Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52297

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Дефицитарный тип формирования личности [Ковалев В.В., 1976]. Вариант патологического формирования личности у детей с различными физическими дефектами (недостаточность зрения, слуха, порок сердца и т.д.). Ведущими в психогенезе являются реакция личности на осознание дефекта и явления социальной депривации, то есть изоляции от общества сверстников на фоне патологически измененной почвы — резидуальной органической патологии головного мозга, нарушений физического и полового созревания, сенсорных дефектов. Наиболее част тормозимый вариант личности с преобладанием астенических и псевдоаутистических черт характера, реже встречаются истероидный и ипохондрический варианты.
Джеймса—Ланге периферическая теория эмоций [James W., 1884; Lange С., 1885]. Психофизиологическая теория, связывающая появление эмоций с периферическими изменениями, возникающими сугубо рефлекторно, без непосредственной реакции высших центров на внешние впечатления. Эмоция рассматривается как результат осознания периферических органических изменений — висцеральных, сосудистых, мышечных. Д.—Л.п.т.э. была, по сути своей, умозрительной, она не выдержала проверки экспериментальными исследованиями, однако правильно показала значение в генезе эмоций периферических изменений, вегетативных и висцеральных реакций; кроме того, она стимулировала возникновение ряда других нейрофизиологических теорий эмоций.
Джекобсона метод прогрессирующей мышечной релаксации [Jacobson E., 1928]. Психотерапевтический метод, основанный на произвольном расслаблении поперечнополосатых мышц в состоянии покоя. Релаксация достигается специальными гимнастическими упражнениями, чем этот метод и отличается от метода аутогенной тренировки Шульца, при котором релаксация является результатом самовнушения и основой для последующего самовнушения.
Джексона зрительные галлюцинации [Jackson J.H., 1876]. Отмечаются при эпилептической ауре или ее эквиваленте в форме сумеречных состояний.
Джексона методика семейных отношений [Jackson L., 1952]. Проективная личностная методика, предназначенная для исследования детей в возрасте от 5 до 12 лет. Обследуемому последовательно предъявляют 8 картинок, на которых представлены несложные семейные ситуации. Анализируются интерпретации ребенком этих картинок. При этом выявляются особенности восприятия обследуемым интерперсональных взаимоотношений в семье.
Джексона Теория [Jackson J.H., 1864]. Концепция локализации функции в нервной системе соответственно уровням — «низшему» (спинальному или стволовому), «среднему», определяющемуся деятельностью двигательных или сенсорных отделов коры большого мозга, и «высшему» (лобные отделы головного мозга).
Анатомо-физиологические уровни и соответствующие им функции ЦНС рассматриваются в связи с процессом эволюции. При заболеваниях нервной системы происходит распад ее интегративной деятельности — диссолюция. В результате этого психическая функция возвращается на более низкий уровень развития. В симптоматике, возникающей вследствие поражения головного мозга, различаются симптомы негативные (симптомы выпадения) и позитивные, обусловленные высвобождением низших отделов головного мозга из-под контроля высших. Д.т. сыграла важную роль в развитии представлений о динамической локализации функций в головном мозге, хотя отдельные ее положения, например об уровневой организации функций, считаются устаревшими и не признаются в современной нейропсихологии.
Джексона эпилепсия. См. Браве—Джексона эпилепсия.
Джелифа синдром [Joliffe N., 1930]. Энцефалопатия при дефиците никотиновой кислоты: нарушение сознания (сонливость, дезориентировка), феномен зубчатого колеса в конечностях, гиперкинезы, пеллагроидные симптомы на коже и слизистых оболочках. При назначении никотиновой кислоты — быстрая редукция.
Джонсона индекс [Johnson W., 1944]. Показатель персеверации в речевой продукции, характеризующийся отношением количества разных слов речи обследуемого к общему числу слов. Низкий индекс свидетельствует о склонности к персеверации (например, при шизофрении).
Диагноз (греч. diagnosis — распознавание). Констатация изучаемого процесса, состояния, явления. В медицине — заключение о наличии заболевания, его причинах, степени выраженности, форме течения и сохранности защитных механизмов. Проводится на уровнях симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом (см. Корсакова—Щербака и Снежневского концепции нозологической специфичности психопатологических синдромов).
Д. гипотетический. См. Д. предположительный.
Д. гистопатологический — составная часть Д. анатомического, уточняемого гистологическим исследованием аутопсийного или биопсийного материала.
Д. дифференциальный — диагностический этап, на котором выдвигается предположение о ряде возможных диагностических суждений и путем сопоставления клинических и лабораторных данных отсеиваются гипотезы о внешне сходных по клинической картине заболеваниях.
Д. нозологический — сводится к определению болезни в рамках принятой нозологической классификации. Д.н. — это Д. болезни.
Д. окончательный — формулируется при окончании обследования, а также в связи с выпиской больного из стационара или летальным исходом.
Д. патологоанатомический — выставляется при смертельном исходе на основе материалов вскрытия и гистологического исследования.
Д. предварительный — формулируется еще до завершения обследования, намечает диагностическую тактику врача.
Д. предположительный — содержит первые диагностические предположения и проходит проверку в дальнейшем ходе диагностического процесса.
Син.: Д. гипотетический.
Д. ретроспективный — основан на дальнейших наблюдениях над больным, на изучении данных катамнеза.
Д. судебно-психиатрический — устанавливается специальной судебно-психиатрической экспертной комиссией по материалам изучения дела, данным клинического и лабораторного исследования больного; ориентирован на решение вопросов, поставленных следствием и судом, например, о дееспособности, вменяемости испытуемого и др.
Д. функциональный — помимо нозологического и этиологического критериев включает определение функции отдельных органов и систем (в психиатрии — психики), возможности их компенсации в процессе социально-трудовой реабилитации. Д.ф. — это Д. больного.
Д. этиологический — является составной частью Д. нозологического и отражает степень разработки роли этиологических факторов в нозологической систематике.
Д. ex juvantibus (лат.) — основан на оценке эффективности лечения, проводившегося на основе Д. предположительного.
Диагностика (греч. diagnostikos — способный распознавать). Диагностический процесс. Учитываются особенности диагностического мышления врача и значимость клинических признаков болезни, данных лабораторных исследований (биохимических, серологических, рентгенологических, электрофизиологических, патопсихологических и др.), роль социально-психологических, средовых и микросредовых факторов. Для последующего лечения и социально-трудовой реабилитации больного большое значение приобретает ранняя психиатрическая диагностика.
Диазепамовый тест [Нуллер Ю.Л., Точилов В.А., 1979, 1981]. Применяется для разграничения эндогенной депрессии, протекающей с тревогой, и «эндогенной» тревоги, сочетающейся с депрессивным настроением. Психотропное действие бензодиазепиновых транквилизаторов исчерпывается противотревожным эффектом, и если какие-либо симптомы редуцируются после введения диазепама, то, следовательно, они обусловлены тревогой.
Син.: седуксеновый тест.
Диалоголалия (греч. dialogos — разговор между двумя или несколькими лицами, lalia — речь) [Spoerri Th., 1965]. При беседе нескольких больных создается видимость диалога в связи с относительной сохранностью речевой мелодии, живости мимики и жестов. На самом деле речь больных совершенно не выполняет функции общения, лишена какой бы то ни было смысловой нагрузки, содержания. Чаще всего наблюдается при сенильной деменции, может быть и при шизофрении.
Диапазон приемлемости [Консторум С.И.]. Совокупность форм сексуального поведения при интимной близости, не порождающего у партнеров негативной эмоциональной реакции.
Диасхизм. См. Диашиз.
Диашиз (греч. diaschisis — раскалывание, разделение) [Monakov С., 1914]. Явление выпадения функции отделов головного мозга, непосредственно не поврежденных, но связанных с участками поражения системой проводящих путей. Причина Д. — нарушение функции нервных клеток вследствие прекращения притока к ним обычных физиологических раздражений. Таким образом, возникает локальная симптоматика, не соответствующая месту очага поражения: например, при инсульте, поражающем определенный отдел одного полушария, страдает функция связанных с ним комиссуральными волокнами отделов другого полушария. Обратимость этого вторичного поражения зависит от течения патологического процесса в основном очаге, от состояния кровоснабжения головного мозга, общего состояния организма, возраста больного и т.д. При неблагоприятном течении заболевания наблюдается необратимость. Концепция Д. исключительно важна для решения вопросов топической диагностики.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь