Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52673

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Мы считаем, что при анализе стрессовых состоянии можно рассматривать только качественные показатели деятельности и, ни в коем случае, нельзя сравнивать количественные характеристики разных индикаторов. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить не о силе воздействия того или иного стрессора при решении испытуемыми различных задач, а только об общем направлении его влияния, пользуясь при этом знаками "+", "-" и "О" (в случае отсутствия стрес-согенного влияния). Нам пришлось остановиться на таком способе описания данных, несмотря на то, что, по-ввдршому, некоторые стрессоры всегда вызывают более выраженные изменения в состоянии человека и характеристиках его деятельности* чем другие.
Прежде чем перейти к анализу отдельных теорий необходимо также отметить, что изменения состояний когнитивных систем, характеризующих, по нашему мнению, стресс, не должны быть вызваны особенностями самой когнитивной системы и такими ее базовыми показателями, как пропускная способность процесса переработки информации или скорость стирания следа из памяти* Конечно, при некоторых стрессовых состояниях становится невозможным само осуществление деятельности* но все же чаще испытуемый просто меняет сгра-
228
тегию выполнения задания* В этом случае многое зависит от содержания задачи и от возможности системы перераспределять внутренние ресурсы.
-
Уровень активации и изменения е деятельности
Эффекты стресса как изменение уровня активации
Изменение деятельности при стрессе обычно связывают со сдвигами уровня активации. Еще Cannon (1915) изучал реакцию симпатической нервной системы на внешнюю угрозу. Позже Selye (1956) предложил интерпретировать стресс как общее состояние организма, вызванное разнообразными интенсивными стимулами. Данное понимание стресса удачно вписалось в психологические теории неспецифической мотивации (при этом имеются в вицу такие процессы, как потребность, усилие, возбуждение). Позднее влияние стрессг на деятельность стали соотносить с изменениями уровня активации Первое психологическое исследование в данном направлении было проведено в начале 60-х годов английским психологом Broadbent (Broadbent, 1958, 1963).
Основанием для реализации активационного подхода являлись результаты экспериментов, в которых испытуемые должны были выполнять одно и то же задание при воздействии различных стрессоров. Как оказалось, воздействие различных стрессоров имеет разные эффекты, так, адекватные мотивационные установки улучшают восприятие, а шум, повышение температуры в помещении и недосыпание - ухудшают. Причем, влияние мотивации, шума и недосыпания начинает сказываться только спустя полчаса после начала работы, тогда как температурный фактор действует постоянно.
Что может служить основанием для классификации стрессоров в зависимости от производимого ими эффекта? Ответить на этот вопрос помогают результаты исследований, в которых изучались комбинированные эффекты двух стресс-факторов (Сопсогап, 1962; Broadbent, 1963). Было показано, что недосыпание ослабляет отрицательное воздействие шума* Оба стрессора оказывали влияние на деятельность на заключительной стадии работы. Обнаружена также связь между недосыпанием и мотивационными установками, хотя их эффекты и прямо противоположны. Причина ухудшения деятельности при недосыпании может быть двоякой: или это шум» который мешает спать и удерживает испытуемого в состоянии бодрствования, или это наличие повышающих мотивацию установок. Оба объяснения согласуются с теорией активации, хотя возможны и другие интерпретации.
Доводы в пользу активационной теории были получены и в работе Wilkinson (1963). Он обнаружил, что если испытуемый работает в
229
условиях шума* то при усилении мотивации эффективность его деятельности снижается. Обобщающие выводы по отношению к описанным фактам были сделаны Broadbent (см.рисЛ):
1. В обычных условиях уровень активации испытуемого ниже оптимального.
2. Мотивация повышает активацию, при этом возрастает эффективность деятельности.
3. Недосыпание снижает уровень активации и эффективность деятельности падает.
4. Шум повышает уровень активации, но слишком сильно, и испытуемые перевозбуждаются.
Активационный подход имел исключительное значение для исследований стресса. Появилась возможность объяснить не только отрицательное, но и положительное влияние стресс-факторов на выполнение деятельности. Было показано, что стресс не всегда оказывается вредным. В то же время слишком упрощенное отношение к теории актив ации непр ием лем о.
Закон Йеркса-Додсона
Одао из приложений теории активации известно как "перевернутая U-образная зависимость". Это частный случай более общей связи между мотивацией и деятельностью. Впервые она была обнаружена Йерксом и Додеоном в 1908 году при исследовании научения у мышей и получила название закона Йеркса-Додсона, в соответствии с которым:
(1) существует оптимальный для выполнения любого задания уровень активации;
(2) чем сложнее задание, тем ниже оптимум активации.
Основные положения этого закона нашли подтверждение в экспериментальных исследованиях> однако некоторые из ожидаемых на его основе эффектов существуют лишь гипотетически на уровне "здравого смысла". Это относится, например, к объяснениям отрицательного влияния слишком сильного возбуждения на деятельность. Все знают, что мотивация "помогает11 работать* Но если Вы "взвинчены" или "недостаточно расслаблены11, то результат будет прямо противоположным: Вы не сможете справиться даже с простой задачей, Naatanen (1973) объяснял ухудшение деятельности при высоком уровне мотивации разрушающим воздействием так называемых активирующих задач (например, когда для выполнения задания требуется слишком сильное мышечное напряжение) и наличием ощущений беспокойства и тревоги* Таким образом, причина ухудшения может
230
состоять не в высоком уровне активации, а в неправильном выборе способов обеспечения работы при том или ином уровне активации.
Вторая часть закона Йеркса-Додсона имеет еще меньше прямых эмпирических подтверждений. Конечно, ясно, что у участника финального 100-метрового забега на Олимпийских Играх уровень активации должен быть гораздо выше; чем у шахматиста (даже в мачте на звание чемпиона мира). В первом случае спортсмен должен быть постоянно "взвинченным", тогда как для гроссмейстеров такое состояние нетипично.
Попытка объяснить подобные факты была предпринята Easter-brook (1959). Он проанализировал исследования* в которых изучалось влияние эмоциональной активации на организацию перцептивных процессов. Как правило, форму перевернутой U-образной функции объясняют постепенным ухудшением процесса переработки поступающей информации по мере повышения уровня активации: вначале страдает обработка периферической и второстепенной информации, а затем и основной, непосредственно связанной с выполнением задания. Соответственно, эффективность деятельности сначала растет, но по мере роста уровня активации падает. Для того чтобы справиться с бояее трудным заданием, испытуемому приходится использовать большее число источников информации или опираться на большее разнообразие стратегий внимания. При этом негативное влияние повышенного уровня активации сильнее сказывается на начальных этапах выполнения задания. Таким образом, было показано, что число внешних факторов, воздействующих на когнитивную систему, может сокращаться при росте активации. За счет этого повышается избирательность внимания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь