Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106607

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Материал: цветные карандаши, альбом для рисования; предметы одинаковой фактуры (из дерева): куб, пирамидка, матрешка, груша и пр.; пластмассовые бусы на ниточке, пластмассовые модели яблока, банана, огурца и пр.
Руководство: педагог предлагает ребенку сначала ощупать фигуру, словесно описать ее, а затем нарисовать. В случае затруднения названия фигуры рекомендуется обследовать ее зрительно и затем приступать к рисованию.
Задания:
Рисование яблока, груши с натуры с предварительным их обследованием с помощью зрения и осязания.
Рисование бус на ниточке после осязательно-зрительного восприятия.
Рисование катушки, пирамидки после осязательного и зрительного восприятия
Рисование куба, шара после осязательного восприятия.
Методические требования к занятиям четвертого этапа:
Рекомендуется занятия с детьми проводить в небольшой группе 3-4 человека.
Обязательно проводить занятия в указанной выше последовательности.
Добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зрительного восприятия образцов проводили тщательный их анализ, называли их существенные признаки.
Напомнить детям, как нужно закрашивать рисунок: горизонтальные, вертикальные, круговые линии.
Обязательно перед началом рисования предложить детям воспроизвести форму фигуры движением руки.
В конце занятий сопоставлять совместно с ребенком его рисунки с образцом.
Проведение четырех этапов обучающих занятий по конструированию и рисованию не исчерпывает всего комплекса психолого-педагогической коррекции. Если дети успешно овладевают конструктивными и графическими умениями, то в дальнейшем рекомендуется продолжить их обучение рисованию и конструированию по программе детского сада.
264
Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.
Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик: от нормального уровня интеллектуального развития до самых тяжелых степеней умственной отсталости.
Для детей с ДЦП в сочетании с умственной отсталостью характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме аномалии развития — недоразвитие высших форм мыслительной деятельности — абстрактного мышления.
Исследования показали, что у больных с ДЦП в сочетании с умственной отсталостью наблюдаются выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсорных сигналов (Мамайчук, 1978 и др.).
Эти особенности определяют основные задачи психологической коррекции сенсорно-перцептивных процессов:
1. Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.
2. Развитие константности, предметности и обобщенности
восприятия.
3. Развитие скорости восприятия объектов.
С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по
обучению их адекватному восприятию форм и величины предметов.
Занятия проводятся поэтапно с возрастающей сложностью
каждого задания.
1. Восприятие детьми простой нерасчлененной формы. Для этого психолог подбирает предметы, формы которых совпадают с формами-эталонами. Например, блюдце и круг, тетрадь и прямоугольник, и пр. Психолог просит ребенка найти предмет, похожий на образец-эталон.
2. Восприятие формы, не вполне совпадающей с геометрической. Этот этап занятий характеризуется усложнением способов обследования и усложнением сопоставления. Перед ребенком сто-
265
ит задача не только определить сходство формы воспринимаемого предмета с геометрической формой-эталоном, но и понять, в чем состоит отличие реального предмета от эталона.
Правильное сопоставление формы реального предмета с формой эталона невозможно без восприятия других пространственных свойств предмета — величины, прстранственного расположения или соотношения частей. Например, чтобы отличить форму яблока от шара, психолог указывает на то, что у яблока наверху «ямка», а свекла в отличие от шара имеет внизу «хвостик».
3. Выделение в предмете главных деталей. Перед ребенком стоит задача не только дополнительного обследования предмета, но и нового подхода к восприятию всего предмета. Вначале дети рассматривают предмет как единое целое. Они воспринимают общую форму предмета, затем обучаются выделению в предмете основных деталей и соотнесению их друг с другом.
4. Выделение существенных и характерных признаков предмета. Задача состоит в том, чтобы научить детей видеть в каждом предмете его существенные признаки, без которых он теряет свою предметную отнесенность и выделять конкретные черты, характерные признаки, позволяющие воспринимать именно этот предмет со всеми его индивидуальными отличиями. Например, существенным признаком всяких часов являются стрелки, а наличие подставки характерно для настольных часов.
5. Составление форм из отдельных частей. Например, сложение квадрата, круга из двух и более частей по образцам и без наглядных образцов.
6. Восприятие пространственных отношений. Восприятие отношений между двумя предметами. Например, ребенку предлагается поставить (посадить) дерево около дома, за, рядом, справа, слева и пр.
Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации.
Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969).
266
А. Р. Лурия (1948) провел психологический анализ развития конструктивной деятельности дошкольников. В отличие от обычно применяемых в дошкольной педагогике конструктивных игр, где ребенок точно копирует образец, автор предложил конструирование с нерасчлененных образцов. Перед ребенком стояла задача мысленного анализа элементов, из которых состоит предложенная модель. Однояйцевые близнецы были разделены на две группы. Одна группа обучалась конструированию по традиционной методике, а вторая группа (их сестры и братья) обучалась конструированию с нерасчлененных образцов (готовые постройки были заклеены белым плотным картоном). Сравнительный анализ результатов исследования показал, что предложенный метод конструирования по моделям радикально изменяет развитие конструктивной деятельности ребенка, положительно сказывается на развитии сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов. Обучение конструированию по моделям существенно повлияло на умственное развитие детей, на развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза. Мы использовали метод, предложенный А. Р. Лурия, в психокоррекционной работе с больными детьми.
Таблица 9. Содержание обучения детей конструктивному моделированию
Этап Программа Задания
I. Подготовительный Знакомство детей со строительным материалом. Обучение простым конструктивным действиям. Обучение планомерному обследованию образца и деталей. Обучение словесному обозначению пространственных отношений предметов (рядом, на, над, под, около и т. п.) Конструирование башни из трех-пяти кубиков разных цветов. Конструирование «дорожки» из кирпичиков разных цветов. Конструирование «забора» из кирпичиков разных цветов (вертикальное расположение деталей). Конструирование фигур из одинаковых по величине и форме блоков в вертикальном и горизонтальном направлениях
267



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Притча «Рука дающего и рука берущего»
  • Притча «Ноги»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Наталия Викторовна Резвая. Гинастика после сна
  • Колесникова Инна Владимировна. Комплекс дыхательной гимнастики после сна
  • Вдовина Нина Александровна. «Комплекс упражнений при плоскостопии»
  • Моськина Татьяна Васильевна. Пальчиковая гимнастика
  • Баркалова Наталья Львовна. «Урожайная зарядка»
  • Афанасьева Ольга. Консультация для родителей 'Комплекс упражнений для самомассажа'
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет 'Веселый английский'
  • Бенджамин Роу. Книга Сеньоров. AHMLICV
  • Егорова Наталия. Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Притча «Хитрый Алдар-Косе»
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Анна Ильиных. Коллекция упражнений для развития мелкой моторики
  • Притча «Она»
  • Редактор. Медвежонок с сердечком ко Дню Святого Валентина.
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Клементьева Наталья Константиновна. Варианты заданий и упражнений для формирования и развития понятий «лево – право»
  • Притча «Покой без покоя»
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Меркулов Николай Иванович. Не заживающая рана - рассказ о ветеране ВОВ
  • Притча «Притча о проблемах»
  • Наталия Лермонтова. Занятие для детей старшей группы «Давайте жить дружно»
  • Павел Пискарев. «Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
  • Гульнара Ибрагимова. Комплекс ритмической гимнастики.в подготовительной к школе группе
  • Аутогенная тренировка.
  • Радюкова Елена Васильевна. Кинезиологическая гимнастика
  • Слободенко Валентина Германовна. Использование нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Аверина Марина Олеговна. Гимнастика пробуждения для детей для средней группы
  • Мотриченко Елена Александровна. Развитие мелкой моторики у самых маленьких.
  • Султанова Светлана Рифкатовна. Картотека пальчиковых игр для детей с ОВЗ 2-4 лет
  • Ландыш Солтановна Шаяхметова. Организация подвижной игры «Весёлые птички»
  • Притча «Маленькое-Большое Счастье!»
  • Анна Крысина. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
  • Ковалева Валентина Александровна. Конспект НОД для детей второй младшей группы на тему: «Бережем тепло»
  • Заговор, чтобы выиграть суд в свою пользу
  • Ольга Владимировна Перадзе. Конспект открытого занятия по ФИЗО
  • Притча «Стакан в вытянутой руке»
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Песикина Ольга Васильевна. Психологическое занятие – игра 'Волшебное путешествие'
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Рука Мокусена»
  • Кунтувганова Ралина Аскерхановна. Парад шахматных фигур.
  • Скрещивание лодыжек. - Невербальная коммуникация



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь