|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57323
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 5. КуфтпякЕ. В. Некоторые аспекты проблемы насилия в семье // Психология и практика: Сборник науч. тр. Вып. 1 / Отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001
6. КуфтякЕ. В. Работа с родителями, применяющими физические наказания // Социальная работа в современных условиях: проблемы и перспективы: третья международная научно-практическая конференция. Вологда, 2002. 7. Лангмейер Й.,МатейчекЗ. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984. 8. Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие / Пер. с англ. М., 1998. 9. Нравственность, агрессия, справедливость (Сокращенноеизложение главы из книги Cruchfield R., Livson N., Elements of Psychology.N. Y., 1974) //Вопросыпсихологии. 1992. № 1. 10. Особенности личности при пограничных расстройствах и со -матических заболеваниях. М.: Svr-Apryc, 1995. Дополнительная литература 1. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 2. Захаров А. И. Семейное воспитание и его дефекты // Социальная психология личности. Л., 1974. 3. НавайтисГ. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 4. Нортон К., Долан Б. Личностные расстройства у родителей и воспитание детей // Семейная психотерапия / Составители Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. СПб., Питер, 2000. 5. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бода- 231 лева, В. В. Столина; НИИ общей и пед. психологии Акад. Пед. Наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. 6. ХъеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНОСТЯМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СПЕЦКУРС) Целью данного спецкурса является ознакомление студентов с основными направлениями концепций детско-родительских отношений и подходами к пониманию совладающего (копинг) поведения личности и семьи. Основными задачами спецкурса являются: 1) изучение концептуальных подходов к пониманию совладания в зарубежной и отечественной психологии; 2) изучение компонентов родительского отношения, трудностей детско-родительских отношений и особенностей совладающего (копинг) с трудностями поведения родителей и детей в разных семейных системах; 3) формирование навыка системного видения семьи; 4) повышение профессионального уровня, расширение профессиональных знаний и умений. В итоге усвоения спецкурса «Особенности совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия в семье» студенты овладевают следующими знаниями: о теориях (концепциях) детско-родительских отношений (ДРО); о современных подходах к изучению и пониманию совладающего (копинг) поведения; об особенностях совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия в «условно благополучной» / деструктивной семье. 232 Студенты приобретают навыки и умения: 1) анализа основополагающих исследований по психологии со- владания и ДРО; 2 ) рассмотрения различных подходов к работе с семьей и детьми. Тематический план № п/п Наименование темы Всего часов Всего аудиторных Лекции 1 Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений 4 4 4 2 Семья с ребенком: семейный стресс и воспитание детей 4 4 4 3 Феномен совладеющего поведения 3 3 3 4 Особенности совладеющего поведения в семье с ребенком 4 4 4 ИТОГО: 15 15 15 Содержание учебной дисциплины Тема 1. Теоретические подходы к изучению детско^родительских отношений. Родительское отношение (РО) и детско-родительское отношение (ДРО). Понятия. Компоненты РО: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Динамическая двухфакторная модель РО (Е. S. Shaefer, R. A. Bell). Типы РО и стили поведения родителей (А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. С. Спиваковская, Е. О. Смирнова, Э. Г. Эйдемиллер). Основные параметры детско-родительского взаимодействия. Концепции ДРО в зарубежной психологии (А. Адлер, Дж. Бо-улби, К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм). 233 Тема 2. Семья с ребенком: семейный стресс и воспитание детей. Стресс и стрессор. Нормативные стрессоры. Понятия. Модели семейного кризиса и стресса (R. НШ, R. Lazarus, H. Me. Cubbin). Современные представления о «семейном стрессе». Трудности и стрессоры на различных стадиях супружества: негативное отношение супружеской пары к появлению детей, перераспределению семейных ролей и перестройка взаимоотношений при появлении ребенка в семье, занятость матери, помещение ребенка во внесемейные институты, родительство как стресс (принятие и осуществление родительской роли). Тема 3. Феномен совладающего поведения. Понятие «coping» в современной психологии. Аналоги понятия. Функции психологического преодоления. Разграничение психологической защиты и копинг-поведения (схема анализа В. А. Ташлыкова). Виды и варианты копинг-пове-дения (R. Moos, H. Weber, H. Endler, P. Parker, R. Lazarus, S. Folkman). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|