Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60356

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

затормозить импульс, прежде чем он начнет проявляться. Тогда в нашем распоряжении окажется очень маленький временной промежуток. С научной точки зрения нет ничего, что могло бы свидетельствовать о возможности растянуть этот момент, поймать импульс, прежде чем начнется процесс выражения. Я не встречал такой идеи в научной литературе.
Когда кто-то развивает свою способность к подобному распознаванию до высокой степени мастерства, то к чему это приводит? К фактическому замедлению процесса или к оттачиванию интеллекта и ускорению его работы? И существует ли способ отличить первое от второго, если смотреть с научной точки зрения? Что нам следует искать?»
Далай-Лама ответил не раздумывая: «В некоторых буддийских текстах упоминаются йогины, обладающие высокими уровнями реализации и способные растягивать мгновение в зоны (периоды, длящиеся великое множество лет) и сжимать зоны в одно мгновение, но в этих случаях всегда делается одна важная оговорка: все это происходит только в сознании самих йогинов. Поэтому, например, если рядом с нами находится йогин, который растягивает мгновения в вечность, то на время людей, живущих здесь и сейчас, этот эффект не распространяется — это всего лишь субъективное впечатление. Другими словами, это вопрос развития индивидуальной способности распознавания. Однако процесс появления эмоции все же можно замедлить. Какое-то время для борьбы с ментальными загрязнениями мы, несомненно, должны выиграть».
Причина «цепляния»
«А теперь я хочу предупредить себя и всех присутствующих о том, что сейчас я буду говорить как буддист, — сказал Далай-Лама. — В трактате „Основополагающие строфы о Пути Срединности" Нагарджуна описывает причинный механизм возникновения загрязнений. В его основе лежит „цепляние" к внутренней реальности вещей, к осознанию себя среди других людей и себя в окружающем мире. Затем, когда вы вступаете во взаимодействие с другими людьми или с миром по поводу конкретного события, вы начинаете проецировать. Процесс проецирования позволяет определить, является объект желательным или нежелательным, вызывает он влечение или отвращение.
Буддисты считают, что благодаря существованию причинного механизма даже при всей стремительности этого процесса хорошо тренированный йогин или медита-
тор может успеть разглядеть причину и отдельные этапы проецирования.
Фактически медитатору не нужен очень высокий уровень подготовки. Если вы внимательно всмотритесь в то, что называется шунья, в природу своего „Я" или самости, то заметите там определенное изменение, определенный эффект. В этот процесс можно вмешаться, особенно на второй стадии, стадии проецирования, и изменить его таким образом, чтобы он не привел к загрязнениям. Даже когда „цепляние" к внутренней реальности своего „Я" или объекта уже произошло, у вас остается возможность продлить период между моментом „цепляния" и фактическим возникновением загрязнения. В работе ментального механизма возникает пауза — момент'проецирования, и эту паузу можно продлить.
С другой стороны, сам факт схватывания объекта необязательно означает, что человек его реифицирует — цепляется за внутреннюю реальность этого объекта».
На это Франсиско заметил: «Тогда,- по логике, это должно найти отражение в самом процессе, в физической и мозговой активности. Мы сможем обнаружить разницу в характере изменений».
Далай-Лама отметил: «Мы не знаем, сможете ли вы обнаружить в мозговой активности такие корреляции с реификацией, которые будут отличаться от корреляций с восприятием, поскольку главным здесь является процесс схватывания объекта. Это необязательно означает, что вы должны его реифицировать. Вам еще предстоит выяснить, можно ли различить эти процессы в мозге.
Что происходит в процессе схватывания цветка с точки зрения точного анализа? За мгновение вы просто составляете представление о цветке как таковом, не реи- фицируя его. Это можно назвать обоснованной когни- цией. Но, говоря простым языком, в следующую долю
секунды произойдет реификация цветка, и, как только это случится, ваша когниция станет ложной*.
Так что, Франсиско, — заключил Далай-Лама, — нам еще предстоит увидеть, сможете ли вы найти точные нейтральные корреляции с чистым схватыванием цветка, ведь в следующий момент произойдет реификация этого цветка».
«Интересный получится эксперимент, как по-вашему?» — заметил Франсиско.
Несколько скромных предложений
Далай-Лама, который всегда проявлял повышенный интерес к использованию экспериментальных возможностей, предложил исследовать другое событие, которое представлялось ему еще более любопытным: «Хотелось бы узнать, сможете ли вы путем простого изучения мозга определить различие между правильной когницией и неправильной когницией. Например, в качестве эксперимента можно показать людям фотографию того, о ком они наслышаны, но никогда не видели. Вы скажете, что это человек, чье имя им известно, и поэтому они будут уверены, что на фотографии изображен человек, о котором они слышали. Но на самом деле на фотографии будет кто-то другой. В буддийском эпистемологическом понимании такая ситуация — это типичный случай ложной когниции.
Какое-то время спустя вы скажете им, что пошутили, — это фотография не того человека, а совсем другого. И с этого момента они откажутся от предыдущей ассоциа
* Алан объяснил, что он подразумевает под реификацией: «Простое схватывание цветка означает простое знание того, что цветок существует. Реификация — это восприятие цветка как вещи, существующей в точном соответствии с тем, какой она выглядит. Цветок выглядит так, словно он существует сам по себе, объективно, независимо. В первый момент происходит просто обоснованное схватывание цветка. Но цепляние за цветок как за вещь, которая существует именно так, как выглядит, — это ложная когниция, неправильное представление».
ции и обретут новое понимание, которое будет правильной когницией. В результате мы получим образец изменения когниции одного и того же объекта, а именно образа на фотографии. В один момент эта когниция окажется ложной, в другой — правильной. Интересно, можно ли определить или различить эти когниции на основании одной только активности мозга?»
На этот вопрос ответил Ричард Дэвидсон: «Я знаком с такого рода исследованиями. Расскажу об одном очень простом эксперименте. У вас есть две лампы разной мощности, одна яркая, другая тусклая. Перед включением яркой лампочки вы воспроизводите звук одной частоты, а перед включением тусклой — звук другой частоты, чтобы испытуемый, услышав звук, знал, какой будет свет. Затем вы включаете свет, по интенсивности располагающийся между первыми двумя вариантами, и при этом иногда предваряете свое действие первым звуком, а иногда вторым. Оказывается, что в мозге есть участок, который непосредственно следит за интенсивностью света, независимо от того, какой звук ему предшествует. Но в то же время в мозге есть другие участки, которые соответствуют ожиданиям, создаваемым тональностью звука».
Этот пример еще больше разжег интерес Далай-Ламы, и он предложил другую серию экспериментов: «Возможно, с точки зрения нейробиологии будет интересно посмотреть, сможете ли вы выявить различия в активности мозга, когда он схватывает объект и когда не делает этого, то есть когда разум только воспринимает что-то, но не пытается понять, что это такое».
Далее идеи экспериментов посыпались как из рога изобилия: «И кстати, сможете ли вы определить различие между непосредственным восприятием физического объекта и простым созданием обобщенного образа этого объекта в уме? Это было бы очень интересно».
В ответ на последнее предложение Франсиско сказал: «Это уже доказано — мы располагаем большим объемом данных по этому вопросу».
Сделав вид, что не услышал этого ответа, Далай-Лама продолжил: «И вот еще один вопрос: можно ли в процессе изучения мозга отличить процесс активизации интеллекта от активизации эмоции, которая с интеллектом не связана?»
На этом он решил остановиться. «А теперь давайте снова на минуту станем буддистами и вспомним о том, что есть два основных режима медитации: чистое медитативное сосредоточ



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь