|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52311
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Что такое состояние?
Понятие состояния заимствовано из теории динамических систем и интеллектуальных автоматов (см., например, Arbib, 1972), Всякая сложная система (в том числе и организм человека) в каждый момент времени существует или находится в одном из теоретически бесконечных чисел возможных состояний. Это пространство может быть задано их исчерпывающим набором, в которых находится рассматриваемая система. Каждое состояние представляет собой точку в подобном V-мерном пространстве. Как и всякое динамическое образование, пространство состояний постоянно изменяется. Учесть все эти изменения невозможно, поэтому мы остановились на анализе влияния таких стресс-факторов, которые вызывают относительно продолжительные эффекты, В данном контексте особое внимание уделяется состояниям когнитивных систем человека. 225 15-514 Подобный подход был успешно использован при исследовании младенцев (Prechtl, 1974). При описании их поведения использовались доступные наблюдению реакции (например, открытые или закрытые глаза, тип дыхания, наличие движений и т.д.), которые осуществляются одновременно и образуют четко обозначенные паттерны п ов еденческих пр оявлений (см« табл. 1). Prechtl (1974) выделил 5 состояний, которым соответствуют различные векторы изменений наблюдаемых реакций. По его мнению, использование большего числа индикаторов отнюдь не упростило бы процесс выделения отдельных состояний, а, скорее, привело бы к более дробному описанию всей системы в целом. Кроме того, автором анализировались только те паттерны проявлений состояний, которые имели достаточную продолжительность. Каждое состояние может быть описано одной из комбинаций векторов в четырехмерном (идя данного случая) пространстве. Описания состояний, представленные в таблЛ, расположены в соответствии с возрастанием уровня активации. Им можно присвоить следующие названия: сон, дремота, пассивное бодрствование, активное бодрствование, плач. Создается впечатление, что каждому состоянию соответствует относительно постоянный уровень в общем континууме степеней активации, Анализ воздействия разштчных стрессоров на поведение показал, что нельзя говорить просто о снижении или повышении эффективности деятельности в разных условиях. Нет также и прямого соответствия между теми или иными эффектами стресса и определенными степенями активации. Скорее всего, стрессоры имеют специфическое влияние на поведение* Таблица 1 Поведенческие реакции младенца (Prechtl 1974) Состояние Глаза открыты Регулярность дыхания Движения Вокализация (1) -1 +1 -1 -1 (2) -1 -1 -1 -1 (3) +1 +1 -1 -1 (4) +1 -1 + 1 -1 - Оценка состояния когнитивных систем Начнем с вопросов. Что подразумевается под термином "состояние" в контексте когнитивной деятельности человека? Что может 226 служить индикаторами того или иного состояния? В экспериментах Prechtl (1974) ими были спонтанные реакции младенцев, по которым выносились суждения об их "поведенческих состояниях". Для целей нашего исследования такого упрощенного уровня анализа деятельности, конечно же, недостаточно. Нас интересовал прежде всего уровень психической (умственной) активности. В соответствии с этим мы полагаем, что каждому состоянию когнитивной системы соответствуют определенные когнитивные действия. Совокупность таких действий образует паттерн когнитивного поведения. Различные состояния когнитивных систем можно с успехом моделировать в лабораторных условиях. При этом о состоянии когнитивной системы можно судить по тому, насколько успешно и каким способом испытуемый справляется с тем или иным экспериментальным заданием, Воздействие стрессора влечет за собой изменения в процесс выполнения задания. Эти изменения будут различны при действии разных стрессоров: шум вызовет одаи последствия, прием лекарственных препаратов - другие, сильная мотивация - третьи и т.д. При изучении младенцев исследователи обычно используют такие "пассивные1* или щадящие методики, как наблюдение, запись ЭЭГ и др. Индикаторами состояния ребенка служат его внешние реакции и объективные особенности поведения. Какие же показатели подходят дтя анализа психических состояний? Наш выбор не может не быть отчасти произвольным, так как не существует общепринятого описания всех видов сложного психического поведения (за исключением, пожалуй, четкого различения эмоций и мышления), В традиционном же плане вопрос об оценке основных психических функций, а также проблема когнитивных возможностей или ресурсов человека изучались психометрикой (существуют даже психометрические модели мышления), а исполнительная деятельность трактовалась как один из процессов, включенных в систему переработки информации. Нам предстоит найти ответы на два вопроса. Во-первых, существуют ли объективные показатели изменений психического состояния человека? И, во-вторых, можно ли оценивать эти изменения и, если возможно, то как? Мы исходим из того, что щщикаторами изменений состояний являются особенности протекания психических процессов и функций, фиксируемые в определенный момент времени. При стрессе общая картина характеристик деятельности меняется. Ниже мы подробно рассмотрим разнообразные проявления стресса. Пока лишь отметим, что выбранные нами индикаторы состояний, в отличие, например, от спонтанных реакций младенцев на изменение внешних условий, не подчиняются принципу "все или ничего1'. Например, испытуемый может начать отвечать чуть быстрее, или у него только немного уменьшится объем памяти. 227 15* При оценке стрессовых состояний необходимо соблюдать определенные правила. Некорректно проводить количественное сравнение эффектов, вызываемых различными стрессорами. Данное ограничение относится и к результатам действия одного стрессора на разные индикаторы деятельности. Поясним это на следующих примерах. Так, например, проводились измерения времени реакции по окончании работы в ночную смену и после одного часа работы днем, В первом случае время реакции оказалось гораздо большим. Почему? Из-за недосыпания или из-за слишком большой продолжительности работы? Однозначный вывод в данной ситуации сделать невозможно, поскольку разные стрессовые факторы (недосыпание и длительная работа) могут вызывать одинаковый эффект. Следующий пример связан с другим стрессовым фактором - температурным. Повышение температуры в помещении приводит к изменению таких показателей деятельности, как время реакции и объем кратко временной памяти. Эти сдвиги свидетельствуют только о чувствительности обоих индикаторов к воздействию данного стрессора. Нельзя также сравнивать абсолютные значения этах показателей, тем более, что они оценены в разных метрических системах -"время11 и "количество запоминаемых стимулов". Другой распространенной ошибкой является сравнение двух процессов* изменения которых выражаются в одинаковых единицах измерения, В качестве примера такой ситуации можно привести эксперимент, по данным которого при определенном стрессовом воздействии наблюдался 5% рост количества ошибок при исполнении последовательностей моторных реакций и 15% увеличение ошибок при зрительном поиске. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|