|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50430
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 2. Принятие решения – выбор из ряда возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности.
Принятие решения – выбор варианта поведения в ситуации неопределенности. Выбор варианта поведения может быть транзитивным – обоснованным, оптимальным, учитывающим условия развития событий, и нетранзитивным – неоптимальным, когда не анализируются реальные возможности, варианты развития событий. Действия, совершающиеся без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации планов, связаны с низким интеллектуальным уровнем субъекта, ограниченностью его оперативной и долговременной памяти, существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере. Различаются пять типов принятия решений: 1) импульсивные решения (процессы построения гипотез явно преобладают над процессами контроля); 2) решения с риском; 3) уравновешенные; 4) осторожные; 5) инертные (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно). Людям с высоким уровнем развития интеллекта свойственно преобладание уравновешенных типов решений и ограничение крайних типов (импульсивного и инертного). В экстремальных условиях они наиболее эффективно сочетают риск с осмотрительностью. Люди неуравновешенные предпочитают импульсивные решения, а люди инертные – осторожные, затянутые решения. Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения. Оперируя исходными данными в процессе принятия решения, человек загружает свою оперативную память, объем которой очень ограничен. Многие люди склонны облегчать напряжение, связанное с принятием решений, упрощая взаимосвязи между исходными данными, ограничивая необходимость сопоставления. Люди нередко игнорируют взаимосвязи между исходными данными, не прогнозируют возможное развитие событий. Решение нередко приходится принимать в условиях неопределенности, предугадывать развитие событий. Определение вероятности того или иного события, т. е. относительной частоты его появления, служит основой принятия решения в рискованной ситуации. Оценка вероятности события (если она не рассчитывается математическими методами) имеет субъективный характер. Обычно люди рассчитывают на типичные обстоятельства, учитывают только то событие, которое ярко запечатлено в их памяти. Люди склонны переоценивать вероятность маловероятных событий (например, вероятность выигрыша в лотерее), а события с высокой вероятностью недооцениваются (например, неотвратимость наказания за преступление). Часто ошибочно полагают, что ожидаемые события, не наступавшие длительное время, должны наступить в ближайшее время. Субъективные оценки очень устойчивы, а роль интуиции обычно переоценивается. Полагаясь на интуицию, люди часто принимают ошибочные решения. (Попробуем хотя бы приблизительно решить следующую задачу. Разделим мысленно земной шар на две половины. Далее, одну из половин также разделим на две части и т. п. Сколько примерно делений надо сделать, чтобы в последнем из них был получен атом? Сотни тысяч, миллионы или миллиарды? Мы интуитивно склонны согласиться с этими астрономическими цифрами. В действительности необходимо всего 80 делений.) Принимая решение, люди стремятся найти ему соответствующее оправдание, убеждают себя в его правильности, преувеличивают достоинства избранного варианта действий и преуменьшают его недостатки. В заключение отметим, что не существует эталонных, правильных решений на все случаи жизни. Правильность того или иного решения зависит от принципов, на основе которых оно принималось, объективной значимости учитываемых факторов, их полезности в данной ситуации, для данной личности и для общества (рис. 88). Принятое решение обычно сопровождается субъективным ощущением некоторого облегчения (так как при этом снимается напряжение, характерное для борьбы мотивов), положительным эмоциональным переживанием, которое активизирует деятельность. Принятие решения завершается окончательным формированием цели действия. 3. Цель действия, т. е. психическая модель его будущего результата, в дальнейшем и выступает системообразующим фактором организации всех средств ее достижения. Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям то или иное воздействие приобретает информационный характер. Рис. 88. Детерминации поведенческих решений. Целеобразование и целедостижение – основная сфера сознательной деятельности человека. Благо, как говорил еще Аристотель, достигается двумя обстоятельствами – правильным определением целей и видением средств их достижения. Основные цели жизни определяют главное содержание жизнедеятельности человека, его личностные смыслы и ценности. Удовлетворите все желания человека, говорил К. Д. Ушинский, но отнимите у него цель в жизни и вы увидите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Цель в жизни – сердцевина человеческого достоинства и человеческого счастья. Основные цели человека определяются общественными факторами, теми социальными силами, которые определяют его развитие. Однако эти факторы воздействуют на личность опосредованно, через активную жизнедеятельность самой личности. Направленность действия на значимую для данного индивида цель, достижение которой связано с возможностью неуспеха, опасными последствиями, называется риском. В поведении людей проявляются как боязнь риска, избежание его, так и повышенная склонность к риску. 4. Осознание задачи и выбор способов деятельности. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями и есть осознание задач деятельности. Условия деятельности могут быть специально заданными (например, в математической задаче), но в большинстве случаев должны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации. Выбор способов действия также связан с более или менее значительной борьбой мотивов, ибо одни способы могут быть доступными, но противоречащими нравственным нормам, другие – социально одобренными, но лично неприемлемыми. Итак, соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь принимает соответствующее решение о достижении цели совокупностью конкретных действий, а затем формирует программу их реализации. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|