Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58357

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

так и было, поскольку собственная жизнь была перечеркнута еще 7 лет назад.
Зарисовка из жизни
Негативное отношение, изоляция
Пожилая женщина (74 года) имеет двух взрослых сыновей. Когда-то она была очень нужна им, так как помогала растить их детей — своих внуков. Если учесть, что один из внуков тяжело болен (диабет), то благодаря усилиям бабушки сын и невестка смогли работать. Сверхзабота о внуках и детях, желание обо всех все узнать и эмоционально откликнуться, отсутствие каких-либо других интересов, кроме интереса к жизни в семьях сыновей, привели к тому, что бабушку стали считать назойливой, сующей нос не в свои дела. Постепенно стали ограничивать ее в информации о семьях, а потом и вообще поставили диагноз «дура»: не так прожила жизнь, нужно было делать то-то и то-то (с их точки зрения). Конечно, пожилая женщина живет в состоянии депрессии, которая поддерживается не только ухудшающимся здоровьем, но, главным образом, неуважительным отношением сыновей, а теперь уже и внуков.
10.4. ПОТЕРЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (отсутствие четкого жизненного ритма, одиночество)
Одна из психологических проблем пожилых людей порождается противоречием между потребностью в активном образе жизни и невозможностью реализации этой активности (Кларк М., Эндерсон Б. Г., 1989, с. 453-485). При этом многие пожилые переживают эту проблему только потому, что видят единственный путь продолжения активного образа жизни в своей работе, которую хорошо освоили и любят. Переключиться
283
на проявления активной жизни в других сферах для многих оказывается сложно. Те, кто могут это сделать, данной проблемы не переживают, а получают удовольствие от жизни, включаясь в реализацию тех планов, которые не могли осуществить, когда работали. Таких людей можно встретить в народных университетах (образовательные учреждения для пожилых), где они с удовольствием поют, учатся технике батика, изучают историю города или интересующей страны, осваивают различные техники прикладного искусства и т. п.
В практике психологической помощи пожилым людям уже давно существуют рекомендации по предупреждению данной проблемы. Они сводятся к своевременному планированию своей жизни по выходе на пенсию и увольнении с работы. При этом не только составляются планы (что бы хотелось сделать после выхода на пенсию), но разрабатываются пути реализации этих планов.
Потеря активности в пожилом возрасте часто связана не только с прекращением трудовой деятельности, но и с ухудшением здоровья, а часто с необходимостью обращаться за помощью к другим людям, чтобы обеспечить необходимые ресурсы для жизни. В тех случаях, когда потребности пожилых людей в жизнеобеспечении удовлетворяются с помощью близких людей или социальных служб, проблем не возникает. Для многих встает проблема зависимости как противоречие между потребностью быть самостоятельным, независимым и невозможностью этой зависимости избежать. Она обостряется, если люди, от которых пожилой человек зависит, оказываются неделикатными, подчеркивают свою значимость и немощность пожилого человека, не оказывают ему психологической поддержки. Иногда острота этой проблемы становится таковой, что пожилые люди прибегают к суициду. Основной процент суицида пожилых людей порождается именно неразрешенностью противоречия между невозможностью самостоятельно себя обслуживать и зависимостью от
284
окружающих, которая становится психологически невыносимой.
Данные исследований
Время и организация жизни пожилого человека
К. А. Абульханова-Славская (1999, с. 128) выделяет стратегии приспособления личности к социуму, приводящие к дезадаптации:
• запаздывание, пассивное распределение времени, когда человек приспосабливается к внешним обстоятельствам;
• активное игнорирование нормативов времени;
• жизненная торопливость.
Оптимальной автор признает стратегию «опережения» реального времени, когда планируются события будущего, резервируется необходимое время, идет преднастройка, подготовка к предстоящим, планируемым событиям.
Зарисовки из жизни
Категория пожилых людей, наиболее страдающих от одиночества
Именно в среде тех, кто недостаточно приспособился к обществу, — в среде обиженных, но все же продолжающих надеяться людей, — одиночество представляет собой самую серьезную угрозу оберегаемому спокойствию и наносит удар по самолюбию. Для таких людей одиночество опасно. Трогательный тому пример — мистер Макринос. Это типичный случай самой ничтожной приспособленности человека к обществу. Мистер Макринос, проживающий в убогой гостинице, уже несколько лет тяжело болен. Ему 64 года, но он дряхлый старик, единственное место, где мистер Макринос чувствует себя в безопасности, — это привычная обстановка гостиницы, в которой он живет почти 15
285
лет. Он редко выходит из дома, редко с кем разговаривает и, кроме дежурного по гостинице, неспособен пойти навстречу тем, кто мог бы стать его друзьями. «Понимаете, я очень боюсь», — говорит он. Ему просто необходимо присутствие других людей — пусть даже чужих, чтобы чувствовать себя уверенно.
Кларк М., Эндерсон Б. Г. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989. С. 467.
10.5. УТРАТА СМЫСЛА ЖИЗНИ, СТРАХ СМЕРТИ
За понятием «утрата смысла жизни» стоит несколько психических явлений. Одно из них — необходимость самоопределиться в изменившихся условиях своего собственного «Я»: биологических и социальных. За этими изменениями должны последовать и психические изменения. Как и в предшествующие возрастные периоды, пожилой человек должен отвечать на вопрос: «Кто Я?» («сориентироваться на новой местности»).
Согласно типологии Н. С. Пряжникова (1999, с. 66), в соответствии с временной ориентацией человека могут быть выделены следующие компоненты самоопределения в пожилом возрасте:
1. По отношению к своему прошлому:
• принятие, одобрение своей прошлой жизни;
• непринятие своей прошлой жизни;
• принятие своей прошлой жизни и стремление прожить еще одну новую жизнь.
2. По отношению к своей настоящей жизни (в роли пожилого):
• принятие норм пожилых людей, принятых в данном обществе;
• частичное принятие норм поведения при одновременном построении своей жизни по-своему;
286
• существенный отход от принятых пожилыми норм жизнедеятельности .
3. По отношению к предполагаемому будущему:
• подготовка к смерти;
• планирование дальнейшей жизни, насыщенной реальными событиями;
• стремление воплотить себя в других людях (через воспитательную работу, мемуары, научные труды, произведения искусства).
4. По отношению к памяти о себе уже после смерти:
• вера в бессмертие души;
• вера в бессмертие своих дел, помыслов и идей;
• бессмертие как воплощение себя через материализацию (самые разные формы).
Другое психическое явление, наполняющее или не наполняющее жизнь смыслом, связано с жизненными ориентирами. Человек ищет опору для продолжения жизни, выбирая для себя в качестве главных те или иные цели, установки, ценности-ориентиры. Именно они становятся определяющими в выборе дел, предпочтений при организации жизни каждого дня, при покупках, встречах, выходах из дома и т. д.
Одним из таких ориентиров становится время. Пока человек видит перспективы, для него сохраняется смысл жизни и, значит, он развивается. Пожилые люди, в сознании которых ориентация на будущее представлена достаточно четко, как правило, не страдают от утраты смысла жизни. Конкретным воплощением этой ориентации являются планы, задумки, мечты. Такие люди постоянно имеют цель по реализации своего замысла (путешествие, книга, постройка, встреча, ремонт, обучение и т. п.). Проблемы возникают у тех, кто не видит для себя будущего, источник проблемы — в противоречии между способностью видеть, переживать, чувствовать смысл дальнейшей жизни и отсутствием представления о своем месте в будущем.
287



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь