|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379551
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Гибкий график работы: режим, позволяющий служащим самостоятельно распределять свое рабочее время.
Один из способов увеличения содержательности труда, который приобретает все большую популярность, называется гибким графиком работы. Всем работникам разрешается трудиться тогда, когда это удобнее всего с точки зрения стоящих перед ними задач, а также их прочих потребностей. Сотрудники сами составляют расписание своей работы. Если, например, в интересах дела в понедельник необходимо задержаться на работе, то сотрудник может в другой день прийти попозже или уйти пораньше в пятницу. Можно установить себе четырехдневную или шестидневную рабочую неделю. Сотрудники могут сами решать, когда они предпочитают выполнять свою работу, и трудиться в то время, когда у них самая сильная мотивация. Другой способ увеличения содержательности труда был испробован несколько лет назад на автомобильном заводе компании «Вольво». На всех работников завода были возложены дополнительные обязанности. Их труд стал более разнообразным, и у них чаще стала появляться возможность принимать самостоятельные решения. Джиленхаммер (Gyllenhammer, 1977) обнаружил, что при таком подходе не только повысилась дисциплина труда, но и возросла его производительность. В настоящее время такая форма увеличения включенности работников в производственный процесс введена на пяти заводах компании «Вольво». Управление через постановку целей — несомненно, самая известная попытка увеличения содержательности труда. Это система управления, при которой руководство фирмы ставит цели, а каждый сотрудник сам разрабатывает стратегию своей деятельности и определяет промежуточные задачи на пути к цели. Сотрудники в определенном смысле сами планируют свою работу и несут индивидуальную ответственность за выполнение своих задач. Предположим, некая женщина работает в районном клубе. Ее начальник ставит перед ней цель — привлечь в клуб больше подростков. Женщина может придумать любые мероприятия, которые будут способствовать достижению поставленной цели. Перечень запланированных мероприятий может включать в себя концерт рок-группы, организацию молодежной дискотеки или туристических походов, а также проведение спортивных соревнований. Поскольку она сама разработала программу, ее внутренняя мотивация выполнения этой программы, скорее всего, будет достаточно сильной. У нее повысится чувство ответственности за выполнение своих задач. Хотя с теоретической точки зрения управление через постановку целей не лишено смысла, оно не всегда является эффективным способом усиления мотивации и личностного развития. Во-первых, этот подход применим не для всех профессий. Например, работникам городской тюрьмы или закусочных не так-то просто находить для себя все новые и новые цели. Кроме того, бывали случаи, когда управление через постановку целей приводило к возникновению проблем. Между руководством и подчиненными прежде всего должно быть установлено полное взаимопонимание. Для этого часто необходимо подлинное искусство общения. Если имеет место какое-либо непонимание, то в трудовом коллективе, как правило, возникает подавленность и напряженность. Недавно проведенные исследования трудовой мотивации (Katzell and Thompson, 1990) привели к выводу, что работодателям надо обращать побольше внимания на индивидуальные различия своих сотрудников. Они должны разрабатывать способы повышения трудовой мотивации своего персонала, учитывая этнокультурные, возрастные и половые различия. Упражнение 7.10 Представьте себе, что вы ищете работу. Вы хотите, чтобы новая работа удовлетворяла вас с точки зрения как внешних, так и внутренних мотивов. Перечислите по три условия как первых, так и вторых, при выполнении которых вы будете удовлетворены своей работой. Внешние мотивы Внутренние мотивы Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Управление через постановку целей: система управления, когда руководители ставят цели, а подчиненные самостоятельно разрабатывают стратегию своей деятельности. Противодействующие побуждения Иногда различные побуждения «тянут» человека в противоположных направлениях. Например, вам нравится местоположение и режим работы на одном предприятии, но на другом выше зарплата. Обычно побеждают более сильные мотивы. Примером борьбы противодействующих побуждений являются попытки людей похудеть. С одной стороны, человека соблазняют разные вкусные вещи, а с другой — ему хочется стать более стройным. Как правило, еда является более сильным соблазном и попытки соблюдать диету заканчиваются неудачей. Недавно проведенные исследования показали, что если желающему похудеть будет оказывать поддержку и выражать одобрение его супруг, то мотивация улучшить свою фигуру заметно усилится. Тем не менее, по данным Стюарта и Дэйвиса (Stuart and Davis, 1972), многие мужья не хотят помочь своим женам похудеть. Стюарт обследовал группу женщин, которым никак не удавалось стать стройнее. Он обнаружил, что их мужья старались усилить тягу своих жен к еде. Зная, что их жены стараются придерживаться диеты, они постоянно соблазняли их разными вкусными вещами. У этих мужчин был целый ряд причин хотеть, чтобы их жены оставались полными. Некоторые из мужей не хотели терять возможность обзывать жену «толстухой». Другим ее плохая фигура служила оправданием для романов «на стороне». Третьи, боясь, что стройная жена может начать изменять, предпочитали, чтобы их жены оставались непривлекательными. Очевидно, что ни одна из этих соблюдавших диету женщин не получала от мужа поддержки, способной усилить мотивацию похудеть. Когда вы в следующий раз решите сесть на диету, постарайтесь, чтобы у вас на кухне никогда не было никаких соблазнительных, но противопоказанных вам продуктов. А если вам удастся найти партнера, который одобряет вашу стройность, то у вас есть все шансы действительно похудеть! Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал заключительного раздела главы. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений. 16. ______ По теории Маслоу, сначала должны быть удовлетворены высшие, а затем уже — низшие потребности. 17. ______ Некоторые человеческие поступки невозможно объяснить в рамках иерархической модели Маслоу. 18. ______ Большинство людей удовлетворяют свою потребность в самоактуализации к моменту поступления в колледж. 19. ______ Люди, достигшие уровня самоактуализации, могут радоваться очень простым вещам. 20. ______ Переживание эйфории обычно непродолжительно. 21. ______ Если художнику заплатят за картины, его внутренняя мотивация, скорее всего, усилится. 22. ______ Общественное одобрение, как правило, приводит к ослаблению внутренних мотивов. 23. ______ Если предоставить служащим больше медицинских льгот, то с гигиенической точки зрения работа будет приносить им боль шее удовлетворение. 24. ______ Если работа удовлетворяет вас с гигиенической точки зрения, то у вас возрастает внутренняя мотивация хорошо работать. 25. ______ Обогащение содержания работы способствует усилению внут ренней мотивации и личностному росту. 26. ______ Управление через постановку целей является способом обога щения содержания работы. 27. ______ Если большую часть решений принимает начальство, то дисциплина труда служащих улучшается. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе. ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ Ниже приведен список тем для самостоятельной работы. 1. Дайте определение мотивации. 2. Рсскажите, в чем различие между сознательной и бессознательной мотивацией. 3. Опишите роли потребностей и стимулов в возникновении мотивации. 4. Объясните, что такое физиологические потребности. 5. Опишите потребность в стимуляции и потребность в безопасности. 6. Объясните, что такое аффилиационные потребности, и приведите примеры. 7. Расскажите, как рекламодатели эксплуатируют потребность в любви и привязанности. 8. Объясните, чем отличаются друг от друга люди с высокими и низкими потребностями в достижениях. 9. Назовите качества, характерные для трудоголиков. 10. Объясните, что такое жажда власти. 11. Объясните, каким образом боязнь успеха может мешать достижениям. 12. Укажите, в каком порядке расположены потребности в иерархической модели Маслоу. 13. Объясните взаимоотношение между иерархической моделью Маслоу и человеческой мотивацией. 14. Перечислите и опишите черты характера людей, достигших уровня самоактуализации. 15. Укажите различия между внутренней и внешней мотивацией и опишите существующую между ними связь. 16. Опишите внешние и внутренние мотивы, от которых-зависит удовлетворенность работой. 17. Расскажите о трех способах увеличения содержательности труда. 18. Дайте определение побуждения и приведите один пример того, как побуж-' дения влияют на мотивацию при попытках похудеть. Ответы Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте соответствующий раздел, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова — на этот раз правильно. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|