|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58355
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке • между желанием оставаться вечно молодой и неминуемой старостью;
• между идеальным «Я» и реальным «Я»; • между желанием найти единственного, идеального мужчину и несуществованием идеала в природе. 5. Анализ противоречий: В данном возрастном периоде для женщины очень важны семейные отношения и стабильность, благодаря которой она обретает и принимает себя. В отсутствие этой стабильности и защищенности возникает панический страх постареть, неготовность к старости; когда процессы старения дают о себе знать, наступает депрессия, ощущение безысходности. 6. Поэтапный анализ возникновения проблемы: Зарождение: • непринятие семьей в юности; • желание вырваться из нищеты; • постоянный поиск мужчины; • неготовность к старости, строительство воздушных замков. Кульминация: • отсутствие стабильности во взаимоотношениях с мужчинами; • осознание, но непринятие приближающейся старости; • взросление дочери. Последствия: депрессия, суицид. 7. Последствия разрешения и неразрешения проблемы: Последствия неразрешения проблемы: депрессия и суицид. В случае разрешения проблемы произошло бы принятие себя, смирение и менее болезненный переход к старости. 8. Стратегии предупреждения и разрешения проблемы: Предупреждению проблемы могли послужить другие взаимоотношения с семьей в юности, обретение стабильных семейных отношений, основанных на любви и доверии, нахождение единственного спутника жизни, создание стабильной 269 семьи, принятие себя, готовность к переходу из одного возрастного периода в другой. Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.) 1. Проблемная ситуация: П., мужчина 57 лет, физик. Всю жизнь проработал научным сотрудником на кафедре. Выполнял работу, все «дивиденды» (имя, заработок, участие в конференциях, поездки за границу и т. д.) от которой получал его начальник. Оглянувшись на свою жизнь, понял, что работал «за идею». Раньше работа казалась интересной, а теперь потерял интерес. Не понимает, чем он всю жизнь занимался и зачем. Захотел как-то реализоваться, но до пенсии остается всего несколько лет. 2. Проблема: невозможность самореализации. 3. Внешние признаки, говорящие о наличии проблемы: общая подавленность, постоянная задумчивость, уход в себя, пессимизм, в то же время нервозность, резкая реакция на близких. 4. Противоречие, порождающее проблему: между сложившимися ценностями и реальной ситуацией, в которой эти ценности перестают признаваться в социуме. 5. Анализ противоречий: Проблема является закономерной для данного возрастного периода, так как находится в рамках пенсионного кризиса: осмысление прожитой жизни, утрата перспективы, потеря смысла жизни. 6. Поэтапный анализ возникновения проблемы: Зарождение: • изменение экономического положения в стране; • наличие большого количества способов зарабатывания денег; • сравнение себя с другими. Развитие: • появление с приближением пенсионного возраста мыслей о материальном состоянии на пенсии; 270 • актуальная необходимость обеспечивать семью; • заработок жены превышает доход мужа; • дети периодически упрекают в том, что «не зарабатывает денег»; • занятие всей жизни не приносит желаемого морального и материального удовлетворения. Кульминация: желание все бросить, уволиться с работы; необходимость принять решение о том, что делать дальше. 7. Разрешение проблемы: П. нашел в себе силы рассказать родным о своих переживаниях (проговорил то, что его тревожит, разрядился). После этого объявил начальнику о своем желании уволиться, на что начальник предложил ему звание доцента и возможность преподавать. Нашел дополнительную работу — преподавателем на подготовительных курсах. Таким образом, приняв решение и взяв ответственность на себя, П. начал предпринимать конкретные шаги. 8. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Положительные последствия разрешения проблемы: могут быть найдены новые пути развития, возвращение смысла жизни, положительные изменения в профессиональной жизни, новые возможности самореализации. Последствия неразрешения проблемы: депрессия, потеря смысла жизни, уход с работы. 9. Предупреждение проблемы: поиск работы, которая соответствовала бы духовным ценностям. Своевременное внимание к проблемам самоактуализации, обращение к логотера-пии. Глава 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ (61-74 года — мужчины, 56-74 года — женщины) Факторы, влияющие на проблемы развития в пожилом возрасте: • состояние здоровья; • законы по социальной защите и медицинской помощи пожилым людям; • микросоциум (семья); • ценностно-смысловые установки культуры в отношении старости. Проблемы: • целостность против отчаяния; • перестройка самоотношения; • отношения с родственниками (синдром «опустошения гнезда»); • потеря социальной активности (отсутствие четкого жизненного ритма, одиночество); • утрата смысла жизни (страх смерти). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|