|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58348
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 10.1. ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ
Пожилые люди нашего времени проживают свою жизнь в совершенно иных условиях, нежели протекала их молодость. Чтобы сориентироваться в современном предметном и технологическом мире, они должны учиться у детей. Их опыт, напротив, как правило, детьми не востребован, поскольку он не может быть использован в кардинально изменившемся мире. Для пожилых людей нашего века эта проблема становится осо- 272 бенно острой. В прежние времена взаимодействие между поколениями определялось тем, что новые поколения могли выжить, перенимая опыт, знания у старших. Опыт, мудрость пожилых имела общественную ценность и в определенной мере обусловливала благополучное выживание новых поколений. В теории М. Мид такие взаимоотношения между поколениями характерны для постфигуративной культуры34. Очевидно противоречие между богатством жизненного опыта, отражающего целостное отношение к прожитой жизни, и . его невостребованностью, а еще хуже — пренебрежительным к нему отношением. Невостребованность одного из главных достоинств пожилых людей — их опыта, конечно же, порождает и проблемы взаимоотношений, и проблемы личностного развития. Э. Эриксон характеризует проблемы этого периода следующим образом: «Не располагая ясным определением (целостности. — Р. Л.), я укажу несколько составляющих этого душевного состояния. Это накопленная уверенность эго в своем стремлении к порядку и смыслу. Это — постнарциссическая любовь человеческого эго — не себя (!) — как переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, как дорого за него заплачено. Это — принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти, и то, что, по необходимости, не допускало никаких замен; а это, в свою очередь, подразумевает новую, отличную от прежней любовь к своим родителям... Это товарищеские отношения с образом жизни и иными занятиями прошлых лет, в том виде, как они выражены в скромных результатах и простых словах былых времен и увлечений... Поэтому для отдельного человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится "вотчиной души", гарантией и знаком моральности 34 Подробнее см.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1983. 273 его происхождения» (Эриксон Э., 1996, с. 376-377). Обратное ощущению целостности состояние — отчаяние — «выражает сознание того, что времени осталось мало, слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать новые пути к целостности» (Там же, с. 377). Разрешение конфликта между потребностью восприятия своей жизни как целого, гармоничного и достойного пути и отчаянием приводит к появлению чувства удовлетворенности прожитой и проживаемой жизнью, появлением мудрости. Именно мудрость становится той ценностью, которая может быть востребована другими и которая позволяет пожилому человеку чувствовать себя достойно и уверенно. Таким образом, психологические проблемы возникают, если есть противоречие между: • осознанием прожитой жизни как бессмысленной, никому и самому человеку не нужной, и необходимостью эту жизнь продолжать; • имеющимся жизненным опытом, желанием его передать, поделиться им с другими людьми и невостребованностью этого опыта, его личностной и социальной недооценкой. Зарисовки из жизни Анализ прожитой жизни — отчаяние Иван Ильич — герой рассказа Л. Н. Толстого — тяжело заболел и уже в последний период своей болезни анализирует прожитую жизнь, отвечая на вопрос: правильно ли я прожил свою жизнь? «Ему пришло в голову то, что ему представлялось прежде совершенной невозможностью, то, что он прожил свою жизнь не так, как должно было, что это могло быть правда. Ему пришло в голову, что те его чуть заметные поползновения борьбы против того, что наивысше поставленными людь- 274 ми считалось хорошим, поползновения чуть заметные, которые он тотчас же отгонял от себя, — что они-то и могли быть настоящие, а остальное все могло быть не то. И его служба, и его устройства жизни, и его семья, и эти интересы общества и службы — все это могло быть не то. Он попытался защитить перед собой все это. И вдруг почувствовал всю слабость того, что он защищает. И защищать нечего было. "А если это так, — сказал он себе, — и я ухожу из жизни с сознанием того, что погубил все, что мне дано было, и поправить нельзя, тогда что ж?" Он лег навзничь и стал совсем по-новому перебирать всю свою жизнь. Когда он утром увидел лакея, потом жену, потом дочь, потом доктора, — каждое их движение, каждое их слово подтверждало для него ужасную истину, открывшуюся ему ночью. Он в них видел себя, все то, чем он жил, и ясно видел, что все это было не то, что все это был ужасный огромный обман, закрывающий и жизнь и смерть. Он стонал и метался и обдергивал на себе одежду. Ему казалось, что она душила и давила его. И за это он ненавидел их». Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Повести. Рассказы. М., 1999. С. 338. Невостребованность молодыми опыта старших Бабушка и дедушка всю жизнь сами ремонтировали свою квартиру и делали это успешно. Когда возникла необходимость в ремонте квартиры семьи сына, который проживает отдельно, они с энтузиазмом пришли на помощь. У них был опыт и в подготовке квартиры к ремонту, и в выборе необходимых материалов и инструментов. Но быстро выяснилось, что ни тех красок, ни тех обоев, ни инструментов, опыт использования которых у них был, уже не существует. А те новые стройматериалы, заполнившие магазины, им совершенно незнакомы. Разочарованные и обиженные, они остались не у дел. 275 10.2. ПЕРЕСТРОЙКА САМООТНОШЕНИЯ Перестройка самоотношения становится проблемой пожилого человека в том случае, если: • потеряна самокритичность в отношении той или иной стороны своей личности; • при неравномерно происходящих изменениях (физических, психических, социальных) в зоне внимания оказываются только одни и не учитываются ресурсы других сторон жизни; • наблюдается ригидность в самоотношении, которая переносится из прошлых возрастных периодов; • неправомерно акцентуируются временные децентрации (только на прошлое и т. п.). Принятие изменений, происходящих в себе, — особенность не только пожилого возраста. Начиная с периодов рефлексивного самоанализа, человек находится в состоянии самонаблюдения, замечая происходящие в нем изменения. И подросток, и юноша, и взрослый живут, наблюдая за изменениями в себе, осознавая их, принимая или не принимая, корректируя и сохраняя таким образом гармоничность Я-концепции, структуры личности. Но опыт динамического самоотношения предшествующих возрастов не всегда срабатывает в пожилом возрасте. Если раньше эти изменения носили преимущественно эволюционный характер, то теперь налицо инволюционные изменения. Они более очевидны, чем те позитивные приобретения, которые обнаруживаются с приходом старости. Существенную роль в динамике самоотношения начинает играть самооценка. Именно она должна меняться для того, чтобы изменилось самоотношение. Жизнь показывает, что становление самооценки различных сторон «Я» — долгий, постепенный, кропотливый процесс, и изменение самооценки не происходит быстро. Проблемы в самоотношении порож- 276 даются как следствие неизменившейся самооценки при уже изменившихся возможностях человека. Появляются противоречия между: • уже произошедшими негативными изменениями и прежним, неизмененным отношением к себе; • наступившими изменениями и отрицательным эмоциональным отношением к ним (эмоциональные переживания негативных изменений); • отношением к себе как социально значимому и самодостаточному человеку и зависимостью от других в удовлетворении своих биологических и социальных нужд. Зарисовки из жизни Критичность в самоотношении Наблюдая пожилого человека, который утратил критическое отношение к себе и, не имея физических сил, продолжает концертную деятельность, мой коллега, которому было 60 лет, требовал от меня: «Обещай, что когда я уже не буду соответствовать требованиям деятельности, но все еще буду пытаться ее выполнять, ты мне об этом скажешь» (он был преподавателем вуза). Он боялся, что тоже к определенному возрасту утратит адекватное самоотношение. Оптимистическое самоотношение «Мне тогда было восемьдесят пять лет. Люди, радуйтесь своему богатству, если вы видите и слышите в эти годы, если ноги у вас идут себе не спотыкаясь, колени не дрожат, как у пожилых генералов, и не хнычьте на какие-то старческие пустяки. Вы еще молоды! Я была молода в свои восемьдесят пять лет. И ноги, и глаза работали на славу, слух — як нему привыкла и даже любила свою глуховатость, потому что она, как хорошее кухонное ситечко, пропускает в мои уши только главное, а не разный разговорный хлам, который не заполняет, а «проводит» драгоценное время. Я была так мо- 277 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|