|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122018
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 3
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА 1 возрасте от 6 до 11 лет мотивационная сфера ребенка характеризуется постепенным переходом от аморфной одноуровневой системы его побуждений к иерархическому построению системы мотивов. Кроме того, наблюдается тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования ребенком своего поведения. В то же время по-прежнему отмечается заметное преобладание мотивов над мотивацион-ными установками (Ильин Е. П., 2000), а ведущими являются «непосредственно действующие мотивы» (Божович Л. И., 1972). МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ С наступлением периода среднего детства существенные изменения претерпевает сфера социальных взаимодействий, которая во многом предопределяет качественные и количественные изменения в мотивационнои сфере ребенка. При этом характер социального взаимодействия младших школьников существенно меняется от времени вступления в школу к концу периода среднего детства. Исследователи отмечают, что на первых порах взаимодействие первоклассника с другими детьми в классе осуществляется главным образом через учителя, который постепенно приучает детей вступать в непосредственные контакты друг с другом. Так, их первона- Мотив — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотивационные установки — намерения, исполнение которых отсрочено по каким-то причинам. «Мама, я уже школьник!» 268 ■ Часть IV. Среднее детство (от 6 до 11 лет) чальная позиция «Я и моя учительница» постепенно, по мере осознания себя частью целого — конкретного класса, перерастает в позицию «Мы и наша учительница» (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999). МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ Неформальная дифференциация детского коллектива происходит в большей степени с учетом тех мотивов, которые были выделены Л. Вальковой для мотивации выбора партнера дошкольниками (потребность в игровом общении, положительные качества личности выбираемого, способность к какому-либо конкретному виду деятельности) (Рыбалко Е. Ф., 1990). Однако некоторые младшие школьники порой еще мотивируют свой выбор чисто внешними факторами: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «спим рядом в спальне», «сидим за одним столом в столовой» и т. п. (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999). Другие исследования показывают также, что до 3-го класса ожидания коллектива сверстников еще не становятся подлинным мотивом поведения детей, и в том случае, если желания младшего школьника расходятся с желаниями коллектива, ребенок без особого внутреннего конфликта и без борьбы с собой следует своим желаниям. В 3-4-м классе ситуация меняется. Начинает складываться детский коллектив со своими требованиями, нормами, ожиданиями, и чем глубже «включен» ученик в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от одобрения сверстников. И именно потребность в их одобрении, по мнению М. С. Неймарк, становится той силой, которая побуждает детей усвоить и принять ценности коллектива (Неймарк М. С, 1975). Исследования На рассматриваемом рубеже (3-4 класс) у ребенка происходит резкий поворот от интереса к взрослым на интерес к сверстникам. Так, если в 9 лет интерес к взрослым типичен для 46,5%, то к 10 годам он падает на 14,1%. При этом особенно значительно (с 17,9 до 6,5%) снижается интерес ребенка к родителям. В то же время активно развивается интерес детей к сверстникам — с 25,2% у 9-летних до 46,9% у 10-летних (Пертенава Г. Р., 1988). С этого периода группа, коллектив сверстников занимает существенное место в жизни ребенка и соответствие их стандартам, правилам и нормам приобретает порой для ребенка форму почти «религиозного преклонения». Дети объединяются в различные сообщества (зачастую вне класса), организационная структура которых принимает иногда даже жестко регламентированный характер, выражающийся в принятии определенных законов, ритуалов вступления и членства. Пристрастие к кодам, шифрам, тайным знакам и сигналам, секретным языкам, строительство «штабов» являются одним из проявлений тенденции к обособлению от мира взрослых и созданию своего собственного. Интерес к таким вещам, по данным М. В. Осори-ной, обычно проявляется у детей после 7 лет и расцветает, иногда становясь настоящей страстью, между 8 и 11 годами (Осорина М. В., 1999). Как правило, подобные группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Их объединяют общие интересы, род занятий и определенные формы взаимодействия между членами данного сообщества. ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 269 В этом возрасте дети объединяются в группы, состоящие из представителей одного пола. Однако последние исследования обнаруживают и другие тенденции в характере группирования детей. Так, по данным Д. И. Фельдштей-на, большая часть 6—7-летних школьников (68,7% опрошенных), выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальную принадлежность (Д. И. Фельдш-тейн, 1994). В других исследованиях было выявлено также, что межрасовые дружеские отношения постепенно ослабевают от 4-го к 7-му классу. Исследователи полагают, что по мере того, как дети становятся старше, общность признаков становится все более значимым основанием для дружбы. При этом, с одной стороны, объединение с членами своей расовой или этнической группы облегчает адаптацию ребенка на протяжении среднего детства, способствует повышению самоуважения, укрепляет внутригрупповую солидарность, но с другой стороны — усиливает и враждебность к «чужим» (Крайг Г., 2000). МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Просоциальное поведение — позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположность асоциального поведения. Одним из важных приобретений среднего детства является способность ребенка мотивировать свое поведение моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками. Многие психологи единодушны во мнении, что способность ребенка проявлять моральные чувства представляет собой качественно новый тип мотивации, обусловливающий и качественно новый тип поведения школьника. Известно, что уже в младенческом возрасте дети способны испытывать дистресс на звук человеческого плача, а позднее выказывать эмпатию, заботу и участие к другому человеку. Однако подлинно альтруистическое поведение им еще недоступно. Е. Staub разделяет понятия просоциального поведения ребенка и его альтруистического поведения. Под просоциальным поведением он понимает любое поведение, направленное _________^ на выгоду как производящего дей- гЯЯШШЯЯШШШШЯЯЯШШШЯШШШШШШ^ ствие, так и принимающего его, „ г ^ Дистресс — стресс, оказывающий отрица- например, такое поведение, как ко- „„._„„_ „„,„„„„ ^ „e„Te„LU^TL _Г~11 . тельное влияние на деятельность, вплоть операция. Альтруизм же имеет бо- до ее полной дезорганизации, лее узкое значение, и им будет счи- Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|