Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58348

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

10.1. ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ
Пожилые люди нашего времени проживают свою жизнь в совершенно иных условиях, нежели протекала их молодость. Чтобы сориентироваться в современном предметном и технологическом мире, они должны учиться у детей. Их опыт, напротив, как правило, детьми не востребован, поскольку он не может быть использован в кардинально изменившемся мире. Для пожилых людей нашего века эта проблема становится осо-
272
бенно острой. В прежние времена взаимодействие между поколениями определялось тем, что новые поколения могли выжить, перенимая опыт, знания у старших. Опыт, мудрость пожилых имела общественную ценность и в определенной мере обусловливала благополучное выживание новых поколений. В теории М. Мид такие взаимоотношения между поколениями характерны для постфигуративной культуры34.
Очевидно противоречие между богатством жизненного опыта, отражающего целостное отношение к прожитой жизни, и . его невостребованностью, а еще хуже — пренебрежительным к нему отношением. Невостребованность одного из главных достоинств пожилых людей — их опыта, конечно же, порождает и проблемы взаимоотношений, и проблемы личностного развития.
Э. Эриксон характеризует проблемы этого периода следующим образом: «Не располагая ясным определением (целостности. — Р. Л.), я укажу несколько составляющих этого душевного состояния. Это накопленная уверенность эго в своем стремлении к порядку и смыслу. Это — постнарциссическая любовь человеческого эго — не себя (!) — как переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, как дорого за него заплачено. Это — принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти, и то, что, по необходимости, не допускало никаких замен; а это, в свою очередь, подразумевает новую, отличную от прежней любовь к своим родителям... Это товарищеские отношения с образом жизни и иными занятиями прошлых лет, в том виде, как они выражены в скромных результатах и простых словах былых времен и увлечений... Поэтому для отдельного человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится "вотчиной души", гарантией и знаком моральности
34 Подробнее см.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1983.
273
его происхождения» (Эриксон Э., 1996, с. 376-377). Обратное ощущению целостности состояние — отчаяние — «выражает сознание того, что времени осталось мало, слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать новые пути к целостности» (Там же, с. 377).
Разрешение конфликта между потребностью восприятия своей жизни как целого, гармоничного и достойного пути и отчаянием приводит к появлению чувства удовлетворенности прожитой и проживаемой жизнью, появлением мудрости. Именно мудрость становится той ценностью, которая может быть востребована другими и которая позволяет пожилому человеку чувствовать себя достойно и уверенно.
Таким образом, психологические проблемы возникают, если есть противоречие между:
• осознанием прожитой жизни как бессмысленной, никому и самому человеку не нужной, и необходимостью эту жизнь продолжать;
• имеющимся жизненным опытом, желанием его передать, поделиться им с другими людьми и невостребованностью этого опыта, его личностной и социальной недооценкой.
Зарисовки из жизни
Анализ прожитой жизни — отчаяние
Иван Ильич — герой рассказа Л. Н. Толстого — тяжело заболел и уже в последний период своей болезни анализирует прожитую жизнь, отвечая на вопрос: правильно ли я прожил свою жизнь?
«Ему пришло в голову то, что ему представлялось прежде совершенной невозможностью, то, что он прожил свою жизнь не так, как должно было, что это могло быть правда. Ему пришло в голову, что те его чуть заметные поползновения борьбы против того, что наивысше поставленными людь-
274
ми считалось хорошим, поползновения чуть заметные, которые он тотчас же отгонял от себя, — что они-то и могли быть настоящие, а остальное все могло быть не то. И его служба, и его устройства жизни, и его семья, и эти интересы общества и службы — все это могло быть не то. Он попытался защитить перед собой все это. И вдруг почувствовал всю слабость того, что он защищает. И защищать нечего было. "А если это так, — сказал он себе, — и я ухожу из жизни с сознанием того, что погубил все, что мне дано было, и поправить нельзя, тогда что ж?" Он лег навзничь и стал совсем по-новому перебирать всю свою жизнь. Когда он утром увидел лакея, потом жену, потом дочь, потом доктора, — каждое их движение, каждое их слово подтверждало для него ужасную истину, открывшуюся ему ночью. Он в них видел себя, все то, чем он жил, и ясно видел, что все это было не то, что все это был ужасный огромный обман, закрывающий и жизнь и смерть. Он стонал и метался и обдергивал на себе одежду. Ему казалось, что она душила и давила его. И за это он ненавидел их».
Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Повести. Рассказы. М., 1999. С. 338.
Невостребованность молодыми опыта старших
Бабушка и дедушка всю жизнь сами ремонтировали свою квартиру и делали это успешно. Когда возникла необходимость в ремонте квартиры семьи сына, который проживает отдельно, они с энтузиазмом пришли на помощь. У них был опыт и в подготовке квартиры к ремонту, и в выборе необходимых материалов и инструментов. Но быстро выяснилось, что ни тех красок, ни тех обоев, ни инструментов, опыт использования которых у них был, уже не существует. А те новые стройматериалы, заполнившие магазины, им совершенно незнакомы. Разочарованные и обиженные, они остались не у дел.
275
10.2. ПЕРЕСТРОЙКА САМООТНОШЕНИЯ
Перестройка самоотношения становится проблемой пожилого человека в том случае, если:
• потеряна самокритичность в отношении той или иной стороны своей личности;
• при неравномерно происходящих изменениях (физических, психических, социальных) в зоне внимания оказываются только одни и не учитываются ресурсы других сторон жизни;
• наблюдается ригидность в самоотношении, которая переносится из прошлых возрастных периодов;
• неправомерно акцентуируются временные децентрации (только на прошлое и т. п.).
Принятие изменений, происходящих в себе, — особенность не только пожилого возраста. Начиная с периодов рефлексивного самоанализа, человек находится в состоянии самонаблюдения, замечая происходящие в нем изменения. И подросток, и юноша, и взрослый живут, наблюдая за изменениями в себе, осознавая их, принимая или не принимая, корректируя и сохраняя таким образом гармоничность Я-концепции, структуры личности. Но опыт динамического самоотношения предшествующих возрастов не всегда срабатывает в пожилом возрасте. Если раньше эти изменения носили преимущественно эволюционный характер, то теперь налицо инволюционные изменения. Они более очевидны, чем те позитивные приобретения, которые обнаруживаются с приходом старости.
Существенную роль в динамике самоотношения начинает играть самооценка. Именно она должна меняться для того, чтобы изменилось самоотношение. Жизнь показывает, что становление самооценки различных сторон «Я» — долгий, постепенный, кропотливый процесс, и изменение самооценки не происходит быстро. Проблемы в самоотношении порож-
276
даются как следствие неизменившейся самооценки при уже изменившихся возможностях человека. Появляются противоречия между:
• уже произошедшими негативными изменениями и прежним, неизмененным отношением к себе;
• наступившими изменениями и отрицательным эмоциональным отношением к ним (эмоциональные переживания негативных изменений);
• отношением к себе как социально значимому и самодостаточному человеку и зависимостью от других в удовлетворении своих биологических и социальных нужд.
Зарисовки из жизни
Критичность в самоотношении
Наблюдая пожилого человека, который утратил критическое отношение к себе и, не имея физических сил, продолжает концертную деятельность, мой коллега, которому было 60 лет, требовал от меня: «Обещай, что когда я уже не буду соответствовать требованиям деятельности, но все еще буду пытаться ее выполнять, ты мне об этом скажешь» (он был преподавателем вуза). Он боялся, что тоже к определенному возрасту утратит адекватное самоотношение.
Оптимистическое самоотношение
«Мне тогда было восемьдесят пять лет. Люди, радуйтесь своему богатству, если вы видите и слышите в эти годы, если ноги у вас идут себе не спотыкаясь, колени не дрожат, как у пожилых генералов, и не хнычьте на какие-то старческие пустяки. Вы еще молоды! Я была молода в свои восемьдесят пять лет. И ноги, и глаза работали на славу, слух — як нему привыкла и даже любила свою глуховатость, потому что она, как хорошее кухонное ситечко, пропускает в мои уши только главное, а не разный разговорный хлам, который не заполняет, а «проводит» драгоценное время. Я была так мо-
277



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь