Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др. Психология науки Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 28829

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В итоге обработки анкетных данных методами факторного анализа делается вывод о преимуществе внутренних стимулов перед внешними, об отрицательном или положительном отношении к идеям руководителя и т. д. Сходным образом извлекаются данные об ориентации ученого на науку "вообще" или на свое учреждение, о его склонности к определенному стилю исследования (например, стремление к возможно более широкому охвату новой области либо, напротив, предпочтение конкретной "устоявшейся" проблемы). Хотя такого рода эмпирический материал отражает реальные мотивационные тенденции (и потому его сбор вовсе не является напрасным), он сам по себе недостаточен, чтобы вскрыть истинные источники мотивации,
229

подспудные процессы, которые детерминируют выбор ученым проблемы и направления, определенного стиля исследований, его ориентацию на тот или иной комплекс идей и т. д.
Изучение (по аналогии с "общественным мнением") "научного мнения" несомненно полезно для выяснения характера представлений ученых о самих себе, о том, как они оценивают сильные и слабые стороны своих коллег, в какой последовательности располагают по научной значимости различные труды и т. д. Но, обсуждая вопрос о мотивах, мы лишь тогда сможем придать ему серьезное значение, когда от сбора мнений перейдем к анализу реалий. Анализ же этот по необходимости выводит за пределы представлений субъекта о собственной мотивации, за пределы его самоотчета, каким бы искренним он ни был. Высказывания ученых о механизмах и стимулах их творчества нельзя принимать на веру не в силу того, что реальность может оказаться в них деформированной под влиянием личностных установок, но прежде всего из-за того, что авторы самоотчетов не располагают специальным понятийным и методическим аппаратом, позволяющим исследовать эту реальность.
Это относится не только к высказываниям ученых, не имеющих профессиональной психологической подготовки и потому вынужденных руководствоваться житейскими представлениями о поведении и его побудительных силах, но точно в такой же степени и к специалистам по изучению психической жизни.
В свое время К. Марчесон организовал издание серии автобиографий известных современных психологов. Среди авторов были представлены ученые, с именами которых связаны крупные достижения в разработке проблем мотивации (Торндайк, Толмен, Халл, Юнг и др.). Они, однако, не смогли удовлетворить пожелания Марчесона и сообщить о методах и мотивах своего творчества. Из своих научно-психологических знаний о поведении им не удалось извлечь никаких преимуществ по сравнению с теми, кто этими знаниями не обладал. "Вероятно, на мои интересы и понятия, - писал, например, Э. Толмен, - оказала влияние структура моей личности, но какого рода здесь взаимосвязи - лежит за пределами моей способности их обнаружить" (Murcheson, 1936, р. 329).
Автобиографии, изданные Марчесоном, представляют большой интерес, но они не.в меньшей степени нуждаются в специальной научно-психологической интерпретации, чем любые другие автобиографические сведения.
Мотивационные отношения на уровне научного творчества отличаются от отношений, которые складываются на других, более элементарных уровнях организации мотивации и поведения
230

в целом (т.е. на тех уровнях, изучение которых прославило указанных выше психологов), и требуют специальных знаний и методов, разработать которые призвано новое науковедческое направление - психология науки, исследующее функции субъекта творческой деятельности (индивида или малой группы) в социальном организме "большой науки".
§ 2. Объективная динамика мотивов
В области творчества, так же как и в других сферах человеческой жизни, мотивы имеют свою объективную динамику. Они складываются в реальной системе отношений индивида и социума, личности и мира. Эта система несравненно сложнее того, что отражается в самоотчете субъекта. Из этого вовсе не следует умаление роли, которую способен играть в организации человеческого поведения самоанализ. Речь идет лишь о том, чтобы не перелагать трудности, которые призвана преодолеть наука, на плечи индивида, не обладающего никакими специальными орудиями для изучения собственных психических процессов.
Одним из первых, как известно, вышел навстречу этим трудностям Фрейд. В противовес древней концепции, по которой внутренний психический мир открыт одному только способному наблюдать за ним субъекту, доказывалось, что этот мир имеет свою мотивационную структуру и историю, проникнуть в которую можно лишь путем сложного, опосредствованного анализа. Была открыта новая проблема - проблема объективной динамики человеческих побуждений. То, что она выступила первоначально в неадекватной, превращенной форме, не дает оснований отрицать важность ее введения в контекст научной мысли. Истина никогда не дана этой мысли в ее сокровенной чистоте. Ее еще нужно выстрадать.
Многие исследователи - Торндайк, Бехтерев, Леб, Гобхауз, Ллойд-Морган и другие - устремились по пути объективного анализа психической регуляции поведения. Их поиск был обусловлен сложившимися в науке обстоятельствами, придавшими совершенно различным умам сходную направленность. Но эта зависимость от логики развития науки не всегда осознавалась. Торндайк, например, вспоминает, что мотивом, побудившим его к изучению интеллекта животных, было стремление удовлетворить требованиям университетского курса и получить степень. "Любая другая область, - пишет он, - столь же хорошо бы мне послужила... Я не интересовался специально животными и никогда не проходил курса биологии. Учил ее только для сдачи минимума" (Murcheson, 1952, р. 266).
231

В течение трех лет он экспериментировал с обезьянами. Главным мотивом служило "желание иметь хорошую репутацию" - побуждение, которое, по мнению Торндайка, "мотивирует большую часть научной работы". Обозревая движение своих идей, Торндайк полагает, что оно говорит, скорее всего, "о реактивности на внешнее давление или возможность, чем о реактивности на внутренние потребности (inner needs)". Вообще он считает, что "даже в случае больших людей имеются веские свидетельства того, что собственные интересы и планы человека могут дать меньший результат, чем его реакции на требования извне" (Murcheson, 1952, р. 266). В итоге анализа собственного пути в науке Торндайк приходит к выводу, что сделанное им - это всего лишь "конгломерат накопленного под влиянием различных внешних обстоятельств и требований". Насколько верно отразилась в представлениях Торндайка мотивационная подоплека его научной деятельности? Мы уже отмечали, что самоотчет о мотивах следует рассматривать только как исходный материал, а не как бесспорную версию. Это имеет силу и по отношению к приведенным высказываниям Торндайка, хотя как будто откровенное признание приоритета за вненаучными мотивами и не должно оставить сомнений в том, что в данном случае обнажены истинные корни побуждений. И тем не менее требование объективности не позволяет нам верить Торндайку на слово.
Побуждения, которые можно было бы отнести к разряду "внешних" (по отношению к ходу развития самих научных идей), несомненно, являются существенными для деятельности научного работника. Стремление утвердить свой приоритет в открытии, добиться признания ученым миром, достичь высокой компетентности - все это служит могучим двигателем исследовательского труда. Торндайк считал, что им руководило главным образом стремление получить степень и приобрести хорошую репутацию. Так говорило ему сознание, и оно, конечно, в этом плане не ошибалось. Но оно ничего не могло сообщить о другом, глубинном уровне, где работа мысли направлялась на решение не его личной, а надличной научной проблемы и где мотивация была уже иной, чем в плоскости его частных интересов. Этот глубинный мотивационный ряд может быть вскрыт лишь средствами специального анализа, исходящего из объективных особенностей ситуации, которая сложилась в области, избранной Торндайком для реализации своих личных планов - в исследованиях интеллектуального поведения (научения) животных. Он мог, как вспоминает в своей "Автобиографии", не проявлять интереса к биологии и экспериментировать над животными лишь с целью быть признанным в качестве специалиста.
232

Но, независимо от субъективных устремлений Торндайка, действительным мотивирующим началом его экспериментального поиска являлась потребность в новой трактовке психической регуляции жизнедеятельности. Эта потребность создавалась объективной логикой развития научных идей в те годы, независимо от личных планов. И хотя он заверяет, будто следовал в выборе своих проблем не внутренней потребности, а давлению случайных, внешних обстоятельств, это утверждение может служить лишь еще одним свидетельством того, насколько трудно ученому, в том числе психологу по специальности, проникнуть в механизм действия подспудных мотивационных факторов, правящих его мыслью.
Приобщаясь к науке, индивид усваивает ее запросы, которые, независимо от степени их осознаваемости, направляют его поиск. Так было и в случае с Торндайком. В его первой экспериментальной работе, незавершенной и неопубликованной, испытуемыми были дети-дошкольники. Экспериментатор мысленно представлял какие-либо числа, слова, объекты, а сидящий против него ребенок должен был догадаться, о каких числах, словах думал экспериментатор. В случае успеха ребенок получал конфетку. Детям очень нравилась эта игра, но администрация не позволила продолжать опыты, и Торндайк перешел к изучению инстинктивного и интеллектуального поведения цыплят.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика в 10 томах
  • Кун Т.С. СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Притча «Он и Она»
  • Внешность ученого влияет на интерес к его работе
  • Александр Рубакин. Библиопсихология. Николай Рубакин
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Притча «Иисус и Никодим»
  • Кое-что об отношениях людей
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Уилбер К. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВСЕГО (гл.1-8)
  • Моше Идель. Техники сновидений в еврейской мистике
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • А. Стешов. Психология спора: виды и принципы полемического взаимодействия
  • Георгий Почепцов. Меметическая война, или В поисках «арифметики» разума
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • 10 признаков умных людей
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Александр Марков. Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»? Происхождение религии
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Гордый олень»
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Савельев И.В. Курс общей физики. Т.3. Оптика, атомная физика, физика атомного ядра и элементарных частиц
  • Под ред. В.Н. Иванова - Основы социального управления
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Притча «Самое главное»
  • Притча «Грех — нелюбовь»
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Притча «Прачки»
  • Как заставить людей признавать факты?
  • Шопенгауэр А. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Притча «Верный пес»
  • Притча «Мастер Притч»
  • Хекхаузен Х. Мотивация власти.
  • Башкин В.Н. Биогеохимия
  • Татьяна Гунина. Научные основы речевого общения в трудах исследователей
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Четыре друга»
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Притча «Жизнь нелогична»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь