Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52683

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Действующий человек постоянно оценивает как различные внешние стимулы в наличной ситуации, так и свои возможности справиться с ними. Кроме того, конкретная обстановка может создавать условия или препятствовать удовлетворению имеющихся у человека потребностей. Это приводит к возникновению новых внутренних потребностей. (Напомним, что потребности, возникающие в процессе трудовой деятельности, были проанализированы Maslow (1954) и Locke (1976)). В данном случае термин "потребность" используется для обозначения требований, предъявляемых человеком к объективным реалиям или психическим процессам и состояниям с учетом действия временного фактора. Действительно, в процессе переживания стресса может изменяться восприятие времени, что является важной причиной нарушения баланса между воспринимаемыми внешними стимулами и оценкой собственных возможностей. Помимо этого, человек может ориентироваться на быстроту происходящих во времени изменений как на дополнительное средство оценки ситуации.
Независимо от характера внешнего воздействия, перцептивное представление о нем формируется на основе дастанционных характеристик (близость-удаленность), частоты появления, скорости происходящих изменений, его неоднозначности и новизны в комбинации с другими стимулами или при отсутствии таковых (Appley & Trumbull, 1967; Сох, 1975; Dodge & Martin, 1970; Broadbent, 1971). Под индивидуальными ресурсами и способностями понимаются не только те специфические и приобретенные навыки, которые связаны с осуществлением деятельности в заданной ситуации, но также и более общие характеристики человека, такие, как личностные качества или устоявшиеся формы поведения.
Другими важными аспектами в оценке происходящего являются, во-первых, ограничения, которые накладываются особенностями ситуации и собственной системой оценок человека, и, во-вторых, поддержка, подучаемая со стороны. Давление штуащад ограничивает [еловека в выборе действий. При удовлетворении внутренних по-ребностей дисбаланс, возникающий между воздействующим стимулом и возможностью отреагировать на него, может оказаться вполне терпимым. Так, например, человек может соглашаться с неполной реализацией своих способностей в отношении заработка, необходимого для нормального жизнеобеспечения, если у него нет альтернативных вариантов трудоустройства. Он только тогда прекратит работать в ущерб своим базовым потребностям, когда стресс, порождаемый подобным дисбалансом, станет чрезмерным. Для некоторых людей характерен высокий уровень притязаний, связанный со стремлением к успеху, достижениям, высокому социальному статусу. В силу этого они могут испытывать дисбаланс между требованиями и реализацией своих возможностей в течение весьма продолжительного времени.
216
В литературе подробно описываются два различных типа поведения - так называемые тип А и тип В (Rosenman и др,, 1964; Friedman, 1969; Jenkins, 1971). Лица с поведением по типу А, обнаруживающие большую склонность к сердечно-сосудистым заболеваниям, отличаются от представителей противоположной группы (тип В) ныраженной увлеченностью работой, стремлением к конкуренции* целеустремленностью и постоянным переживанием чувства напряжения. Они часто готовы связать себя чрезмерными обязательствами с точки зрения соотношения "объективные требования - субъективные возможности".
Специфичным для предлагаемой трансактной модели стресса является налитое взаимосвязей внутри и между ее различными компонентами. Каждое из взаимодействий реализуется по принципу обратной связи и направлено на сохранение или восстановление баланса.
Используемое в дальнейшем понятие "приспособление" означает поддержание баланса за счет психологических ресурсов человека. Первая стадия процесса приспособления связана с выбором и формированием соответствующих реакций, а вторая - с их исполнением. При осуществлении выбора серьезной проблемой является неуверенность человека в самом себе. Так, переживания неуверенности могут привести к таким нежелательным результатам, как тревожность или паника. Осуществление правильного выбора приспособительной реакции и ее последующая реализация является специальным навьосом.
Lazarus (1966) ввел подразделение приспособительных действий на две категории. К первой категории относятся такие поведенческие акты, которые могут быть названы "тенденциями прямого соприкосновения71* Их целью является непосредственное снижение интенсивности внешних влияний. Действия, относящиеся ко второй категории, обусловлены сугубо когнитивным процессом - так называемой "защитной переоценкой". Тенденции к прямому соприкосновению включают непосредственные и условные воздействия (убеждение, поиск компромисса, аргументация), которые направлены на объект или человека, воспринимаемых как источник опасности. Кроме этого, к ним относятся избегание и пассивное поведение, а также действия; направленные на повышение эффективности ответной реакции. Когнитивная ориентация имеет целью снижение степени пережив ания стресса и включает в себя переоценку или изменения в иерархии внутренних ценностей и потребностей, переоценку последствий неудачной реакции на поступившее требование или искажение восприятия внешнего стимула.
Результаты первичного приспособления к стимулу приводят к процессу вторичной оценки. В последней может быть зафиксировано уменьшение, увеличение или же сохранение дисбаланса на прежнем
217
уровне. На основании вторичной оценки человек принимает решение о продолжении начатой или изменении стратегии приспособления.
С переживанием стресса часто связаны выраженные физиологические изменения. Для предлагаемой модели важны даа момента. Во-первых, акт приспособления, хотя бы отчасти, определяется типом физиологической активизации. В качестве примеров такого взаимовлияния можно привести гипотезу приятия-неприятия Lacey (1967) или различные производственные ситуации, в которых разные стратегии исполнения оказывают влияние на мышечную активность, кровяное давление а также на механизмы внимания. Во-вторых, физиологические реакции влияют на другие уровни функционирования организма по принципу обратной связи. Отчасти тип физиологического реагирования основывается на активации адрено-симпатико-медулярной системы. Известно, что это является базовым способом подготовки активной приспособительной реакции в ситуациях опасности. Однако при выборе пассивной формы реагирования или стратегии когнитивной переоценки обращение к этому филогенетически закрепленному механизму адаптации становится малопригодным, особенно в случае норм и требований, присущих современному обществу, Зачастук? физиологические ресурсы, мобилизованные с помощью этого механизма, не используются и при сохранении внешнего требования накапливаются, Такт например, повышенная секреция адреналина приводит к кратковременной активизации центральной нервной системы, но если воздействие стимулов продолжается, то происходит снижение уровня активации и возникает чувство усталости (Breggin, 19б4),
Очевидно, что многое, касающееся вопросов о физиологических коррелятах стресса, остается еще неясным. Несомненно, что наблюдаемые физиологические сдвиги часто являются нормальным проявлением работы механизмов гомеостатической компенсации, которая возникает на начальной стадии реакции на текущую ситуацию. Сами по себе эти флуктуации не несут угрозы для здоровья человека. Однако появляющиеся при этом у некоторых лиц изменения могут вызывать возникновение и развитие патологий. Вместе с тем, следует отметать, что подобные изменения» приводящие к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету, язвенным и раковым болезням, еще очень мало изучены (см. Сох, 1978).
Трансактный подход и преодоление стресса
В рамках трансактного подхода предлагается целый рад приемов пр ео д о ления и снижения уровня пер ежив ания стресса, благодаря чему он применим во многих случаях. Значительное число традиционных методов борьбы со стрессом основано на уменьшении шт ограничении влияния негативных факторов внешней среды (снижение уровня
-
213
шума, улучшение освещения и пр.). Тажой подход характерен для эргономистов-практиков и обычно применяется для целостных профессиональных групп и производственных коллективов. Групповой подход часто оказывается весьма эффективным при неудовлетворительной организации производственной среды или же при проектировании новых технологических систем "человек-машина". Сторонники различных форм реорганизации труда доказывают, что применение этих методов улучшает психологическое состояние работников.*



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь