Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50423

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Нейрофизиологической основой навыков является динамический стереотип -– индивидуальная система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.
Индивидуально своеобразны не только внешние исполнительские действия, но и внутренние – ориентировочно-интеллектуальные действия. Действия человека ориентируются и контролируются ценностными эталонами, схемами, поведенческими образцами. В поведении человека закрепляется его операционально-стереотипизированный поведенческий механизм, формируются его целевые и операциональные установки. Все это дает возможность идентифицировать личность по комплексу (синдрому) его поведенческих особенностей. (Преступник может и не оставить следов рук и ног на месте преступления, но он обязательно оставит там свой неповторимый поведенческий "отпечаток".)
Деятельность индивида – устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стереотипизированном поведенческом фонде. Этот фонд способов поведения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.

§ 4. Классификация волевых действий. Характеристика простых и сложных действий

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные.
Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение действия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в форме навыков.
В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта – сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части дороги, – центральный мыслительный компонент; непосредственное передвижение – моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону,– контрольный компонент.
В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Например, при стартовом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, а при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит, главным образом, от зрительной работы, – сенсорный. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на наличие сенсорного и двигательного компонентов, ведущим является центральный, мыслительный компонент действия.
Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Они характеризуются координационно-качественными и временными параметрами. Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называется временем реакции. Время реакции зависит от: модальности стимула; интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР); тренированности индивида; его установки на совершение данного действия; действующих органов тела (правая рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левая); сложности реакции.
Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Простая реакция – это ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Время простой сенсомоторной реакции в среднем равно 0,2 сек. Сложная реакция происходит при необходимости принятия решений (например, при красном свете – нажать на кнопку, а при зеленом – переключить тумблер).
При анализе действий, связанных с использованием техники, необходимо учитывать психофизиологические возможности оператора.
Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций; оно рассчитывается по следующей формуле: ВР (мсек) = 270n(n + 1), где n – число возможных альтернатив.
Все устройства отображения информации и управления должны соответствовать ряду эргономических требований, предусмотренных соответствующими ГОСТами.
Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппированы по их функциям или отношению к отдельным управляемым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть выделены размером, формой и цветом.
Воспринимая и перерабатывая информацию, оператор затрачивает на это время. Приведем некоторые данные:
обнаружение сигнала – 0,1 сек
фиксация предмета глазами – 0,28 сек
опознание простого сигнала – 0,4 сек
считывание показания стрелочного прибора – 1 сек
восприятие цифры или транспаранта – 0,2 сек
восприятие семизначного числа – 1,2 сек.
Время реакции на раздражители различной модальности различно. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительные – на световые, самое длинное – на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими.
При управлении техникой кроме времени реакции необходимо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления.
Приведем данные о времени движения различных органов человеческого тела.

Характеристика движений Время выполнения (сек)
Движение пальцами 0,17
Движение ладонью 0,33
Нажатие рукой,, ногой на педаль 0,72
Сгибание и разгибание ноги 1,33
руки 0,72

Приведем также некоторые инженерно-психологические данные о времени взаимодействия оператора с органами управления.
Включение одиночно расположенного тумблера 0,18 сек
Поворот переключателя 0,7 сек
Захват пальцами управляющего органа при наличии помех снизу или сбоку 0,3 сек
Разъединение двух предметов со значительным усилием 1,1 сек
Перемещение рычагов управления на 30–60 см 0,64 сек
Выдача команды посредством одной из 10 кнопок 0,6 сек
Выдача команды голосом (5–6 слов) 3,0 сек.

Итак, время перехода от восприятия оператором комплексной обстановки до изменения управляемой системы в нормальных условиях состоит из следующих слагаемых:
1. Обнаружение сигнала 0,1 сек
2. Распознавание зрительного образа 0,4 сек
3. Принятие решения 4–5 сек
4. Двигательная реакция (включая
взаимодействие с органами управления) 0,5сек
5. Реакция технической системы 3 сек
Всего 7–8 сек.

Время реакции лиц в возрасте 40–50 лет значительно возрастает (в 1,5 раза).
Итак, психофизиологические исполнительские возможности человека ограничены рядом факторов.
На более высоких, интеллектуальных уровнях деятельности оператора возникают еще более сложные психологические проблемы, связанные с закономерностями памяти, мышления и принятия решений.
Основные характеристики памяти оператора: 1) объем запоминаемой информации; 2) скорость запоминания; 3) длительность сохранения; 4) полнота и точность воспроизведения; 5) готовность к воспроизведению.
Особенно интенсивно загружается оперативная память оператора (сохранение текущей быстро изменяемой информации). Средний объем оперативной памяти составляет 7 ± 2 символов. Человек может устойчиво запомнить изменяющиеся данные не более чем двух одновременно происходящих процессов.
Основные функции оперативного мышления: принятие решений, планирование действий, решение оперативных задач. В ходе оперативного мышления оператор переводит образы воспринимаемых сигналов в динамический образ – моделирует состояние управляемого объекта. При непредвиденных отклонениях управляемого объекта от нормального режима функционирования, когда привычные способы регулирования непригодны для приведения системы в требуемое состояние, возникает необходимость быстрого решения оперативных нестандартных задач.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Белякова Елена Николаевна. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Мышление; thinking
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Загулина Т.В. Писаренко Н.А.. Проект «Осень»
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Пико делла Мирандола Дж. РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь