Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58354

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

лода, что казалась самой себе моложе прежних двадцати лет, потому что была охвачена глубоким неутомимым интересом к жизни».
Автор этих строк и жила в соответствии с этим призывом: в девяносто лет она продолжила работать над начатой ранее диссертацией.
Шагинян М. Человек и время. М., 1980. С. 692.
«Мне подсказали, кто я»
Доктор наук, профессор, декан факультета одного из ведущих петербургских вузов (назовем ее А. П.) ушла на пенсию в 60 лет, планируя посвятить свободное время воспитанию внуков. Она их сопровождала в школу, на занятия секций, много внимания уделяла беседам, чтению и т. д.
В одно из посещений спортивной секции к ней обратилась тренер.
Тренер: Бабушка Даши Свиридовой, подойдите ко мне!
А. П.: Я самостоятельная ценность, а не только бабушка Даши.
Тренер: Вы пенсионерка?
А. П.: Да.
Тренер: Так какая же вы ценность?
С этого дня что-то изменилось в ее восприятии себя и отношении к себе.
Данные исследований Психические ресурсы пожилых
Согласно адаптационно-регулятивной теории старения В. В. Фролькинс (Цит. по: Снетков В. М., 2001), наряду с инволюционными процессами, в пожилом возрасте существуют процессы, поддерживающие высокую жизнеспособность. К ним относятся:
• наличие высокой позиции реальной самооценки по ряду параметров;
278
• фиксация на позитивных чертах своего характера;
• снижение идеальных и достижимых самооценок и их сближение с реальной самооценкой;
• ориентация на жизнь детей и внуков;
• ретроспективный характер самооценки.
10.3. ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ
Отношения с родственниками становятся проблемой жизни и развития, если возникают и сохраняются противоречия между:
• ожиданиями пожилого человека в отношении других представителей семьи и игнорированием ими этих ожиданий;
• потребностью быть полезным, востребованным и лишением пожилого человека возможности удовлетворять эти потребности в семье;
• самоотношением и отношением родственников, самооценкой и оценкой возможностей и личности пожилого человека в целом;
• потребностью заботиться о детях и внуках и необходимостью жить врозь (синдром «опустошения гнезда»).
Одна из проблем семейной жизни в этот, как, впрочем, и в другие периоды, определяется перестройкой отношений между поколениями, установлением соответствия между направлениями и темпами развития представителей разных поколений. Как правило, человек в возрасте 60 лет и старше имеет взрослых детей, имеющих свои семьи, то есть этот человек одновременно и родитель, и бабушка или дедушка.
Варианты проблем во взаимоотношениях обусловлены чаще всего нарушением основных законов психического развития: каждый человек развивается по своему индивидуальному сценарию, психическое развитие человека обусловлено
279
личностной активностью и др. Одна из типичных проблем развития пожилого человека состоит в том, что он отказывается от своего индивидуального жизненного пути и полностью погружается в жизнь своих детей и внуков. На деле это выглядит так, что режим жизни подчинен интересам детей, все время занимают их проблемы и жизнеустройство, сужается круг общения со сверстниками и т. п. У пожилого человека на этом фоне начинает формироваться система ожиданий как ответ на его полную отдачу, но, к сожалению, чаще всего молодое поколение эту ситуацию воспринимает как обыденную, да в принципе жертв никто и не просил. Такой образ жизни был самостоятельным выбором пожилого человека. В психической же жизни пожилого человека начинает назревать проблема — противоречие между ожиданием более внимательного отношения со стороны других членов семьи, и обидой в связи с недооценкой своего труда и «принесенных жертв».
Другой жизненный сценарий, который также провоцирует проблемы в развитии и жизни пожилых людей, связан с ситуацией «опустошенного гнезда». Психологическое содержание проблемы заключается в том, что возникает противоречие между сложившимся образом жизни, который включает общение с молодым поколением в семье, образ жизни, при котором много времени занимала забота о детях и внуках, и необходимостью изменить, освоить новый образ жизни. А в этой новой жизни оказывается очень много свободного времени, нет ориентиров на других, пусть и близких людей. Нужна психологическая перестройка отношения к себе, изменение жизненного стереотипа и пр.
Проблемы пожилых людей, конечно же, связаны с тем прошлым, в котором складывался стиль взаимоотношений между поколениями. Внимание к взаимоотношениям в семье высвечивает проблему насилия по отношению к представителям старшего поколения. Пожилые люди становятся жертвами побоев, ограблений со стороны более сильных представителей
280
семьи. Психологические детерминанты этой ситуации нужно искать как в нравственном развитии тех, кому сейчас 30-40 лет, так и в психологических особенностях пожилых людей. Чаще всего причина насилия в семье — это результат того воспитания, которое старшее поколение осуществляло. Наступило время «собирать камни». И естественно, если «родитель» являл собой образец асоциального поведения, если ничего не было сделано для воспитания добра, нравственности детей, пожилой человек становится жертвой собственного легкомыслия и безответственного отношения к выполнению роли родителя.
Противоречие между потребностью быть равноправным, полноценным, уважаемым членом семьи и неудовлетворением этой потребности может приводить к переживанию одиночества. Пожилые люди, прожившие всю свою жизнь вне семьи в пожилом возрасте, оказываются в этом отношении более благополучными, чем те, кто живет в семье и изолирован. Это происходит потому, что социально одинокий человек уже давно научился жить один и не рассчитывает на помощь или эмоциональные контакты с семьей. Он умеет избегать одиночества и жить в том социальном окружении, которое сам себе создал. Пожилой человек, живущий в семье, как правило, вынужден выстраивать свои отношения в семье заново с новыми членами семьи (зятем, невесткой, внуками, иногда со своими собственными детьми). Это ситуация, когда он должен найти свое место в семье и взять на себя определенную роль. Психологическая проблема возникает в жизни тех пожилых людей, которым приходится брать на себя роль «козла отпущения», «без вины виноватого». Именно эта категория людей оказывается в ситуации переживания одиночества в семье. Часто можно наблюдать, как эти пожилые люди с охотой и подробно общаются с посторонними, рассказывая о своих бедах в семье, явно не имея возможности разрешить свои проблемные переживания при обсуждении с родственниками.
281
Зарисовки из жизни
Полная идентификация с жизнью молодой семьи, утрата личной жизни
Женщина всю жизнь вела очень активный образ жизни: занималась исследовательской работой, много читала, была прекрасным собаководом, участником многочисленных выставок собак. В профессии достигла заметных результатов и в плане карьерного роста (заведовала отделом крупного предприятия), и в плане профессионализма — считалась одним из лучших специалистов. К 60-ти годам по всем показателям профессиональной деятельности отмечался подъем и открывались перспективы профессионального роста. Но она решила, что должна помочь молодой семье: заняться воспитанием двух внуков с тем, чтобы их мать и отец, молодые специалисты, смогли полностью посвятить себя карьере. Действительно, в течение семи лет она неустанно занималась детьми и добилась блестящих успехов. Все свое время она посвятила тому, что водила детей в музыкальную школу, на карате, на языковые курсы. Рюкзак и кроссовки — вот экипировка, которая помогала везде поспеть.
Никаких контактов с бывшими сослуживцами, забыты выставки, музеи. На это просто нет времени. Родители детей действительно заняты карьерой, у них есть для этого все возможности. Особенно успешно ее делает невестка, которая становится модным дизайнером, быстро осваивает новое жизненное пространство с его презентациями, выставками, участием в рекламе, курортами и т. п. И вот наступает момент, когда невестка сообщает, что она уходит из семьи.
Пожилая женщина, которая уже давно не имела собственной жизни, оказалась в состоянии шока, из которого она выйти не смогла. Когда она об этом узнала, то поняла, что с этого дня она умерла, ее лишили жизни. По сути, это
282



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь