Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др. Психология науки Учебное пособие.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 29226
Автор: Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др.
Название: Психология науки Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Интерпретация различий между внутренним и внешним, которой мы придерживаемся, затрагивает другие параметры творчества. Под "внешним" понимается мотивация, исходящая не от предметно-исторического контекста научной деятельности, не от запросов логики ее развития, преломляющихся в побуждениях и замыслах отдельного исследователя, а от других форм его ценностной ориентации. Эти формы могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть представлены в самих глубинах его личности, и тем не менее они являются внешними. По отношению к чему? По отношению к развивающейся системе науки, в которой живет ученый со всеми своими привязанностя-ми, страстями и надеждами. Честолюбие, например, может служить могучим двигателем поведения, характеризующим самую сердцевину личности. И тем не менее оно - внешний мотив, поскольку научные занятия, им мотивируемые, выступают для него в виде средства достижения целей, внеположных для идущего собственными путями процесса развития научной мысли.
Этот процесс развертывается только благодаря энергии людей, мотивационный потенциал которых имеет как внешние, так и внутренние компоненты. Компоненты, о которых идет речь, находятся в сложном соотношении. Не следует придавать их различию оценочный смысл, считать, например, внешнюю мотивацию "хуже" внутренней. Понятия о внешнем и внутреннем требуют спецификации, и в нашем случае они определяются лишь по признаку отношения мотивации личности к тому, что задается наукой как таковой, как системой, движущейся по собственным законам. В поведении исследователя может доминировать любовь к истине. Но это еще не внутренний мотив. Чтобы стать таковым, он должен организоваться соответственно тому, чего требует в данный момент научно-идейная ситуация. Именно внутренний мотив побуждает погрузиться в нее, сосредоточиться на поиске тех решений, которые представляются эффективными. Действия ученого строятся по определенной программе. В ней содержится алгоритмизованное (рутинное) и неалгоритмизованное - то, что обычно относится к зоне научного поиска. Работа в этой зоне (наиболее сложная и ответственная часть деятельности ученого, требующая высшей концентрации всех его сил) идет по "сгибам" и "граням" познаваемого предмета и тем самым внутренне мотивируется, независимо от действия на нее внешних мотивов. Поэтому, например, эффективность труда ученого "внешне мотивированного", т. е. разрабатывающего идеи, выдвинутые другими, по классификации Пельца и Эндрюса, может оказаться значительной в тех случаях, когда эти идеи адекватны запро- 237 сам научного развития, а эффективность труда "внутренне мотивированного" работника - низкой в тех случаях, когда идеи, им выношенные, бесперспективны с точки зрения этих запросов. Один из первых исследователей психологии научного творчества А. Пуанкаре подчеркивал, что ученому приходится непрерывно производить выбор в широком спектре обступающих его идей и возможных решений. Сейчас мы не можем, как это было во времена Пуанкаре, объяснить этот непрерывный выбор (успешный или неудачный) словом "интуиция". Если применительно к познавательной стороне творчества это слово правомерно в том смысле, что указывает на своеобразие мыслительных процессов, совершающихся вне зоны осознанного, дискур-сивно-вербализованного мышления, то применительно к моти-вационной стороне творчества апелляция к интуиции как к причине выбора ничуть не лучше обращения к воле как к источнику произвольных действий или к душе как к агенту, регулирующему ход психических процессов. Это слово в данном случае лишь маскирует незнание действительных детерминант. Его непригодность в качестве объяснительного понятия сразу же обнаруживается, как только мы обратимся к реальному историческому процессу. Чтобы раскрыть мотивацию выбора определенной научной области или - в пределах этой области - предпочтение одного направления исследований многим другим, необходимо принять во внимание пересечение предметно-исторической, социальной и личностной координат научного творчества. Науке присущи собственные закономерности, действующие независимо от психологии и мотивов поведения отдельного ученого. Эти закономерности могут быть обобщены в соответствующих логических формах. Ориентируясь на них, мы получаем точку отсчета, отправляясь от которой может быть определена "зона ближайшего развития" ученого. Перед логикой и методологией интеллектуальная работа и ее продукты выступают в обобщенном виде, очищенном от всего, что несет на себе печать индивидуальности. Для нее, например, понятие о рефлексе выступает как распространение принципа механического детерминизма на поведение живых систем либо в лучшем случае как ряд сменяющих друг друга стадий в реализации этого принципа. В исторической же действительности за каждой такой стадией, приобретающей благодаря логико-методологическим идеализациям форму всеобщности и относительной цельности, стоит, начиная от определенного уровня, лишенная какого бы то ни было подобия единомыслия и единодействия, полная противоречий и конфликтов жизнь научного общества. Источником столкновений между ее членами являет- 238 ся не только внешняя мотивация в виде стремлений к приоритету, упрочению репутации и т. д. Если представить такой идеальный случай как полную аннигиляцию внешних мотивов у данного поколения ученых, то и тогда столкновение и борьба оставались бы могучим двигателем творчества, стимулируемого одной только внутренней мотивацией. Картина движения научного знания, рисуемая логикой и методологией, знакомит с некоторыми "средними итогами". Она ничего не говорит об истоках и реальных движущих силах процесса творчества, безлико представленного в итоговых формулах и схемах. В ней изображен мир, в котором нет творящей его личности. Если эту картину воссоздает исследователь, отличающийся диалектическим складом ума, он ориентируется на динамические аспекты построения знания, он говорит о революциях в науке, смене парадигм и т. п. Но и в этом случае движение вперед трактуется только как противоборство между "усредненным" субъектом и сопротивляющимся ему материалом, тогда как в действительности этот квазисубъект распадается на множество индивидуально-своеобразных центров, в каждом из которых работает собственная программа. Через столкновение этих своеобразных живых и растущих программ, инкорпорированных не в кибернетических устройствах (куда они попадают лишь на уровне логико-математической формализации), а в духовной среде творящего субъекта, и происходит преобразование предметного содержания в ткань научного мышления. В самой этой ткани ничего не остается от мотивационных импульсов. Для ее состава безразлично то, что Кеплера вдохновляла мистика неоплатонизма, а Фехнера - вера во вселенский параллелизм духовного и материального. В науке остались кеплеровские законы движения планет и установленная Фехнером логарифмическая зависимость интенсивности ощущения от интенсивности раздражителя. Для психологии же науки мотивация поиска - одна из центральных проблем. Ее разработка важна как для общей теории творчества, так и для правильной трактовки коренных вопросов формирования людей науки и организации их труда. Обсуждая проблему внутренней мотивации как фактора научного творчества, необходимо проанализировать ряд ее аспектов. Среди них выделяется в первую очередь вопрос о соотношении внешней и внутренней мотивации. Могучая роль мотивов, условно отнесенных нами к категории внешних, общеизвестна. Но они могут служить двигателем научной деятельности только посредством внутренней мотивации, которая создается в результате противоречия внутри познавательного поля между тем, 239 что уже формализовано (объективировано в форме надындивидуального социализированного знания), и тем, что надлежит формализовать данному субъекту, чтобы претендовать на преимущества, выраженные в терминах внешней мотивации. Очевидно, что в науке критерием успеха не могут служить внешние атрибуты и внешние блага сами по себе, хотя нередко именно их присвоение становится доминирующим мотивом деятельности ученого. Конфликты между внешней и внутренней мотивацией, их социальный и психологический смысл, пути их разрешения нуждаются в историко-научном и опытном исследовании. Большой интерес представляет также вопрос о роли внутренней мотивации в становлении личности ученого. Достаточно хорошо известно, что многие идеи при своем зарождении воспринимались как нелепые и антинаучные. Адекватную оценку они получали лишь впоследствии. Причины невосприимчивости ученых к открытиям и идеям своих коллег требуют специального анализа. Иногда, чтобы адекватно оценивать новую идею, нужно преодолеть сложившиеся логические стереотипы (логические не в смысле правил логического вывода, а в смысле научно-категориальных схем). Это требует интеллектуального напряжения, означающего не только логическую, но и мотивационную перестройку. Существует, вероятно (пока неизученное), и определенное "время реакции" для восприятия нового представления. Очевидно, здесь мы сталкиваемся с психологическими, а не сугубо логическими факторами. Ведь противникам новой идеи нельзя отказать в следовании логическим нормам, в строгости аргументации. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|