АГРЕССИЯ И НАСИЛИЕ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ (СПЕЦКУРС) До недавнего времени проблема насилия в семье и следующие за этим психологические расстройства не были темой для широкого обсуждения в нашей стране, в отличие от Запада, где данной проблемой психологи занимаются на протяжении нескольких десятилетий. Сегодня в состоянии нашего общества проявляются ряд тенденций, указывающих на важность изучения последствий различных форм насилия. Во-первых, во времена дестабилизации ухудшается криминогенная обстановка и интенсифицируются проявления де-виантного поведения. Во-вторых, по мере развития общества у каждого человека растет необходимость в личной свободе и безопасности, что обязывает острее реагировать на преступления против личности. Цель спецкурса: ознакомить студентов с разнообразием подходов, форм и методов психологической помощи личности, находящейся в кризисной ситуации, а также с основными теоретическими позициями психологии насилия. 227 Задачи спецкурса: 1) введение в кризисную ситуацию; 2) формирование профессиональной позиции при работе с кризисными состояниями; 3) ознакомление с практическими методами психологической помощи при насилии; 4) формирование навыков оказания психологической помощи и самопомощи в критических ситуациях. В итоге усвоения курса «Агрессия и насилие в семейных отно -шениях. Психологическая помощь в кризисной ситуации» студенты овладевают следующими знаниями: 5) об общих (базовых) теоретико-методических понятиях, относящихся к психологии кризиса и насилия; 6) о психологических особенностях семьи, в которой становится возможной ситуация насилия; 7) о признаках и последствиях физического наказания детей в семье. Студенты приобретают навыки и умения по подбору способов и видов оказания психологической помощи в кризисных ситуациях. Тематический план № п/п Наименование темы Всего часов Всего аудиторных Лекции 1 Введение в проблематику кризисной психологии 2 2 2 2 Агрессия и насилие в семье 2 2 2 3 Физическое наказание детей в семье 2 2 2 4 Особенности психологической помощи клиентам в кризисной ситуации 4 4 4 ИТОГО: 10 10 10 228 Содержание учебной дисциплины Тема 1. Введение в проблематику кризисной психологии. Понятия «кризис» и «кризисная ситуация» в отечественной и зарубежной психологии. Проявление жестокости в современном мире как социально-психологическая проблема общества. Психологический портрет личности, находящейся в кризисе. Стратегии совладания (копинг-стратегии) с кризисными ситуациями. Тема 2. Агрессия и насилие в семье. Агрессия и насилие: определение и понятие в психологии. Виды насилия: физическое, психологическое, сексуальное, домашнее. Статистика МВД, кризисных центров и т. д. Цикл домашнего насилия. Мифы о насилии. Семейные факторы риска, провоцирующие насилие. «Тиражируемость» насилия в последующих поколениях. Тема 3. Физическое наказание детей в семье. Синдром «child abuse». Культурно-исторический аспект представлений о применении физических наказаний детей в семье. Понятие регулярного физического наказания. Признаки жестокого обращения у детей и подростков. Последствия физического наказания детей. Тема 4. Особенности психологической помощи клиентам в кризисной ситуации. Интервью - расследование и терапевтическое интервью .Особенности оказания психологической помощи детям — жертвам насилия. Методы психологической помощи пострадавшим от насилия (создание доверительных отношений, работа с «безопасным листом» , элементы телесно-ориентированной терапии и арт-терапии). 229 Вопросы к зачету 1. Понятие «кризиса» и «кризисной ситуации» в психологии. 2. Совладеющее поведение детей и взрослых в кризисной ситуации. 3. Психологические особенности личности, переживающей кри -зис. 4. Насилие: понятие и виды. 5. Домашнее насилие. Семейные факторы, предрасполагающие к насилию. 6. Домашнее насилие. Цикл домашнего насилия. 7. Признаки насилия у детей и подростков. 8. Последствия насилия у детей и подростков. 9. Особенности социальной защиты жертв насилия в современ -ном обществе. 10. Агрессия и насилие. Понятие. Их отличительные особенности. 11. Синдром «child abuse». Понятие. 12. Физическое наказание как дескриптор (признак) деструктив -ных детско-родительских отношений. 13. Особенности семьи, применяющей насилие к детям. 14. Особенности оказания психологической помощи детям — жертвам насилия. 15. Методы психологической помощи пострадавшим от насилия. Основная литература 1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 2. БэронР., Ричардсон А- Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 3. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., РИПКРО, 1997. 4. КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 230
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.