Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172888

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Исключительно интересно выявленное распределение самостоятельно выполненных работ по возрастным категориям. «Основная масса работающих самостоятельно и основное количество выполненных ими работ приходится на 1 —6-е классы. При этом приток начинающих работать в основном заканчивается в 6-м классе: он очень мал в 7-м и почти отсутствует в 8—10-х классах*. Это еще раз подтверждает тот вывод, что приобщать школьников к самостоятельной и творческой работе надо как можно раньше».
* Приведенные И.П. Волковым данные относятся к периоду 10-летнего обучения в средней школе.

Таким образом, И.П. Волковым, по существу, установлен сензитивный период развития творческих способностей, совпадающий с младшим школьным возрастом. Это хорошо согласуется с тем, что в ведущей для данного возраста учебной деятельности происходит овладение основами трудового и интеллектуального социального опыта, навыками и умениями. В следующем за младшим школьным подростковом возрасте ведущей становится уже не учебная деятельность, а интимно-личностное общение со сверстниками, что знаменует затухание возрастной сензитивности к развитию интересов и склонностей.
Важным моментом является установленная И.П. Волковым двухфазность в развитии творческих способностей. Он пишет: «Самостоятельность — это прежде всего проявление инициативы в выборе темы для работы и способе ее выполнения, это первая ступень творчества. При этом детскую самостоятельность и творчество нельзя понимать как что-то изолированное: между ними нет резкой границы... Мы убедились на своем опыте, что появлению творческих работ в подавляющем большинстве случаев будет предшествовать работа в основном репродуктивная, но самостоятельная». И.П. Волков отмечает также, что интенсивность работы учащихся из года в год и от класса к классу повышается, особенно в старших классах. Если в первый год они выполняют в среднем по 5, во второй — по 6, то в третий год они создают уже в среднем по 13—14 работ каждый, при этом качество также значительно повышается.
Методика И.П. Волкова направлена на обретение выпускниками школы призвания, одной из самых важных для человека сущностных связей с миром. В то же время, основываясь на максимально возможном широком круге занятий, к которым приобщаются школьники, она одновременно позволяет выявить и весь круг общих интересов, т.е. общую структуру возможных сущностных мотивов.
Тот факт, что выпускники школы, приобщившиеся за время учебы к творчеству, реализуют себя в профессии, соответствующей их призванию, т.е. исходя из интереса к самой работе, к ее содержанию, однозначно свидетельствует об их общей ориентации на духовно-нравственные ценности. Если бы это было не так, то они выбирали бы себе профессии, позволяющие наиболее полно реализовать другие, несущностные мотивы (получение высокой заработной платы, возможность сделать карьеру и т.п.). Таким образом, данная методика фактически позволяет более чем втрое (до 1/3 вместо 10%, установленных в исследованиях Л. Колберга) повысить общее количество людей, вступающих в жизнь с духовно-нравственной направленностью личности.
Несмотря на очевидную эффективность методики И.П. Волкова, ему не удалось добиться ее широкого применения. Эта методика требует высокого профессионализма и энтузиазма от всего педагогического коллектива, что для подавляющего большинства школ недоступно. Состояние нашего общества в целом не позволяет существенно влиять на количественное соотношение различных линий онтогенеза жизненного мира в масштабах поколения. Нет такой возможности и в наиболее развитых странах, например в США. При достаточно высоком уровне школьного образования оно решает задачи, определяемые именно состоянием современного общества в целом. Массовое применение методик, позволяющих резко повысить развитие у детей сущностных связей с миром, творческих способностей, там тоже невозможно.

* * *
Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Развитие мотивации учения закрепляет наметившуюся в конце дошкольного возраста дифференциацию линий онтогенеза жизненного мира. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.
Глава 6. Подростковый возраст (11 —15 лет)
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие -позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
§ 1. Пубертатный кризис
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек скачок роста обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4—7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания — и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них практически постоянна усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Осознание этого состояния приводит к заключениям типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков в большей мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).
По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества. Чтобы уточнить мужские и женские стили поведения, формирующиеся у детей, воспользуемся соответствующими шкалами американского детского опросника (табл. II. 4).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Григорий Кононенко. Уже не ребенок, еще не взрослый: о подростках и их родителях
  • Журавлева Марина Юрьевна. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Чемпосова Юлия Викторовна Кузьмина Вера Валерьевна. Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Кризис подросткового возраста
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Федотова Евгения Александровна. Семинар-тренинг «Счастливое детство»
  • Как влияет на наш характер порядок рождения
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Алина Сальникова. Трансгендерная личность. Кто такие трансгендеры?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Иващенко Ольга Олеговна. Дошкольник. Какой он?
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Екатерина Наркевич. Осторожно — подросток. Как общаться с подростком (Е. Наркевич)
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Почему люди хронически лгут
  • Роберт Энтони. Искусство принимать себя. Секреты уверенности в себе
  • Притча «Быть может это судьба»
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Притча «Язык любви»
  • Оксана Иосифовна Гатина. Система игр для тревожных детей дошкольного возраста как профилактика неврозов
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • В поисках спутника жизни не пропустите близнеца
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь