Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61414

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

за изменениями, происходящими в мозге во время каждого конкретного вида деятельности. Разумеется, что обе методики — функциональная магнитно-резонансная томография и электроэнцефалография с локализацией источника — применялись в ходе проведенного в Мэдисоне эксперимента с участием ламы Ёзера.
И наконец, в лаборатории Дэвидсона применяется метод позитронной эмиссионной томографии, известный как ПЭТ-сканирование, при котором используются радиоактивные окрашивающие маркеры — они помогают следить за активностью нейротрансмиттеров в мозге. Это позволяет исследователям определять, какие именно из нескольких сотен нейрохимикатов участвуют в данном виде мозговой деятельности.
Если бы у Фрейда была возможность использовать такие методики, то его теории наверняка выглядели бы совсем иначе. В своей презентации на следующем заседании Дэвидсон планировал подробно остановиться на своих открытиях.
В третий день нашей дискуссии обзор роли мозга в деструктивных эмоциях, сделанный Дэвидсоном, инициировал переход от теории к практике, поскольку участникам были представлены наброски программы, призванной помочь людям не только преодолевать деструктивные эмоции, но и культивировать позитивные. Этот обзор стал поворотным моментом в нашей дискуссии.
За окном внезапно похолодало; небо затянуло тучами, и к обеду, по всей видимости, должна была начаться гроза. Простуженный Далай-Лама, похоже, чувствовал себя
11 Зак. 581
в тот день еще хуже. Несмотря на мрачную погоду и такое же настроение вокруг, Далай-Лама удивил нас, явившись на утреннюю сессию очень рано. Он с нетерпением ждал презентации Ричарда Дэвидсона о мозговых коррелятах деструктивных эмоций. Неожиданные вопросы и многочисленные реплики Далай-Ламы в ходе презентации свидетельствовали о его огромной заинтересованности.
После того как подтянулись остальные участники и наблюдатели, я начал заседание с перечисления ключевых моментов, которые подвели нас к теме этого дня. «Досточтимый Кусаласитто познакомил нас с моделью появления целого комплекса позитивных эмоций по мере того, как аффективные эмоции становятся все слабее. Эта модель позволяет нам надеяться на хорошие результаты в плане оценки возможностей человеческого развития, даже если не говорить о максимальном уровне реализации этих возможностей.
Затем вы, Ваше Святейшество, призвали нас перейти к рассмотрению возможностей практического применения — сосредоточиться на том, какой вклад люди могут внести в светскую этику и что полезного они смогут сделать для человечества. После этого мы коснулись роли заблуждения как основной причины аффективных эмоций. Именно эту тему разовьет сегодня Ричард Дэвидсон, когда будет рассматривать мозговые механизмы загрязняющих эмоций и Трех Ядов: вожделения, агрессивности и заблуждения.
Вы все знакомы с Ричардом Дэвидсоном — он был модератором предыдущей конференции Разума и Жизни. К тому же он входит в число самых выдающихся исследователей, работающих в стремительно развивающейся области, которая получила название аффективной нейронауки — науки об отношениях между мозгом и эмоциями».
Альтернативное образование
Дэвидсон начал свой путь к славе, когда впервые взял в свою руку электрод, — еще будучи старшеклассником Мидвудской средней школы в Бруклине, которая притягивала как магнит одаренных подростков со склонностью к наукам. Его занятие было самым что ни на есть прозаическим: он добровольно вызвался помогать сотрудникам лаборатории Маймонидского медицинского центра, и ему поручили очищать электроды, которые прикреплялись к головам людей для изучения их мозговых ритмов во время сна.
С тех пор электроды стали его основным инструментом. Теперь Дэвидсон — которого практически все, кто хотя бы немного знаком с ним, считают вправе называть Ричи — руководит лабораторией аффективной нейронауки при Висконсинском университете в Мэдисоне и возглавляет передовой отряд борцов за превращение психологии в науку о мозге.
Мы с Ричи знакомы давно — с того дня, как в 1972 году он, став аспирантом Гарварда, вошел в аудиторию, где Гари Шварц вел по понедельникам вечерний психофизиологический семинар, и занял место рядом со мной. Я только что вернулся из пятнадцатимесячной поездки в Индию, где изучал медитацию и традиционные психологические учения Азии по гарвардской стипендии для докторантов. Я записался на этот семинар, чтобы познакомиться с новыми методами психофизиологии, которые я собирался использовать в своих диссертационных исследованиях медитации как способа обуздания физических реакций на стресс. И, как оказалось, я — вместе с возможностью учиться у Шварца — стал одной из причин, по которым Ричи выбрал Гарвард.
Еще в Индии я опубликовал в очень скромном и известном лишь узкому кругу специалистов журнале «Jour
nal of Transpersonal Psychology» серию статей о медитации и ее воздействии на разум и тело. Ричи, который тогда учился в Нью-Йоркском университете и уже интересовался традициями Востока и изучением разума, умудрился отыскать эти статьи. И хотя он знал обо мне понаслышке и никогда не видел моей фотографии, интуитивно он выбрал место рядом со мной.
После занятий я предложил Ричи подвезти его домой на своем микроавтобусе «фольксваген», обклеенном фотографиями индийских йогов, тибетских лам и других духовных наставников, у которых я учился и с кем встречался во времена странствий по Индии. У Ричи, мир которого до той поры был ограничен Бруклином и студенческим городком Нью-Йоркского университета на Университетских холмах в Бронксе, эта фотогалерея в машине вызвала бурный восторг. «Она потрясла меня до глубины души», — признался он мне много лет спустя.
Во время этой поездки у нас состоялся долгий разговор о моем интересе к медитации и ее воздействии на людей; как выяснилось, мой интерес совпал с духовными и научными увлечениями самого Ричи. Это был один из тех моментов в жизни Ричи, когда он видел, что попал туда, куда ему было нужно: им овладело ощущение причастности и уверенности, он почувствовал, что нашел «то самое». Эта поездка стала для Ричи началом его «альтернативной аспирантуры», одиссеи, которая впоследствии привела его в Индию — он хотел поучиться у некоторых духовных наставников, о которых я рассказал ему в тот вечер.
Предвосхищение событий
Во время обучения в Гарварде мы с Ричи совместно написали научную статью, в которой доказывали, что тренировка внимания посредством медитации способна
влиять на свойства характера, вызывать длительные и благоприятные психобиологические изменения. Эта статья Дэвидсона впоследствии вырастет в теорию пластичности мозга и эмоций*. Но это произойдет намного позже; наши предположения слишком сильно опережали науку, чтобы она могла их поддержать.
Как ученый, Ричи всегда торопил события, отыскивая поводы и способы для изучения разума, от которых все остальные поначалу открещивались, а затем брали на вооружение. Даже в аспирантуре Нью-Йоркского университета Дэвидсон умудрился стать первопроходцем в области изучения механизмов создания ментальных образов, работая вместе с психологом Джудит Родин (теперь она занимает пост ректора Пенсильванского университета). В те времена в психологии властвовали бихевио- ристы, которые высмеивали любые попытки изучения внутреннего опыта и заявляли, что предметом научных исследований могут быть только действия, проявляющиеся вовне. Интерес Ричи к ментальным процессам, таким как создание образов, которые мы можем наблю
* См.: Дэвидсон Р., Гоулман Д. Роль внимания в медитации и гипнозе: психобиологическая точка зрения на трансформации сознания (Richard J. Davidson and Daniel J. Goleman, «The Role of Attention in Meditation and Hypnosis: A Psychobiological Perspective on Transformations of Consciousness». International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 25, 4 (1977): 291-308). В то же самое время Дэвидсон выступил соавтором еще одной статьи, показывающей, что способность к вниманию — способность игнорировать отвлекающие факторы и одновременно концентрировать внимание — связана со специфическими моделями ЭЭГ и что эта способность представляет собой континуум; Дэвидсон Р.Дж., Шварц Г.Э., Ротман Л.П. Стиль внимания и саморегуляция специфических режимов внимания: исследования с помощью ЭЭГ (R.J. Davidson, G.E. Schwartz, and L.P. Rothman, «Attentional Style and the Self-Regulation of Mode-Specific Attention



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь