Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47115

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

жизнь, как запас понятий родного языка и структура речи, посредством которой осуществляются наши социальные контакты. Но употребление английского языка обычно воспринимается как совершенно периферический момент по отношению к сердцевине нашего существования. Другое дело, если бы какой-то иностранный захватчик запретил нам разговаривать на нашем родном языке. Тогда наш словарный запас, произношение и наша свобода пользоваться ими станут нам очень дороги и сольются с нашим чувством Я. То же касается и несметного множества наших социальных и психологических привычек, которые никогда, если они не сталкиваются с помехами, не рассматриваются в качестве существенных для нашего личного бытия.
Личность включает многие привычки, умения, системы координат, факты и культурные ценности, которые редко (или даже никогда) не ощущаются как теплые и важные. Но личность включает также нечто теплое и важное — те области жизни, которые мы рассматриваем как свойственные нам. Их я предлагаю временно называть достоянием или проприумом (proprium). Проприум включает все аспекты личности, образующие ее внутреннее единство.
Психологи, учитывающие наличие проприума, используют термины «я» (self) и «эго» (признавая их взаимозаменяемость) и определяют оба понятия с разной степенью узости или широты. Это чувство «свойственного нам» (какой бы термин мы ни применили для его обозначения) заслуживает внимательного рассмотрения. Нужно распознать главные функции и свойства проприума.
Для этой цели более шестидесяти лет назад Уильям Джеймс предложил простую таксономическую схему26. Он утверждал, что возможны два типа Я: Я эмпирическое и Опознающее. Я эмпирическое распадается на три вспомогательных типа: Я материальное, Асоциальное и Я духовное. На этой простой схеме он построил свое знаменитое тонкое описание разных «свойственных нам» состояний ума. Однако с точки зрения современных психоаналитических и экспериментальных исследований его схема едва ли адекватна, поскольку ей недостает современного «психодинамического аромата». Поэтому я с некоторым трепетом предлагаю несколько улучшенную (надеюсь, что это так) схему для анализа собственных аспектов личности. А к вопросу, необходимо ли понятие Я, мы вернемся позже.
11. Проприум
1. Телесное чувство. Первый аспект, с которым мы сталкиваемся, — это телесное Я. Кажется, что телесное Я состоит из потоков органических ощущений, идущих от внутренних органов, мышц, сухожилий, суставов, вестибулярных каналов и других частей тела. Специальное название для телесного чувства — ценестезия (coenesthesis). Обычно этот сенсорный поток ощущается смутно, часто мы его полностью не осознаем. Однако временами он хорошо очерчивается в сознании — например, при возбуждении, сопровождающем физические упражнения, или в моменты чувственного наслаждения или боли. Младенец, конечно, не знает, что такие переживания — «его». Но они наверняка формируют необходимый фундамент для его нарождающегося чувства Я. Малыш, который сначала плачет от нелокализованного дискомфорта, в ходе развития будет демонстрировать прогрессирующую способность идентифицировать дистресс как свой собственный.
26 James W Principles of Psychology N Y Henry Holt, 1890 Vol 1 Ch 10
Основные положения психологии личности 187
Телесное чувство на всю жизнь остается якорем для нашего самосознания, хотя одно оно никогда не объясняет целостного чувства Я настолько, чтобы помочь в его определении, даже, вероятно, у маленького ребенка, обладающего своими воспоминаниями, социальными сигналами и стремлениями. Но этому особому компоненту самосознания психологи уделяли значительное внимание — гораздо большее, чем другим столь же важным ингредиентам. Удивительно популярной была одна линия исследований, а именно попытка локализовать Я по специфическому телесному ощущению. Если задать такой вопрос, некоторые люди скажут, что они чувствуют свое Я в правой руке или во внутренних органах. Однако большинство согласится с Клапаредом, что ощущение Сфокусируется внутри головы посередине между глаз (слегка сзади). Именно этот циклопический глаз служит для нас точкой отсчета при оценке того, что лежит впереди и позади нас, справа или слева, над или под. Здесь, говоря феноменологически, находится локус эго27. В работах этого типа обнаруживается, что различные сенсорные элементы в ценестезийном потоке или различные выводы, сделанные на основе сенсорного опыта, могут в определенные моменты для определенных людей быть особенно заметны.
Меру интимности (собственности) телесного чувства можно увидеть, проведя в воображении небольшой эксперимент. Сначала подумайте о том, как вы сглатываете слюну, или просто сглотните. Затем представьте, что сплевываете слюну в стакан и выпиваете ее! То, что кажется естественным и «моим», вдруг становится отвратительным и чужим. Или представьте, как высасываете кровь из уколотого пальца, а затем представьте, как высасываете кровь из повязки на пальце! То, что я представляю интимно принадлежащим моему телу, — теплое и приятное; то, что я воспринимаю как отдельное от моего тела, в мгновение ока становится холодным и чужим.
Безусловно, органические ощущения (их локализация и узнавание), образующие телесное Я, являются сердцевиной становления. Но было бы серьезной ошибкой считать, что они одни объясняют наше ощущение «свойственного нам».
2. Самоидентичность. Сегодня я вспоминаю некоторые свои вчерашние мысли, и завтра я вспомню некоторые из своих вчерашних и сегодняшних мыслей, и я субъективно уверен, что это мысли того же самого человека. Несомненно, что в этой ситуации ведущую роль играет органическая непрерывность нервно-мышечной системы. Однако в этом процессе участвуют не только воспоминания, возможные благодаря сохраняющей способности нервных клеток. У младенца в первые месяцы жизни есть способность сохранения, но, по всей вероятности, у него нет чувства самоидентичности. Это чувство растет постепенно, отчасти как результат одевания, называния по имени и иных видов отделения от окружающего. Очень важен фактор социального взаимодействия. Это действия другого человека, к которым ребенок по-разному приспосабливается, что и заставляет его осознать, что он — не другой, а существует сам по себе. О трудности развития самоидентичности в детстве свидетельствует легкость, с какой ребенок деперсонализируется в игре и в речи28. У нас есть серьезные основания считать, что до возраста четырех-пяти лет личная идентичность, как ее воспринимает ребенок, нестабильна.
27 ClaparedeE Note sur la localisation du moi // Archives de psychologie 1924 Vol 19 P 172-182 Другая школа мысли делала значительный акцент на тотальном образе тела Его вариации отмечают изменения в ходе развития Например, Шилдер указывает, что при переживании ненависти сам образ тела сжимается, а при переживании любви — расширяется и даже феноменально оказывается включающим другого (Schilder P The Image and Appearance of the Human Body // Psyche Monograph London К Paul, Trench, Trubner Co , 1935 P 353)
2SAllportG W Personality A Psychological Interpretation N Y Henry Holt, 1937 P 159-165
188 Становление
Однако, начиная примерно с этого возраста, она становится надежнейшим из всех свидетельств, подтверждающих человеку факт его существования.
3. Возвеличивание эго. Теперь мы подходим к самому печально известному свойству проприума — его беззастенчивому эгоцентризму29. Многие авторы подчеркивали устойчивость этой черты в человеческой личности. Она связана с потребностью в выживании, ибо легко видеть, что мы от природы одарены импульсами к самоутверждению и эмоциями удовлетворенности собой и гордости. В нашем языке есть тому доказательства. Самым распространенным производным от эго является эгоизм, или себялюбие. Гордость, унижение, самоуважение, нарциссизм — столь заметные факторы, что, говоря об эго или Я, мы часто имеем в виду только этот аспект личности. Но все-таки любовь к себе может быть заметной в личности и без того, чтобы обязательно главенствовать. Как мы увидим, у «проприума» есть и другие грани и функции.
4. Расширение эго. Рассмотренные нами три грани «проприума» — телесное чувство, самоидентичность, эго-возвеличивание — развиваются у ребенка относительно рано. Их проявления производят впечатление, что они обладают биологической природой и исходят изнутри организма. Но вскоре, в связи с процессом научения, наше внимание обращается на объекты, которыми мы владеем и которые любим, а позднее — на идеи, которые нас побуждают и которым мы верны. Мы говорим здесь о любых объектах, которые человек называет «своими». В то же время эти объекты должны обладать важностью, ибо иногда наше чувство «обладания» не имеет аффективной окраски и, следовательно, не входят в проприум. Однако ребенок, идентифицирующийся с родителем, определенно расширяет свое чувство Я, это же он делает через свою любовь к домашним животным, куклам или другим объектам обладания — одушевленным или нет.
Становясь старше, мы идентифицируемся с группой, соседями и нацией так же, как с объектами нашего обладания, вроде одежды или дома. Они становятся для нас важными в том смысле, в котором семьи, нации или иное достояние других людей для нас такими не являются. Позднее в жизни процесс эго-расширения может идти через развитие приверженности и интересов, сосредоточенных на абстрактных идеях и на моральных и религиозных ценностях. Действительно, зрелость, по-видимому, характеризуется диапазоном и степенью чувства приверженности человека абстрактным идеалам.
5. Рациональный субъект. Согласно Фрейду, перед эго стоит задача сохранения организма как целого в контакте с реальностью, посредничества между бессознательными импульсами и внешним миром. Часто рациональное эго может справиться с этой задачей только путем изобретения и использования защит для предупреждения или снижения тревоги. Степень, в какой эти защитные средства определяют развитие личности, не осознавалась шестьдесят лет назад. Именно благодаря Фрейду мы лучше наших предшественников понимаем стратегии отрицания, вытеснения, перемещения, формирования реакции, рационализации и т. п.
Убежденность в значимости этих защитных механизмов и констатация высокой частоты их действия привела к забвению того, что рациональное функционирование проприума может также обеспечивать адекватное приспособление, точное планирование и относительно безупречное решение жизненных уравнений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь