|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60923
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ь такой темперамент, который позволит вам выявлять самые ранние признаки этих эмоций и предотвращать их появление.
Ну а если это невозможно, если сильные эмоции, такие как гнев, уже набрали силу, вы сможете заставить себя не поддаваться им. Эмоциональные состояния длятся не долго; они не успеют вас захлестнуть. Но если и это невозможно, то тогда вы хотя бы сможете позаботиться о том, чтобы эти сильные деструктивные эмоции не вылились в негативные действия, которые окажутся деструктивными как для других, так и для вас самих. Собственно говоря, в ряде случаев, даже после того как вы переживете всплеск сильных деструктивных эмоций, у вас может появиться ощущение глубокого сожаления о случившемся, и вы осознаете неуместность и деструктивность своего поведения. Тогда у вас появит ся возможность укрепить в себе решимость измениться. Это один из способов обучения на опыте эмоций». Хотя цель буддизма в том, чтобы освободиться от гнева полностью и окончательно, это всего лишь идеал. Конечно, этот идеал превосходит цели, которые ставились западными философами со времен Аристотеля, равно как и цели современной психологии. Что касается Далай-Ламы, то он хотел вести разговор в реалистических рамках, признавая, что в светском контексте невозможно полностью искоренить отрицательные эмоции. При таком подходе буддийская позиция не требует, чтобы мы вообще не испытывали гневных чувств, но когда это случается, мы должны оказаться в состоянии рассмотреть другие возможности благополучного выхода из ситуации, не отдавая себя во власть слепого гнева. Собственно говоря, Далай-Лама считал, что мы собрались здесь главным образом для исследования методов, которые могли бы помочь людям ослабить воздействие гнева на их жизнь. Постижение: бастион на пути деструктивных эмоций Был еще один момент, когда Далай-Лама вовлек в разговор досточтимого Кусаласитто. Указав жестом на тайского монаха, Далай-Лама сказал: «Сейчас было бы очень хорошо от практической стороны подойти к вопросу о медитативной практике постижения и о том, какое отношение она имеет к эмоциям». К этому я добавил, что медитация постижения может пригодиться при реализации светского подхода к деструктивным эмоциям, поскольку ее можно освоить, не переходя в буддийскую веру. Со своей стороны бханте чувствовал, что, несмотря на все свое научное оборудование и материальное осна щение, ученые все еще не нашли эффективного способа смягчения последствий эмоций. В этом плане буддизм может оказаться чрезвычайно полезным, особенно его методы нейтрализации неблагоприятных состояний. Поэтому бханте не нужно было просить дважды — сразу же начал свой короткий, но содержательный обзор буддийского опыта. «Как уже сказал Его Святейшество, теперь мы должны вести беседу на языке светской этики, но боюсь, что как раз сейчас у ученых появилось желание отправиться в нирвану, — добавил он со смехом. — Они хотят узнать, как происходит эта медитативная практика, поскольку именно данная техника помогает нам понять, что эмоции не присущи человеку изначально. Они являются порождением опыта, и каждый день рождает новые чувства, но эти чувства не остаются с нами навсегда: они находятся с нами какой-то период времени, а потом уходят. Какими бы ни были эмоции — конструктивными или деструктивными, — они пробудут с нами всего лишь какое-то время, а затем исчезнут. Учитель Будда раскрыл нам глаза на непостоянство вещей как основную причину того, что негативные эмоции не причиняют нам вреда. Но существует один очень важный момент, который наступает, когда мы впервые вступаем в контакт с внешним миром, начинаем воспринимать цвет, звук — что угодно. Как гласит „Сатипаттха- на-сутта", Будда советует, что в тот момент, когда вы видите образ, слышите звук или входите в контакт с любым осязаемым объектом, ваш ум должен быть настроен на постижение и осознавание. Если вы сумеете максимально развить силу постижения и осознавания, то увидите цвет или услышите звук такими, какие они есть на самом деле; вы не будете думать о том, плохи они или хороши, красива или уродлива увиденная вами картина, мелодичен или неприятен звук. Когда вы научитесь дей ствовать таким образом, ваш ум будет оставаться очень спокойным. К вам не подступится ни одна негативная эмоция, способная причинить вам вред». Затем досточтимый Кусаласитто перешел к детализации другого аспекта постижения — состоянию концентрации, в котором внимание фокусируется на нейтральном объекте для осознавания (как правило, на естественном потоке дыхания) и таким образом блокирует деструктивные эмоции. «Можно сказать, что вы выбираете в уме альтернативный объект. Вместо гнева, зависти или агрессии ваш ум теперь фокусируется на нейтральном объекте для осознавания. Например, вы можете поддерживать осознанность дыхания — вдох-выдох, вдох-выдох — так долго, как только сможете. Таким образом, — подвел он итог, — по методике са- типаттханы вы сначала культивируете постижение и осознавание, фокусируясь на теле, на вдохах и выдохах, а также фокусируете постигающее осознавание на ваших ощущениях. До тех пор, пока вы будете обладать способностью к постижению и осознаванию, вы будете жить в крепости, куда деструктивные эмоции не смогут проникнуть». Затем бханте описал, что происходит, когда это сконцентрированное внимание выбирает в качестве объекта сам ум — наблюдение за состоянием постижения. «После того как вы сфокусируете ваш ум, он сам сможет стать объектом постижения. В этот момент вы сможете узнать, благоприятным или неблагоприятным является состояние вашего ума, заражен ли он гневом, завистью, алчностью, ненавистью, заблуждениями. Вы будете осознавать это в тот самый миг, когда в вашем уме что-то появится, чем бы это что-то ни оказалось». Когда процесс культивирования этого точного и сфокусированного осознавания будет завершен, вы перейдете на уровень невозмутимости и неуязвимости для де структивных эмоций. «На этой стадии, — отметил он, — ум не испытывает ни радости, ни печали, ни сожалений. Когда вы получите знание о реальной природе ума, вам будут не страшны никакие негативные эмоции. Объектом внимания при использовании этой техники может стать даже такое серьезное препятствие, как неблагоприятное ментальное состояние или навязчивое психическое состояние». На этой стадии постижения все, что попадает в сферу осознавания, воспринимается как «всего лишь форма и название»; разум остается нейтральным, несмотря на любые попытки нарушить его покой. «Вы просто рассматриваете все, что всплывает в вашем уме, как естественные процессы, которые начинаются и заканчиваются, как вещи, которые побудут с вами какое-то время, а потом уйдут, — ничто не остается навечно. И после этого вы можете наслаждаться состоянием покоя и умиротворения». Досточтимый Кусаласитто закончил свой обзор пути постижения, или сатипаттханы, словами: «Такова эта техника в том виде, как ее описывает Будца». Способность с оговоркой Последний уровень постижения, по описанию бхан- те, предшествует моменту, когда восприятие обостряется до такой степени, что человек может разорвать связь между исходным сенсорным ощущением и стремлением ума классифицировать его и отреагировать на него. Вместо того чтобы видеть мир через призму наших привычных категорий и непроизвольных эмоциональных реакций, разум остается нейтральным, свободным от автоматических привычек. Я знал, что Франсиско Варела исследовал как раз такие процессы восприятия, и поэтому сказал досточти мому Кусаласитто: «В числе тех моментов, на которые вы указали, есть два, о которых я хотел бы спросить Франсиско, поскольку они имеют отношение к нашему пониманию разума и эмоций. Вы сказали, что если в момент первого сенсорного контакта наш ум будет настроен на постижение, тогда нам не понадобится проходить через цикл классификации или поиска слов для описания наших ощущений. Другими словами, мы устроим появляющейся эмоции короткое замыкание. В результате мы вообще избавимся от необходимости следовать по пути деструктивных эмоций. Еще вы сказали, что если у нас начинается эмоциональная реакция, то мы можем успокоиться, фокусируя внимание на дыхании до тех пор, пока она не исчезнет. Это две разные стратегии. Франсиско, имеет ли первая стратегия смысл с точки зрения нашего представления о том, что происходит во время процесса обработки информации?» «Предположим, нам нужно применить стратегию распознавания через постижение, — ответил Франсиско, — чтобы добиться того, о чем сегодня утром говорил Пол, то есть Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|