа также нарушаются?»
«Совершенно верно».
«А после того, как вы выйдете из депрессии, гиппокамп снова начнет нормально функционировать?»
«Правильно».
И здесь Далай-Лама решил пошутить: «Выходит, что если бы единственная функция гиппокампа заключалась в том, чтобы вгонять вас в депрессию, то от него было бы лучше просто избавиться?»
«Но это не единственная его функция, — улыбнулся в ответ Дэвидсон. — Он нам необходим для многих целей. Но такое предположение раскрывает один очень важный нюанс в западном понимании феномена деструктивной эмоции как эмоции, которая не адекватна для данной ситуации.
Например, человеку сво



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь