Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52314

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Опубликованные программы по оптимизации труда в Скандинавии и США демонстрируют полезность применения подобных методов для повышения профессиональной устойчивости человека* Тем не менее, иногда получаемые результаты не соответствуют ожидаемому. Практические неудачи обычно объясняются плохой организацией прикладной работы и неправильным применением разработай иых схем оптимизации. Одкако исходное предположение о том, чт. некоторая общая схема будет удовлетворительной для всех членов определенной профессиональной группы, представляется необоснованным. Возможности работающих, их индивидуальные особенности и потребности, даже при выполнении одной и той же задачи, существенно различаются. Поэтому широко используемые в настоящее время методы оптимизации труда способствуют повышению психологического и физического комфорта у многих яиц, но не приносят пользы или даже ухудшают состояние других.
Согласно трансактной модели, переживание стресса можно снизить за счет изменения когнитивной оценки- В житейских ситуациях это связано с применением таких социально разрешаемы* средств, как алкоголь и никотин (а до недавнего времени и легкие наркотики), а также слабые транквилизаторы общего профиля. Продолжительное использование этих средств может привести к частичной или полной зависимости от ник, и, следовательно, их нельзя считать действительно приемлемым способом борьбы со стрессом,
Мощным средством преодоления стресса являются психологическое консультирование и другие формы психотерапевтической помощи, В дополнение к ним могут использоваться фармакологические препараты. Meichenbaum (1975) описал процедуры обучения человека определенным навыкам поведения в моделируемой стрессовой ситуации, направленные на формирование у испытуемых собственных оценочных суждений и приемов приспособления. Этот метод, применяемый вместе с релаксационными упражнениями в период острых переживаний стресса, оказывается весьма эффективным. Двумя другими традиционными методами достижения большего соответствия в системе "человек - работа" являются профессиональный отбор и подготовка кадров. Они используются, главным образом, для тех профессиональных групп, которые требуют средней и высшей квалификации (например, конторские служащие, контро-
219
леры, управленцы й др.), а не в простых и однообразных видах промышленного труда. Однако становится все более очевидным, что не только руководящие кадры, но и простые рабочие на конвейерах подвержены негативному влиянию стресса. Следовательно, одной из перспективных линий развития исследований будет анализ навыков преодоления стресса, свойственных различным видам неквалифицированного труда с последующей разработкой адекватных методов профотбора и обучения. Для работы в производственных условиях определение понятия навыка нуждается в переосмыслении и расшифровке, поскольку двигательные стереотипы, отрабатывающиеся в процессе профобучения1 являются только частью целостной системы навыков и стратегий, формирующихся в процессе профессиональной деятельности,
Изменения на уровне физиологического реагирования также используется как средство управления стрессом. В зависимости от ситуации физиологические реакции могут быть понижены или заблокированы- Приведем несколько примеров. У некоторых лиц склонность к тахикардии усугубляет переживание стресса (Schachter & Singer, 1962). Такие лекарства, как практрлол и пропанолол, снижают стресс путем уменьшения тахикардии. Carlsson и др. (1972) показали, что возрастание концентрации свободных жирных кислот (фактор риска для сердечно-сосудистых заболеваний), вызванных адреналиновой реакцией на стресс, может блокироваться предварительным принятием небольшой дозы никотиновой кислоты, В серии экспериментов (Simpson, Сох & Rothchild, 1974) было показано, что принятие глюкозы может компенсировать вредное влияние шума умеренной интенсивности на выполнение ряда психомоторных задач. Более того, этот эффект зависит от силы оказываемого воздействия. Как следует из неопубликованных данных тех же авторов, уровень выполнения задач остается постоянным, если одновременно происходит постепенное нарастание шума и увеличение количества принимаемой глюкозы.
Теории несоответствия: исследования в Ноттингеме
Особого внимания заслуживают определения и модели стресса, которые рассматривают его как динамический процесс, приводящий человеческие способности и ресурсы в соответствие с предъявляемым требованием. Хотя различные авторы вносят в них ряд дополнений, в их основе лежит одно общее предположение, согласно которому причиной возникающих трудностей и переживаний стресса является дисбаланс между требованиями и условиями внешней среды и возможностями человека. В соответствии с этим, такие подходы были обозначены как модели или теории несоответствия. К основным сторонниками этих моделей принадлежит Caplan с группой своих со-
220
трудников (Мичиган, США) и авторы настоящей работы (Ноттингем, Великобритания). Одним из нас этот подход был недавно использован в качестве основы для анализа производственной психологии в целом, позволивший объединить множество ее различных аспектов (Сох, 1980; Сох & Mackay, 1979).
Обе названные исследовательские группы используют свои теоретические и методические разработки для изучения последствий влияния различных видов профессиональной деятельности на человека. Мичиганская группа более известна по своему часто цитируемому докладу 'Требования работы и здоровье рабочих11 (Caplan et alv 1975)* Работающая в Британии группа из Ноттингема занималась лонгаттодными исследованиями монотонного труда,
Программа проведенных исследований имела две цеди: практическую и теоретическую. Первая касалась разработки общей стратегии изучения производственных стрессов, определения возможных источников их возникновения и детализации способов их оценки. Другой целью являлось создание модели, объясняющей характер влияния факторов, обусловленных однообразием труда. Результаты проделанной работы уже опубликованы (Сох, 1980). В основе проведенных исследований лежала комплексная программа управляемых моделирующих экспериментов и прикладных обследований в отдельных областях промышленности. В качестве обобщающих результатов проведенной работы нам удалось выделить перечень стрессогенных факторов> присущих монотонным видам труда (Сох, 1980) и описать как минимум два типа доминирующих реакций: эффект скуки и взаимосвязь фактора оплаты труда с требуемым темпом работы.
Эти относительно ранние исследования привели в дальнейшем к более глубокому изучению монотонного труда 1 в частности со стороны требований к вниманию и здоровью работающих, а также к анализу работ с "разумными" машинами, которые могут быть прототипом создаваемых на волне автоматизации нового поколения технических средств.
Заключение
Понятие стресса не является единственно верным в любом из описанных выше исследовательских подходов и может быть заменено каким-либо другим термином. Однако с его помощью можно кратко и емко охарактеризовать обширную область исследований. Его пригодность даже выходит за рамки очевидного, так как позволяет выделить то общее, что объединяет различные проблемы, процессы и эффекты. Возможно, это "общее1* и не является таким уж всеобъемлющим, как это предполагалось Selye. Тем не менее трудно не согласиться, что оно все же существует. Как следует из всего сказанного
221
выше, наиболее адекватные модели и теории стресса выделяют динамическую природу этого явяения. В современных моделях подчеркивается ключевая роль несоответствия между требованиями, предъявляемыми к человеку, и его возможностями справиться с ними. По всей видимости, это именно те направления, по которым будут развиваться в будущем перспективные подходы к анализу стресса.
Литера туга
Appley, М+Н+, and Trumbull, R. (1967)4 Psychological Stress. Appieton-Century-Crofts, New York.
Ax, A. F-0953). The physiological differentiation between fear and anger in humans. Psychosomatic Medicine, 15, 433,
Breggin, P.R. (1964). The psychophysiology of anxiety. Journal of Nervous and Mental Diseases, 139,558-569.
Broadbent, D.E. (197 L). Decision and Stress. Academic Press, London.
Buzzard, R.B. (1973), A practical look at industrial stress. Occupation Psycho* logy, 47t SI.
Caplan, R,D. Cobb, S., French, J.P.R., Van Harrison, R., and Piraieau, S,R. (1975). Job demands and worker health: main effects and occupational differences. US Departament of Health, Education and Welfare, Washington, DC.
Cariestam, C^ Karlsson, C, and Levi, L. (1973), Stress and disease in response to exposure to noise: a review, Proceedings of the international congress on noise as a public health hazard, Dubrovnik: Environmental Protection Agency.
Carlsson, L.A., Levi, L., and Ото, L. (1972)+ Stressor-induced changed in plasma lipids and urinary excretion of catecholamines, and their modification by nicotinic acid- In Levir L. (ecL) Stress and Distress in Response to Psychosocial stimuli. Pergaraom, Oxford.
Cox, T+ (1978), Stress, Macmillan, London.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь