|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379530
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ
Классификация всех человеческих потребностей представляется невыполнимой задачей. Однако Абрахаму Маслоу (Abraham Maslow, 1970), работы которого внесли значительный вклад в исследование мотивации, удалось классифицировать человеческие потребности и мотивы, построив иерархическую модель мотивации в виде пирамиды. В соответствии с этой моделью потребности, находящиеся на вершине пирамиды, могут влиять на поведение людей лишь после того, как удовлетворены потребности, находящиеся на низлежащих уровнях. В основание пирамиды Маслоу поместил каждодневные физиологические потребности, необходимые человеку: потребности в пище, утолении жажды, отдыхе, выделении из организма продуктов обмена веществ и т. д. На следующий уровень Маслоу поставил потребность во внешних раздражителях.* К этому уровню относится потребность изучать мир и удовлетворять свое любопытство. Затем следует потребность в безопасности. На следующей ступеньке пирамиды находятся потребности в любви и привязанности. На этом, четвертом уровне, появляется потребность в дружбе. Поднимаясь на ступеньку вверх, человек попадает уже на уровень потребности в самоуважении. До последнего уровня поднимаются очень немногие. На нем происходит полная реализация потенциала человека. Маслоу назвал самую верхнюю ступень своей иерархии потребностью в самоактуализации. * В классической иерархии потребностей по Маслоу, традиционно состоящей из пяти уровней — 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и привязанности; 4) потребности в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации — данная потребность входит в первый уровень. (Прим. науч. ред.) Согласно модели Маслоу, люди в течение всей жизни постоянно двигаются по этой пирамиде вверх-вниз. Даже в течение одного дня они поочередно испытывают различные потребности, то есть перемещаются с одного уровня пирамиды на другой. Но пирамида Маслоу похожа и на лестницу, по которой люди карабкаются всю жизнь, чтобы подняться на следующую ступеньку. Допустим, человек находится на одной из верхних ступенек пирамиды. Например, для некой женщины в определенный момент ее жизни насущными являются потребность в одобрении и оценке со стороны окружающих и чувство собственного достоинства. Вдруг грабитель направляет ей в спину пистолет. Она мгновенно спустится на две ступеньки вниз, чтобы удовлетворить внезапно возникшую потребность в безопасности. Когда одна из нижних ступенек по тем или иным причинам «выпадает», человеку необходимо спуститься на это место и «восстановить» ее, чтобы удовлетворить соответствующие потребности. Однако, как правило, этот человек затем быстро возвращается на прежний, более высокий уровень. Иерархическая модель Маслоу была подвергнута критике. Некоторые утверждали, что очень часто люди одновременно испытывают несколько потребностей. Кроме того, существуют значительные индивидуальные отклонения от этой модели. Например, по Маслоу невозможно объяснить, почему порой люди не предают своих убеждений, даже если им приходится голодать или выдерживать пытки. Само-актуализация: высшая потребность человека согласно иерархии Маслоу; потребность в развитии и реализации своего потенциала. Упражнение 7.8 Макс почти двое суток не спал, готовясь к защите проекта. Ему ужасно хотелось произвести впечатление на преподавателя и сокурсников, продемонстрировав свои незаурядные способности в области художественного конструирования. Но вдруг у него пропал всякий интерес к работе. Ему страшно захотелось спать. Объясните, опираясь на иерархическую модель потребностей Маслоу, что произошло с мотивацией Макса. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ При попытке сформулировать определение самоактуализации у Маслоу возникли трудности. Он считал, что у всех людей есть определенные еще не выраженные таланты или способности, которые им хочется реализовать или актуализировать. Когда все низшие потребности человека удовлетворены, человек может посвятить себя реализации своего потенциала. Личностный рост — это непрерывный процесс, позволяющий человеку самовыразиться и полностью реализовать имеющийся у него потенциал. Развитие личности часто является целью психотерапии. Однако если в отдельных культурах индивидуализм играет важную роль, то в некоторых других развитие личности не является универсальной целью. А во многих культурах на первое место поставлены семейные или групповые ценности (Greenfield, 1992). Пытаясь определить характерные качества людей, достигших уровня реализации потребности в самоактуализации, Маслоу исследовал жизнь сорока девяти человек, которые, по его мнению, максимально реализовали свой личностный потенциал. Среди них Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Уильям Джеймс и Джейн Адаме. Оказалось, что личностям, достигшим высокого уровня самоактуализации, присущи следующие качества. • Честность и бескорыстие. Они способны на объективность и альтруизм. • Креативность. Люди ведут себя естественно и непосредственно, им нравятся нестандартные решения. • Терпимость. Они полностью принимают самих себя и готовы принять окружающих такими, какие они есть. • Жизнелюбие. Они обладают способностью полностью погружаться в какую-либо деятельность и радоваться даже самым простым вещам. • Чувство юмора. Они умеют ценить остроумие и юмор, их легко рассмешить. • Чуткость. Они испытывают глубокую симпатию и сочувствие к другим людям. Рис. 7.4. Иерархическая модель потребностей по Маслоу. По мнению Маслоу, в нашем мире очень мало людей, которым действительно удалось полностью раскрыть и реализовать свой потенциал. Он обследовал около трех тысяч студентов и только об одном из них смог сказать, что он — самоактуализировавшаяся личность. Среди людей более зрелого возраста такие, безусловно, встречаются чаще, однако не настолько, чтобы это можно было считать явлением широко распространенным. Большинство людей не поднимаются выше уровня потребности в одобрении и уважении. Им так и не удается достигнуть самоактуализации и полностью реализовать свой потенциал. Намного больше людей испытывают то, что Маслоу назвал вершинным переживанием. Вершинное переживание — это очень короткое, почти мгновенное ощущение безграничного счастья и полноты жизни. Человек может испытывать это чувство, созерцая живописный закат, держа на руках ребенка, пробежав марафонскую дистанцию, создав скульптуру или встретившись с любимой после долгой разлуки. Вершинное переживание приносит то же чувство радости и полноты жизни, что и самоактуализация. Однако это состояние быстро проходит. Упражнение 7.8 Бэт работает в приемном покое больницы скорой помощи, расположенной в центре города, и ей часто приходится иметь дело с пациентами или их родственниками, которые испуганы и недоверчиво относятся к медицинским работникам. Даже если ей грубят, она не жалеет времени на то, чтобы спокойно поговорить с людьми. Старшая сестра критикует ее за потерю времени, но Бэт сочувствует пациентам, которые испытывают сильную физическую боль, и их родственникам, переживающим за своих близких. В приемном покое она выражает им свое участие, но в то же время старается быть веселой. Ей действительно удается подбодрить больных и самой оставаться жизнерадостной. Несмотря на то что грубость ей неприятна, она старается концентрировать внимание на хороших качествах людей и не забывать о чувстве юмора. Какие из качеств Бэт характерны для уровня реализации потребности в самоактуализации? Вершинное переживание: кратковременное ощущение обезграничного счастья и полноты жизни. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ Абсолютно все, что вы делаете, имеет либо внутреннюю, либо внешнюю мотивацию. Если вы занимаетесь какой-либо деятельностью потому, что она вам нравится, это означает, что вами движет внутренняя мотивация. Деятельность сама по себе приносит вам удовлетворение. Предположим, вам нравится смотреть по телевизору футбол воскресными вечерами. Вам приятно просто сидеть и наблюдать за игрой. Если ваши домочадцы не интересуются футболом, то такая внутренняя мотивация у них отсутствует. Теперь предположим, вы хотите, чтобы ваш друг смотрел футбол вместе с вами. Для этого вам придется использовать какой-нибудь внешний стимул. Внешний стимул — это вознаграждение, поступающее извне. За то, что ваш друг будет смотреть футбол вместе с вами, вы, например, можете предложить ему что-нибудь вкусное, билеты на концерт или деньги. Но такое вознаграждение и мотивирует вашего друга только внешним образом — он будет сидеть рядом с вами и скучать. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|