|
Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67207
Автор: Клюева Н.В.. под ред
Название: Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Велика потребность в самовоспитании, направленном на формирование целостной личности.
Одним из основных психологических новообразований юности является психологическая готовность к самоопределению, поэтому работа психолога должна быть прежде всего направлена на оказание поддержки в том, чтобы юноша осознал себя субъектом самоопределения, был способен принять ответственность за свои действия. Подобное поведение требует психологической, физической и социальной зрелости, на формирование которых акцентируется внимание психолога. Его работа должна быть направлена на то, чтобы [3]: - сформировать на высоком уровне психологические структуры, прежде всего самосознание школьника; - развить потребности, обеспечивающие содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временная перспектива; - создать предпосылки для становления индивидуальности как развития осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником. Вопросы и задания 1. Назовите психологические особенности каждого возраста (от 0 до 1года, от 1 года до 3 лет, 3-7 лет, 7-11 лет, 11-15 лет, 15-18 лет), которые необходимо учитывать при организации воспитательного процесса. 2. Какие возраста считают критическими и почему? 3. Являются ли кризисы неизбежной составляющей развития личности? 4. Какие страхи испытывают беременные женщины и какова роль психолога, оказывающего психологическую помощь женщинам, ждущим ребенка? 5. Назовите причины, лежащие в основе конфликтов подростков с родителями. 6. Дайте психологический анализ высказывания Я. Корчака: «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения... Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли о воспитании - это все равно что поручить чужой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые рождаются в муках, и они-то самые ценные». 7. Дайте психологический анализ высказывания «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства» (М. Эбнер-Эшенбах). 8. Ученые утверждают, что имя ребенка влияет на его формирование. Вспомните или обсудите с родителями, в честь кого они вас назвали. Проанализируйте, как имя оказало влияние на формирование вашей личности. 9. Наблюдая за особенностями взаимоотношений в шестом классе, школьный психолог заметил, что один из мальчиков старается как можно больше времени проводить с девочками, в поведении проявляет особенности, присущие им. Много внимания уделяет мальчик своему внешнему виду. Игры, в которые предпочитает играть, также больше предназначены для девочек. Назовите возможные причины развития мальчика по «женскому» варианту. 10. Разработайте сценарий проведения занятия, направленного на оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, используя для этого психологическое тестирование, информирование и активные методы обучения (ролевую игру, дискуссию, элементы социально-психологического тренинга). План семинара «Воспитание как общение-диалог» 1. Психологическая сущность субъект-субъектной модели взаимодействия взрослого и ребенка. 2. Диалогическая природа общения. 3. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми. Основная литература 1. Авдеев Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. М., 1991. 2. Бертин А. Воспитание в утробе матери. М., 1992. 3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991. 4. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие). М., 1991. 5. Крайг Р. Психология развития. СПб., 2000. 6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1979. 7. Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1997. 8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999. 9. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997. 10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург. 1998. 11. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994. 12. Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1989. 13. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. Дополнительная литература 14. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968. 15. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 16. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995. 17. Дассано-Марконе М. Девятимесячный сон: Сны в период беременности. М., 1993. 18. Дик-Puд Г. Роды без страха. СПб., 1996. 19. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.Л. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999. 20. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990. 21. ЛешлиД. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991. 22. Масару И-бука. После трех лет уже поздно. М., 1991. 23. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 24. Слайдер Д. И. Курс для выживания подростков. М., 1995. 25. Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982. 26. Янов А. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб., 2000. Влияние семьи на формирование личности Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост. Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся: - функция воспроизводства; - первичный социальный и сексуальный контроль; - экономическая поддержка детей; - поддержка нетрудоспособных; - защита прав ребенка на полноценное развитие. Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся: - удовлетворение потребности в любви; - функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности; - функция самоутверждения, самореализации, личностного роста; - психотерапевтическая функция семьи; - функция социальной ответственности за каждого члена семьи; - функция формирования позитивных отношений; - функция формирования культурной общности. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|